Подкласс: Ranunculidae – ранункулиды
Порядок: Ranunculales – лютикоцветные
Семейство: Ranunculaceae – лютиковые
Вид: Ranunculus repens – лютик ползучий
Вид: Aconitum excelsum – борец высокий
Вид: Aquilegia vulgaris L. – водосбор обыкновенный
Вид: Adonis vernalis – адонис весенний
Подкласс: Rosidae – розиды
Порядок: Caryophyllales – гвоздичноцветные
Семейство: Polygonaceae – гречишные
Вид: Fagopyrum esculentum – гречиха съедобная
Вид: Reynoutria japonica Houtt. – рейнутрия японская.
Семейство: Chenopodiaceae – маревые
Вид: Beta vulgaris – свекла обыкновенная
Вид: Chenopodium album – марь белая
Семейство: Caryophyllaceae – гвоздичные
Вид: Lychnis chalcedonica L. — Горицвет халцедоновый, или Зорька, или Татарское мыло
Вид: Saponaria officinalis – мыльнянка лекарственная
Вид: Dianthus deltoidеs – гвоздика травянка
Задания: 1. Зарисовать внешний вид всех (!) изучаемых представителей, строение цветков, плоды. 2. Ознакомиться с фотографиями, гербарием и выписать латинские и русские названия представителей рассматриваемых семейств, произрастающих во флоре Республики Мордовия. 3. Составить формулы цветков.
|
|
Вопросы для самоконтроля.
Здесь и далее описание семейств двудольных и однодольных растений дается по следующей схеме:
– число видов в семействе в мировой флоре и флоре РМ;
– жизненные формы (с указанием преобладающих);
– общее распространение;
– биотоп;
– особенности строения вегетативных органов (корня, стебля, листа), наличие видоизменений (метаморфозов);
– строение цветка (одно- или обоеполые; актино- или зигоморфные; околоцветник простой или двойной; число элементов околоцветника; андроцей (число тычинок); гинецей (число плодолистиков); положение завязи);
– типы соцветий;
– способы опыления;
– типы плодов;
– способы распространения плодов и семян;
– важнейшие представители и их использование в хозяйстве и ЛД.
– виды семейства, включённые в Красную книгу РМ (2017).
Опишите по приведенной вышеуказанной схеме семейство лютиковые.
Опишите по вышеуказанной схеме семейство гвоздичные.
Опишите по вышеуказанной схеме семейство гречишные.
Опишите по вышеуказанной схеме семейство маревые.
Занятие № 13. Тема: порядок розоцветные: семейство розовые. Порядок бобовоцветные: семейство бобовые. Порядок тыквенноцветные: семейство тыквенные. Порядок каперсоцветные: семейство крестоцветные. Порядок мальвоцветные: семейство мальвовые.
Систематическое положение изучаемых представителей: