Тема: Течения в православной церкви в XV- начале XVI веков. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

Занятие 10.                                                          2 часа

ПЛАН

1. Причины конфликта и противостояние великокняжеской власти и церкви в период образования единого централизованного Российского государства в конце XV века.

2. Еретические учения XIV – XV веков. Стригольники и антитринарии. Степень их влияния на русское общество.

3. Ортодоксальные течения в русской православной церкви. Взгляды Иосифа Волоцкого (Санина) и Нила Сорского (Майкова) на монастырский уклад, церковное землевладение, великокняжескую власть, еретические течения.

 

Дополнительные источники и литература

1. Казакова Н.А. очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л.: Лениздат, 1970.

2. Киселев А.Ф. Великие духовные пастыри России. М.: Владос, 1999.

3. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV – XV веков. М.: Наука, 1986.

4. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. М.: Наука, 1988.

5. Замалеев А.Ф., Овчинников Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. М.: Просвещение, 1991.

6. Дмитриев Н.В. К проблемам истории русского монашества в XIV – начале XVI веков //Вопросы истории, 1997, № 3.

7. Дмитриев Н.В. Влияние православия и западного христианства на общество // Вопросы истории, 1997, № 12.

8. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X – XVII вв. Основные идеи и тенденции развития. М.: Вагрус, 1999.

9. Вышегородцев В.И. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. // Великие духовные пастыри России. М.: Владос, 1999.

10. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-XVI вв. М.-Л.: АН. СССР, 1956.

11. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV – первой половины XVI в. М.: Наука, 1977.

12. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Л.: Лениздат, 1988.

13. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Наука, 1990

14. Питирим, Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий // Тысячелетие крещение Руси. М.: Наука, 1989.

15. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М.: Наука,1986.

16. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.

17. Бубнова В.А. Нил Сорский. Историческое повествование. СПб.: Лань, 1992.

18. Древняя Русь. Пересечение традиций. М.: Наука, 1997.

 

 

Методические рекомендации

 

При работе над вопросами данной темы необходимо охарактеризовать общие принципы политики Ивана III в процессе оформления централизованного государства. Какая роль отводилась в этой связи русской православной церкви? Покажите как эволюционировал принцип приоритета духовной власти над светской к XV столетию. Какими причинами это было обусловлено? Определите основные направления деятельности Поместного собора. В чем заключались причины конфликта церкви и великого князя и в какой форме он проявлялся? Выделите и дайте объяснение основным предметам полемики между светской и духовной властью.

Что подразумевалось в средние века под словами «ересь», «еретик»? Дайте краткое определение некоторым общехристианским ересям: арианству, павликанству, богомильству. Попытайтесь найти богословско – теоретические источники еретических движений в России в XIV – XVI веках и их социальную базу. Покажите процесс адаптации сторонних «лжеучений», содействовавших развитию «самобытного мудрования» на отечественной почве. Расскажите о ереси стригольников, основных ее положениях. Почему она возникла именно в новгородско – псковских землях?

Начиная с 1471 года, среди части русского духовенства и верующих начала распространяться ересь антитринариев. Покажите ее истоки, процесс складывания, идеологию, основных представителей. Дайте анализ элементам просвещения в ереси жидовствующих (Федор Курицын), отношению Ивана III к еретикам. Почему светская власть поддержала наиболее консервативное крыло духовенства? В чем заключалась цель созыва Церковного собора 1504 года? Определите степень влияния ересей XIV – XVI веков на русского человека.

Великокняжеская власть в поисках надежной идеологической опоры не останавливалась даже перед поддержкой еретических движений. Это вынуждало церковь отходить от прежних позиций. В ее рядах зрел первый крупный раскол, принявший формы нестяжательства и иосифлянства. В данной связи необходимо подробнее остановиться на решениях собора 1503 года и его последствиях. Какую цель преследовал Иван III?

Дайте анализ основных положений учений Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Почему оба течения можно определить как ортодоксальные? По каким вопросам возникали наиболее острые противоречия? Докажите, что начатое Иосифом идеологическое возвышение самодержавной власти стало нормой русской политической мысли XVI – XVII веков.

Покажите взаимоотношения Василия III и Вассиана Патрикеева. С чем было связано удаление Иосифа Волоцкого? Дайте анализ делу «Максима Грека». Можно ли говорить о торжестве иосифлян после соборного суда 11 мая 1531 года?

В заключение вернитесь к вопросу об эволюции принципа приоритета духовной власти над светской. Как данное положение можно связать с падением Константинополя и превращения Москвы в центр восточного православия? Дайте анализ концепции старца псковского Великопустынского Елезарова монастыря «Москва – третий Рим».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: