Я. Морено был экзистенциалистом, преследующим идеалы субъективности и увлеченным феноменологической философией и метафизическими рассуждениями. В своих философских размышлениях Морено приходит к оптимистическому выводу: боль и смерть — это предпосылки для возникновения любви и сочувствия. Знание Морено рассматривал как расширение пределов личности, так же, как и любовь.
Экзистенциальная реальность открывается только через человека. Во-первых, опыт не передается вербально, его нельзя усвоить на примере. Во-вторых, существует индивидуальный опыт (каждый в одном и том же событии переживает наряду с универсальными и некоторые уникальные ощущения). В-третьих, продукт творческой деятельности одного человека не может быть до конца познан другим. Религиозный экзистенциализм пытался восстановить утерянное во время догматических раздоров представление о Боге как об экзистенциальной целостности бытия. Я. Морено в своей психодраматической философии рассматривает Бога таким же образом. В психодраме исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе психодрамы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений человека.
|
|
П. Келлерман пишет, что в экзистенциальной психодраме не существует концепций здоровья, нормы и патологии, и поэтому диагноз просто не нужен. Экзистенциальная психодрама дает «эмоциональный опыт в рамках межличностного взаимодействия со своей собственной духовной ценностью» и, таким образом, «цель психодрамы состоит не в том, чтобы дать „исцеление", а в том, чтобы просто сделать личность настолько спонтанной и творческой, насколько это возможно в рамках индивидуальности каждого из участников» (Келлерман, 1998, с. 42).
Я. Морено и 3. Морено указывали на две противоположные силы, действующие в терапевтическом исследовании: субъективное состояние субъекта и объективные требования научного метода (Moreno J. L. & Moreno Z., 1959). Психодрама дает возможность исследовать и корректировать свой субъективный опыт с помощью драматизации его актуальных переживаний. Джонатан Морено (сын основателя психодрамы) охарактеризовал психодраму как форму феноменологической психотерапии. Психодрама подходит к человеку целостно, рассматривает его как комплексную, динамическую систему во взаимодействии с постоянно расширяющимся физическим, социальным и временным контекстом. Практикой интегративного сознания является встреча, экзистенциальное, или психодраматическое соприкосновение. Пропасть между субъектом и объектом, которую Л. Бинсвангер назвал «раком психологии» (Binswanger, 1964), в психодраме преодолевается за счет настройки на бытие другого человека. Расширяя свое бытие до возможности бытия других, участник психодрамы доходит до понимания бытия вообще, достигая тем самым «объективности» (Лейтц, 1994).
|
|
Психодрама подсказывает, что главное в человеческом общении — это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, то есть не в значениях, а в подтексте. «Смысл ищется не только в словах, а в поступках, в выражении лица, в оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах. Человеческое общение многоязычно, и оно живо своими внутренними формами. В нем используются языки жестов, действий, образов, знаков, слов, символов, а также тексты, подтексты, смыслы, значения, исполненные смысла паузы и фигуры умолчания. При этом богатстве не всегда есть уверенность в правильности понимания. Но дело не только в мере понимания, а еще и в том, что слово, (сказанное и несказанное) в человеческом общении выступает в роли социального действия» (Зинченко, Моргунов, 1994, с. 38).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА
Трудности определения метода психодрамы вызваны, во-первых, множеством противоречивых определений психодрамы, данных самим ее автором. Во-вторых, они связаны с эклектичным
характером психодрамы и ее сходством с такими подходами, как терапия фиксированной роли (Kelly, 1955), обучение социальной модели (Bandura, 1971), гештальт-терапия (Perls, Hefferline & Goodman, 1973), группы встреч (Schutz, 1971), драмотерапия (Jennings, 1989; Landy, 1986) и с другими методами, основанными на действии. В-третьих, психодрама часто использует методы, которые могут существовать самостоятельно: социометрия и групповая психотерапия. Эти методы могут применяться или не применяться — в зависимости от ориентации терапевта. В-четвертых, психодраму применяют как в терапевтических, так и в нетерапевтических целях. То есть психодрама может быть использована и в исследовании себя и других людей, своих контактов с миром (экзистенциальная психодрама), и в обучении (дидактодрама, аксиодрама, «творческая драматика» и т. д.).
Психодрама — слово, состоящее из двух корней: «психо» — от греческого psyche — «душа» и «драма» — «действие» — «один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения... изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой» (Советский энциклопедический словарь, 1989, с. 414). Словарь-справочник по психологии характеризует психодраму как «метод психотерапии, входе которого клиент с помощью ведущего группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действия структурируются так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные эффектные поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы» (Дьяченко, Кандыбович, 1998, с. 209-210).