Главная цель транзактного анализа — помочь клиентам обрести жизненную позицию «Я — хороший, Ты — хороший». В качестве иллюстрации своей концепции Э. Берн использует метафору о лягушках и принцах. Первая задача заключается в том, чтобы лягушки смогли почувствовать себя лучше, то есть превратились в более довольных лягушек. Вторую задачу Э. Берн описывал как выход из кожи лягушки и возобновление прерванного развития принца. Получение автономии и формирование интегрированного взрослого — вот два способа достижения второй цели транзактного анализа.
Автономия подразумевает способность к несценарному поведению, то есть обратимому поведению без выработанной временной программы, и неподверженность влиянию родителей. Автономное поведение противоположно сценарному поведению. С этой точки зрения автономность — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на сценарные убеждения. Э. Берн сравнил достижение автономии с мирным расставанием с родителями, после которого можно наносить родителям визиты, при этом не подчиняясь им. Он не дал определения этому понятию, однако отметил, что автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.
|
|
Под осознанием понимается способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чисто чувственные впечатления, так, как это делает только что родившийся младенец. «Человек осознающий» не интерпретирует и не отфильтровывает свои ощущения с тем, чтобы они подходили под определения Родителя.
Спонтанный человек реагирует на мир прямо и открыто, не затушевывая отдельных частей реальности и не искажая ее в угоду Родительским определениям. Спонтанность подразумевает то, что человек может свободно реагировать из любого «Я»-состояния. Это способность выбирать из всего возможного разнообразия чувств, мыслей и поведения.
Интимность представляет собой открытое выражение своих подлинных чувств и желаний, существующих по отношению к другому человеку.
Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью «Я»-состояния Взрослого. Для отображения этой идеи Э. Берн предложил использовать термин интегрированный взрослый (Нельсон-Джо унс, 2000). У интегрированного Взрослого некоторые качества, напоминающие детские и родительские, интегрированы во Взрослое «Я»-состояние способом, отличным от контаминации. Интегрированный Взрослый может иметь как свойственные детям качества (например, обаяние и открытость), так и этические качества (например, храбрость, искренность, надежность). Таким образом, интегрированный Взрослый в идеале должен проявлять три вида качеств. Во-первых, это археопсихические качества, такие как личная привлекательность и чувствительность; во-вторых, неопсихические качества, например способность к объективной обработке данных; в-третьих, эк-стеропсихические качества, такие как личная ответственность (Нельсон-Джоунс, 2000).
|
|
Э. Берн неоднократно подчеркивал, что работа психолога, практикующего транзактный анализ, заключается в том, чтобы «вылечить пациента», а не просто добиться «прогресса» в лечении. Берн связывает излечение с полным отказом от старого жизненного сценария и выработкой нового пути развития. Чтобы вылечиться, необходимо сбросить шкуру лягушки и продолжить прерванное развитие принца. «Прогресс» же в лечении означает лишь то, что человек чувствует себя более комфортно в шкуре лягушки (Берн, 1992).
Для изложения положений транзактного анализа используется понятный и доступный язык, хорошо известные всем слова типа «Родитель», «Дитя», «Взрослый», «игра», «сценарий», «поглаживание» и т. п. Некоторые специалисты полагают, что подобный язык свидетельствует о поверхностном и неглубоком мышлении, однако они ошибаются. Складываясь из отдельных наблюдений, транзактный анализ со временем превратился в тщательно разработанную и обоснованную теорию человеческих взаимодействий. Последователям Э. Берна удалось значительно отшлифовать исходные концепции и распространить применение транзактного анализа на различные социальные организации. Сегодня Международная организация транзактного анализа — профессиональная организация, которая предлагает детально разработанные программы подготовки специалистов, проводит сертификацию и издает «Журнал транзактного анализа».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Задание 1. Изучите вашего Дитя в настоящее время. Осознайте то, как вы себя ведете:
а) когда вы напряжены, больны, устали, расстроены и т. д.;
б) когда кто-то выступает Родителем по отношению к вам;
в) когда Дитя -другой личности раздражает или привлекает вашего Дитя;
г) когда вы идете в гости;
д) когда вы хотите что-то от кого-нибудь.
Задание 2. Определите установки ваших родителей. Как бы реагировали ваши родители на следующие события:
а) больной ребенок заплакал среди ночи;
б) приближается день рождения ребенка;
в) ребенок разбил ценную вазу или сделал что-нибудь запрещенное;
г) юноша уходит в армию;
д) знакомство с новым соседом иного вероисповедания или национальности, чем у них;
е) родственник желает остаться жить в вашем доме;
ж) нищий в грязной, изодранной одежде просит милостыню.
Задание 3. Ответьте на вопросы Взрослого о вашей жизни.
а) кем я себя чувствую (по ощущению моего Дитя)?
б) кем я себя считаю (по мнению моего Дитя)?
в) кем я себя считаю (по обработанным данным моего Взрослого)?
г) кого и что я ценю в жизни?
д) для кого и для чего я живу?
е) что значит для меня моя жизнь сейчас? ж) что является действительно важным?
Задание 4. Определите, с позиции какого «Я»-состояния произносились следующие высказывания.
1. На картину современного художника:
а) «Бред какой-то! Что же это должно означать?»
б) «Эта картина в соответствии с выставленной ценой стоит триста пятьдесят тысяч».
в) «О, какой прелестный цвет!»
2. На требование начальника сделать отчет:
а) «Наш начальник никак не отучится быть надсмотрщиком».
б) «Я знаю, что отчет потребуется начальству к 17 часам».
в) «Что бы я ни делал, я все равно не могу угодить своему начальнику».
3. На сцену насилия на улице:
а) «Право, разве это не захватывающая сцена!»
|
|
б) «Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно».
в) «Мне лучше вызвать милицию».
4. На предложение куска шоколадного торта во время диеты:
а) «Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий».
б) «Смелее, это поддержит мои силы».
в) «Какой вкусный торт! Я могу съесть его целиком».
5. На звуки рок-музыки:
а) «Какую ужасную гадость слушают наши дети!»
б) «Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать».
в) «Мне трудно думать или разговаривать, когда звучит
6. На опоздание молодой секретарши:
а) «Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью».
б) «Если она не может рассчитывать свое время, остальные сотрудники будут этим недовольны».
в) «Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени».
7. На лекцию, в которой используется ненормативная лексика:
а) «Хотел бы я иметь смелость говорить так же».
б) «Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словар-j ном запасе».
в) «Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, как они действуют на ау-| диторию».
8. На запах кислой капусты:
а) «Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье членов нашей семьи».
б) «В капусте содержится много витамина С».
в) «Никто не заставит меня есть эту вонючую гадость».
9. На знакомство с мужчиной, заключившим вас в свои объятия:
а) «Он смял меня».
б) «Никогда не позволяй незнакомым людям прикасаться к тебе».
в) «Я удивлена, почему он это сделал?»
Правильные ответы: 1 — Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д); 2 - Р, В, Д; 3 - Д, Р, В; 4 - В, Р, Д; 5 - Р, Д, В; 6 - Р, В, Д; 7 - Д, Р, В; 8 - Р, В, Д; 9 - Д, Р, В.
Задание 5. Представьте, что ваша жизненная драма исполняется на сцене.
а) В каком жанре исполняется эта драма? Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что-то другое?
б) Содержит ли ваша пьеса сценарный план? Если да, то на что он направлен: на успех или неудачу, является ли он сценарием Победителя, Побежденного или Не-победителя?
в) Побудьте зрителем вашей пьесы. Станете ли вы аплодировать, плакать, свистеть, смеяться, заснете, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому?
|
|
Задание 6. Представьте, что вы имеете 100 единиц энергии, которые можете распределить между Критическим Родителем, Заботящимся Родителем, Взрослым, Свободным Дитя и Адаптированным Дитя. Принимая во внимание то, как вы обычно чувствуете и ведете себя, нарисуйте диаграмму, распределив 100 единиц энергии среди пяти «Я»-состояний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
{.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Лениздат, 1992.
2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992.
3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994.
А.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденный выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями. М.: Прогресс, 1993.
5. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн.: Наука и техника, 1993.
6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998.
8. Стьюарт И., Джойнс В. Новое введение в транзакци-ональный анализ. СПб, 1997.
Глава 6