Цели изменения в транзактном анализе

Главная цель транзактного анализа — помочь клиентам обрести жизненную позицию «Я — хороший, Ты — хороший». В качестве иллюстрации своей концепции Э. Берн использует метафору о лягушках и принцах. Первая задача заключается в том, чтобы лягушки смогли почувствовать себя лучше, то есть превратились в более довольных лягушек. Вторую задачу Э. Берн описывал как выход из кожи лягушки и возобнов­ление прерванного развития принца. Получение автономии и формирование интегрированного взрослого — вот два способа достижения второй цели транзактного анализа.

Автономия подразумевает способность к несценарному поведению, то есть обратимому поведению без выработанной временной программы, и неподверженность влиянию родите­лей. Автономное поведение противоположно сценарному по­ведению. С этой точки зрения автономность — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на сценарные убеждения. Э. Берн сравнил достижение автономии с мирным расставанием с родителями, после которого можно наносить родителям визиты, при этом не подчиняясь им. Он не дал определения этому понятию, однако отметил, что автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.

Под осознанием понимается способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чисто чувствен­ные впечатления, так, как это делает только что родившийся младенец. «Человек осознающий» не интерпретирует и не отфильтровывает свои ощущения с тем, чтобы они подходили под определения Родителя.

Спонтанный человек реагирует на мир прямо и открыто, не затушевывая отдельных частей реальности и не искажая ее в угоду Родительским определениям. Спонтанность подразумевает то, что человек может свободно реагировать из любого «Я»-состояния. Это способность выбирать из всего возможного разнообразия чувств, мыслей и поведения.

Интимность представляет собой открытое выражение своих подлинных чувств и желаний, существующих по отношению к другому человеку.

Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью «Я»-состояния Взрослого. Для отображения этой идеи Э. Берн предложил использовать термин интегрированный взрослый (Нельсон-Джо унс, 2000). У интегрированного Взрослого некоторые качества, напоминающие детские и родительские, интегрированы во Взрослое «Я»-состояние способом, отличным от контаминации. Интегрированный Взрослый может иметь как свойственные детям качества (например, обаяние и открытость), так и этиче­ские качества (например, храбрость, искренность, надежность). Таким образом, интегрированный Взрослый в идеале должен проявлять три вида качеств. Во-первых, это археопсихические качества, такие как личная привлекательность и чувстви­тельность; во-вторых, неопсихические качества, например способность к объективной обработке данных; в-третьих, эк-стеропсихические качества, такие как личная ответственность (Нельсон-Джоунс, 2000).

Э. Берн неоднократно подчеркивал, что работа психолога, практикующего транзактный анализ, заключается в том, чтобы «вылечить пациента», а не просто добиться «прогресса» в лече­нии. Берн связывает излечение с полным отказом от старого жизненного сценария и выработкой нового пути развития. Чтобы вылечиться, необходимо сбросить шкуру лягушки и продолжить прерванное развитие принца. «Прогресс» же в лечении означает лишь то, что человек чувствует себя более комфортно в шкуре лягушки (Берн, 1992).

Для изложения положений транзактного анализа исполь­зуется понятный и доступный язык, хорошо известные всем слова типа «Родитель», «Дитя», «Взрослый», «игра», «сценарий», «поглаживание» и т. п. Некоторые специалисты полагают, что подобный язык свидетельствует о поверхностном и неглубоком мышлении, однако они ошибаются. Складываясь из отдельных наблюдений, транзактный анализ со временем превратился в тщательно разработанную и обоснованную теорию человече­ских взаимодействий. Последователям Э. Берна удалось зна­чительно отшлифовать исходные концепции и распространить применение транзактного анализа на различные социальные организации. Сегодня Международная организация транзакт­ного анализа — профессиональная организация, которая предлагает детально разработанные программы подготовки специалистов, проводит сертификацию и издает «Журнал транзактного анализа».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Задание 1. Изучите вашего Дитя в настоящее время. Осо­знайте то, как вы себя ведете:

а) когда вы напряжены, больны, устали, расстроены и т. д.;

б) когда кто-то выступает Родителем по отношению к вам;

в) когда Дитя -другой личности раздражает или привлекает вашего Дитя;

г) когда вы идете в гости;

д) когда вы хотите что-то от кого-нибудь.

Задание 2. Определите установки ваших родителей. Как бы реагировали ваши родители на следующие события:

а) больной ребенок заплакал среди ночи;

б) приближается день рождения ребенка;

в) ребенок разбил ценную вазу или сделал что-нибудь за­прещенное;

г) юноша уходит в армию;

д) знакомство с новым соседом иного вероисповедания или национальности, чем у них;

е) родственник желает остаться жить в вашем доме;

ж) нищий в грязной, изодранной одежде просит милостыню.

Задание 3. Ответьте на вопросы Взрослого о вашей жизни.

а) кем я себя чувствую (по ощущению моего Дитя)?

б) кем я себя считаю (по мнению моего Дитя)?

в) кем я себя считаю (по обработанным данным моего Взрослого)?

г) кого и что я ценю в жизни?

д) для кого и для чего я живу?

е) что значит для меня моя жизнь сейчас? ж) что является действительно важным?

Задание 4. Определите, с позиции какого «Я»-состояния произносились следующие высказывания.

1. На картину современного художника:

а) «Бред какой-то! Что же это должно означать?»

б) «Эта картина в соответствии с выставленной ценой стоит триста пятьдесят тысяч».

в) «О, какой прелестный цвет!»

2. На требование начальника сделать отчет:

а) «Наш начальник никак не отучится быть надсмотр­щиком».

б) «Я знаю, что отчет потребуется начальству к 17 часам».

в) «Что бы я ни делал, я все равно не могу угодить своему начальнику».

3. На сцену насилия на улице:

а) «Право, разве это не захватывающая сцена!»

б) «Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно».

в) «Мне лучше вызвать милицию».

4. На предложение куска шоколадного торта во время диеты:

а) «Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий».

б) «Смелее, это поддержит мои силы».

в) «Какой вкусный торт! Я могу съесть его целиком».

5. На звуки рок-музыки:

а) «Какую ужасную гадость слушают наши дети!»

б) «Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать».

в) «Мне трудно думать или разговаривать, когда звучит

6. На опоздание молодой секретарши:

а) «Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью».

б) «Если она не может рассчитывать свое время, остальные сотрудники будут этим недовольны».

в) «Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени».

7. На лекцию, в которой используется ненормативная лек­сика:

а) «Хотел бы я иметь смелость говорить так же».

б) «Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словар-j ном запасе».

в) «Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, как они действуют на ау-| диторию».

8. На запах кислой капусты:

а) «Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье членов нашей семьи».

б) «В капусте содержится много витамина С».

в) «Никто не заставит меня есть эту вонючую гадость».

9. На знакомство с мужчиной, заключившим вас в свои объятия:

а) «Он смял меня».

б) «Никогда не позволяй незнакомым людям прикасаться к тебе».

в) «Я удивлена, почему он это сделал?»

Правильные ответы: 1 — Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д); 2 - Р, В, Д; 3 - Д, Р, В; 4 - В, Р, Д; 5 - Р, Д, В; 6 - Р, В, Д; 7 - Д, Р, В; 8 - Р, В, Д; 9 - Д, Р, В.

Задание 5. Представьте, что ваша жизненная драма ис­полняется на сцене.

а) В каком жанре исполняется эта драма? Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что-то другое?

б) Содержит ли ваша пьеса сценарный план? Если да, то на что он направлен: на успех или неудачу, является ли он сце­нарием Победителя, Побежденного или Не-победителя?

в) Побудьте зрителем вашей пьесы. Станете ли вы апло­дировать, плакать, свистеть, смеяться, заснете, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому?

Задание 6. Представьте, что вы имеете 100 единиц энергии, которые можете распределить между Критическим Родителем, Заботящимся Родителем, Взрослым, Свободным Дитя и Адап­тированным Дитя. Принимая во внимание то, как вы обычно чувствуете и ведете себя, нарисуйте диаграмму, распределив 100 единиц энергии среди пяти «Я»-состояний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

{.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Лениздат, 1992.

2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992.

3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994.

А.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденный выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями. М.: Про­гресс, 1993.

5. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн.: Наука и техника, 1993.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998.

8. Стьюарт И., Джойнс В. Новое введение в транзакци-ональный анализ. СПб, 1997.

Глава 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: