Методики изучения личностных особенностей

 

Каким бы глобальным и важным ни было понятие удовлетворенности жизнью, оно определяет лишь один из аспектов личности взрослого человека. Методики, к рассмотрению которых мы сейчас приступим, направлены на измерение характеристик значительно более широкого диапазона, так как назначение этих методик — всестороння оценка личности и индивидуальных различий. Нет необходимости говорить, насколько по-разному подходят различные специалисты к определению понятия личности и насколько много поэтому методик ее оценки. Олдвин и Ле-венсон (Aldwin & Levenson, 1994) провели заслуживающий внимания обзор некоторых методик, наиболее часто используемых при изучении старения. Пример, на котором мы остановимся, — главная методика, использовавшаяся в одной широкомасштабной исследовательской программе, — «Личностный опросник NEO» (NEO Personality Inventory), или NEO PI-R (Costa & MacCrae, 1992).

NEO PI-R может использоваться и как методика самоотчета, и как методика отчета о третьем лице. В обоих случаях он состоит из 240 утверждений, описывающих различные аспекты личности взрослого. В табл. 13.8 приводятся примеры утверждений, сформулированные в версии самоотчета. Испытуемый оценивает каждое из утверждений по 5-уровневой шкале: от совершенно не согласен до полностью согласен.

Уже из этих примеров должно быть видно, что с помощью NEO PI-R можно получить значительный объем разнообразной информации о личности. Но что делают с этой информацией потом, то есть как на основе 240 индивидуальных утверждений делают выводы о личностных особенностях? Решая этот вопрос, Коста и Маккрей — как и создатели множества других тестов личности — использовали такую статистическую процедуру, как факторный анализ. Назначение факторного анализа — выделение ряда компонентов, или «факторов», которые можно выявить при Измерении некоего конструкта. Этот метод (значительно более сложный, чем представленное здесь описание) связан с анализом паттернов корреляции в совокупности оценочных суждений; при этом предполагается, что суждения, тесно связанные друг с другом корреляционными связями, измеряют один и тот же фактор. Использовав результаты предыдущих исследований, теорию и факторный анализ собственной тестовой батареи, Коста и Маккрей выделили 5 факторов, объясняющих большую часть индивидуально-личностных различий. Первые 3 из этих факторов определяют аббревиатуру NEO: нейротизм, экстраверсия и открытость (Neuroticism, Extroversion, Openness). Два другие фактора были добавлены позже: это уступчивость {Agreeableness) и добросовестность {Conscientiousness). В табл. 13.8 приведены некоторые из утверждений, направленные на оценку каждого из факторов. (Обратите внимание, что в форме, предлагаемом испытуемому, вопросы не сгрунпированы по факторам, как в таблице, а распределены по всему опроснику.)

Как всегда, создание методики — лишь первый шаг исследования. NEO и другие личностные опросники используются при изучении разнообразных вопросов. Здесь я сосредоточусь на одном из важнейших вопросов, возникающих при исследовании старения, — это проблема стабильности личностных черт. Можно ли предположить, что констелляция характеристик, определяющих личность в 20-летнем возрасте, останется неизменной и в 40, и в 60, и в 80 лет? Или личностные особенности с возрастом изменяются? И отличаются ли в среднем личностные характеристики пожилых людей от личностных характеристик молодых?

Основным источником информации по этой теме служат.результаты использования NEO P1-R и методик, созданных ранее (Costa & McCrae, 1989; МсСгае & Costa, 1990, 1994). В исследованиях проводилось как поперечное сравнивание испытуемы х разных возрастов, так и лонгитюдное исследование тех же испытуемых. Данные обоих типов убедительно свидетельствовали о стабильности личностных черт.

 

Таблица 13.8 Примеры утверждений из личностного опросника NEO (NEO Personality Inventory)

 

 Параметр Утверждения
Нейротизм Я часто испытываю напряжение и нервничаю Я часто сержусь па то, как люди недуг себя по отношению ко мне Я редко чувствую себя одиноким и редко впадаю в уныние Мне часто бывает трудно принять решение
*  
Экстраисрсия Мне нравится большинство людей, с которыми я встречаюсь Я стараюсь избегать большого скопления людей Я часто оказываюсь душой компании Если я что-то делаю, то делаю это с душой
Открытость У меня сильно развито воображение Мои эмоции и чувства разнообразны Я никогда не изменяю своим привычкам Мне правится рассуждать на отвлеченные темы
Уступчивость Я уверен, что большинство людей действуют из лучших побуждении Иногда я манипулирую людьми, чтобы добиться желаемого Я предпочитаю сотрудничать с другими людьми, а не соревноваться с ними Я не люблю говорить о себе И своих достижениях
Добросо честность Я бываю требовательным и привередливым Я стараюсь выполнять порученные мне задания добросовестно Мне трудно заставить себя сделать то, что я должен сделать Я редко принимаю поспешные решения

Источник: Manual for the Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) (p. 68-74), P. T. Costa, Jr., and R. R. McCrae, 1992. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, Inc.

 

При использовании метода поперечных срезов были выявлены определенные изменения в уровне выраженности черт до 30-летнего возраста, однако никаких свидетельств систематических изменений после этого возраста получено не было. Так, 70-летние испытуемые за редкими исключениями демонстрировали те же паттерны ответов по NEO, что и 30-летние. При использовании лонгитюдного метода были получены данные, указывающие на заметную стабильность личностных характеристик на протяжении периода взрослости при коэффициенте корреляции от 0,6 до 0,8 даже с временным интервалом 30 лет. Коста и Маккрей пишут: «Стабильность, по-видимому, характерна для всех пяти важнейших аспектов личности... [Данные] свидетельствуют о том, что профиль личности взрослого человека в целом практически не изменяется» (МсСгае & Costa, 1994, р. 173).

Акцентируя внимание на этой исследовательской программе, я должен заметить, что не все придерживаются точки зрения авторов на проблему стабильности (Aldwin & Levenson, 1994; Helson, 1993). Данные, которые получили Коста И Маккрей, могут интерпретироваться по-разному, и есть основания полагать, что при

использовании других подходов к оценке личности были бы выявлены более значительные изменения, чем при оценке отдельных черт с помощью NEO PI-R. Тем не менее не будет ошибкой сказать, что их работа убедила почти всех, кто изучает старение, в том, что личность значительно стабильнее, чем считалось ранее. Результаты этой работы также позволяют опровергнуть еще один стереотип, касающийся старения, — стереотип личности пожилого человека. В старости некоторые люди действительно становятся более ригидными, более замкнутыми, подавленными и т. п., однако это — индивидуальные изменения, являющиеся скорее исключением, чем правилом.

 

Общие замечания

 

Обратимся теперь к некоторым общим методологическим вопросам, имеющим отношение к личностным опросникам, которые мы привели в качестве примеров. Первое, о чем следует упомянуть, — это только некоторые примеры, малая часть методик, которые можно использовать при изучении периода взрослости и старения. «Личность», как и «интеллект», нельзя свести к одному тесту, и даже такие специфические конструкты, как «удовлетворенность жизнью» могут истолковываться и оцениваться по-разному. Хотя результаты использования различных методик, естественно, во многом сходятся, это сходство далеко не полное. Таким образом, то, к какому выводу мы придем, будет зависеть от избранной нами методики.

Второй момент касается вопроса об эквивалентности измерения. Как неоднократно подчеркивалось, выводы о возрастных различиях или возрастных изменениях валидны лишь тогда, когда используемые методики одинаково подходят для изучения сравниваемых групп. Как и тест интеллекта, многие личностные опрос-и ики, используемые при работе с пожилыми людьми, изначально разрабатывались для лиц молодого и среднего возраста. Даже методики, при создании которых охватывался весь жизненный путь человека, по содержанию ближе молодым испытуемым. И даже когда содержание соответствует возрасту, На ответы пожилых людей могут влиять факторы, связанные с процессом тестирования (например, трудности при заполнении длинных опросников).

Третий вопрос касается общего подхода к оценке личностных особенностей. В этой книге рассматриваются три основных подхода к изучению любой сферы Поведения: непосредственное наблюдение поведения, интересующего исследователя, в естественных условиях, экспериментальное стимулирование поведения в структурированных лабораторных условиях и рейтинг, или вербальный отчет о типичном поведении, получаемый от тех, кто знает испытуемого. Методики, которые рассматривались в этом разделе, однозначно можно отнести к третьей категории — то есть к рейтингу, или вербальным отчетам. До сегодняшнего времени при оценке личностных особенностей взрослых, как правило, используется метод рейтинга. Однако существуют и исключения. Для изучения определенной проблематики иногда применяется экспериментальный подход; примеры подобных тем — конформность (например, Klein, 1972), ригидность (например, Ohta, 1981) и осторожность (например, Okun & Elias, 1977). Существуют, хотя и немногочисленные, данные об использовании обсервативной оценки- к примеру, обсервативной оценки пожилых людей, проживающих в домах престарелых (Martino-Salzman, Blasch,

Morris, & McNeale, 1991). Тем не менее основная часть информации о личности и старении, которую мы имеем, была получена с использованием метода рейтинга. Поэтому при оценке литературы по этой тематике, следует постоянно помнить о плюсах и минусах этого подхода, которые обсуждались ранее.

Стоит отметить еще один момент. Упомянутые выше методики основаны не просто на вербальных отчетах; в большинстве случаев это самоотчеты. Информация об испытуемом предоставляется самим испытуемым. Поэтому все затруднения и искажения, сопутствующие использованию методик самоотчета, имеют отношение и к этим тестам. Лоутоп, Уэлинан и Белски (Lawton, Whelinan, & Belsky, 1980) рассмотрели в своей работе факторы искажения, возможные в процессе тестирования, а также способы минимизации этих искажений при оценке личностных особенностей пожилых испытуемых. Исследователи указывают, что подобные искажения (например, эффект ожидания оценки, установка на определенный ответ, неправильное понимание инструкций, утомление) могут влиять не только на выводы об особенностях пожилого возраста, но и на выводы о личностпо-возраст-ных различиях. Кажущиеся различия в уровне депрессии, к примеру, могут отражать межвозрастные различия в готовности признаться в собственных негативных переживаниях, а не истинные личностные различия между молодыми и пожилыми людьми.

Последний вопрос касается корреляционного характера большей части рассмотренных данных. Представляющая интерес связь между личностью и возрастом, конечно же, корреляционная. Кроме тоГо, во многих из упомянутых выше исследовательских программ основной упор делался на установление корреляций. Возьмем, к примеру, вопрос о детерминантах удовлетворенности жизнью. Играет ли роль состояние здоровья? Оказывает ли влияние уровень активности? Ответ зависит от величины коэффициента корреляции. Нас интересуют причинно-следственные связи (например, активность как причина удовлетворенности жизнью), а работаем мы с неэкспериментальными исследовательскими планами, не позволяющими выявить причинность. Любые корреляционные связи имеют несколько возможных объяснений. В случае с активностью и удовлетворенностью жизнью вполне вероятно, что удовлетворенность жизнью обусловлена активным образом жизни. Но вероятно также, что направление причинного воздействия обратное: удовлетворенность жизнью помогает людям вести активный образ жизни. И несомненно, что оба фактора влияют друг на друга: активность способствует удовлетворенности, а удовлетворенность поддерживает активность.

Недостатки корреляционных исследований и способы их устранения рассматривались в главе 3. Как мы убедились, на примере многих исследованиях не стоит сетовать на корреляционный характер данных, поскольку иногда выявить корреляционные связи — это лучшее, что можно сделать. Возьмем, к примеру, вывод о том, что семейное положение связано с удовлетворенностью жизнью. Провести эксперимент, спровоцировав развод пожилых пар с тем, чтобы определить его влияние на дальнейшую жизнь испытуемых, не представляется возможным. Однако что-то для выявления причинно-следственных связей мы все же можем сделать. Во-первых, использовать различные статистические приемы (например, метод парциальных корреляций, описанный в главе 3), предназначенные для контроля потенциального смешения факторов и более точного определения связи между соответствующими переменными. Можно, к примеру, задаться вопросом, как изменится связь между семейным положением и удовлетворенностью жизнью, если мы будем контролировать социально-экономический статус. Такие статистические приемы контроля часто используются при изучении рассмотренных выше тем. Еще один способ — изучать паттерны корреляций во времени, основываясь на том, что причина неизменно предшествует следствию. Например, снижение удовлетворенности жизнью после развода — более надежное основание для вывода о причинно-следственной связи, чем констатация корреляции при однократном измерении. Здесь вновь следует отметить огромное значение лонгитюдного метода при изучении ключевых вопросов психологии развития.

 

Резюме

 

Первая часть этой главы посвящена общим вопроса изучения старения. В ней также анализируется одна из всесторонне изученных тем — стабильность/изменчивость IQ.

При исследовании старения возникают те же методологические трудности, что и в любом исследовании из области психологии развития, однако здесь они становятся наиболее актуальными. При отборе преследуется две цели: достижение репрезентативности выборок разных возрастов и достижение сопоставимости этих выборок. Достигнуть и той и другой цели достаточно трудно, кроме того, они могут противоречить друг другу. Сравнение молодых и пожилых испытуемых особенно осложняется возможностью двух типов смещения факторов. Первый — смешение возраста и уровня образования: в среднем молодые люди более образованны, чем пожилые. Второй тип смешения — смешение возраста и состояния здоровья: в среднем у молодых людей состояние здоровья лучше, чем у пожилых. Оба фактора обусловливают снижение показателей с возрастом.

Обсуждение переменной состояния здоровья заставляет задуматься о проблемах общего характера, возникающих в лонгитюдных исследованиях. Одна из важнейших — избирательное выбывание. В исследованиях интеллекта чаще всего выбывают испытуемые со сравнительно низким IQ. Это обстоятельство имеет два основания: выход из исследования по собственному желанию и выход из исследования, не зависящий от волн испытуемого и связанный с ухудшением здоровья или в крайнем случае — смертью. Результатом этого является искажение результатов в сторону улучшения показателей пожилых людей.

Затем обсуждается вопрос измерения. Как и любой глобальный конструкт, IQ можно измерять разными способами. Чаще всего в целях измерения интеллекта у пожилых людей используют WAIS и РМЛ. Оба теста делятся на подшкалы, вероятность межвозрастных различий по которым неодинакова. Возрастные различия по шкалам вербального интеллекта выражены меньше, чем по шкалам невербального интеллекта, по показателям кристаллизованного интеллекта — меньше, чем по показателям текучего интеллекта, по нескоростным методикам — меньше, чем по скоростным. Кроме того, возрастные различия с меньшей вероятностью выявляются с помощью методик измерения так называемого «повседневного» интеллекта. При обсуждении альтернатив IQ встает вопрос, имеющий первостепенное значение при любом сравнении молодых и пожилых людей, — проблема эквивалентности измерения. Тесты и контексты, используемые для оценки навыков пожилых людей, часто больше подходят для молодых испытуемых, и этот фактор также может обусловить обнаружение возрастных различий.

Первый раздел главы завершает рассмотрение плана исследования. Планы поперечных срезов связаны с невозможностью разграничить эффект возраста и когорты; лонгитюдные планы связаны с невозможностью разграничить эффект возраста и времени измерения. Значение таких переменных, как когорта и время проведения измерений подтверждается исследованиями с использованием третьего «простого» типа плана — плана с временный лагом. Указанные выше смешения наряду с избирательным выбыванием в лонгитюдных исследованиях объясняют тот факт, что в исследованиях методом поперечных срезов потеря навыков с возрастом оказывается значительнее, чем в лонгитюдных исследованиях. Используя последовательный план, можно попытаться устранить недостатки простых планов исследования. Последовательные планы подразумевают сочетание простых планов, которое позволяет выявить роль таких переменных, как возраст, время измерения и когорта. Однако даже последовательные планы имеют свои слабые стороны; поэтому вопрос об относительном значении возраста, когорты и времени измерения как факторов, определяющих успешность выполнения IQ-тестов, остается спорным.

Вторая часть главы посвящена специфическим вопросам психологии старения. Одна из популярных тем исследования — память. Как и в случае с IQ, вероятность возрастных различий в памяти зависит от ряда факторов. Хотя есть и исключения, но с возрастом способность к узнаванию страдает меньше, чем способность к воспроизведению, а на выполнении задании, предполагающих воспроизведение с подсказкой, старение отражается в меньшей степени, чем на выполнении обычных тестов памяти. Оба эти обстоятельства наводят на мысль о том, что пожилые люди сталкиваются с особыми трудностями при извлечении информации, хранящейся в памяти. В целом, предполагается, что пожилые люди испытывают затруднения в ситуациях, где необходимо использование мнемонических стратегий. Эту гипотезу подтверждают данные исследований, проведенных различными методами. Данные также свидетельствуют о том, что с возрастом ухудшается конструктивная память, что, вероятно, обусловлено общим снижением скорости переработки информации. Наконец, более позитивную характеристику памяти у пожилых людей дают результаты исследования двух типов: исследований «повседневной памяти» и исследования долговременной памяти.

Главу завершает рассмотрение методов изучения личностных особенностей и социальных отношений в пожилом возрасте. В качестве примеров описываются некоторые тесты и приводятся некоторые результаты, полученные с помощью LSI и SWLS — методик, разработанных для оценки удовлетворенности жизнью или субъективного благополучия. NEO PI-R — методика, охватывающая более широкий диапазон характеристик; это одна из ряда методик вербального отчета (обычно самоотчета), предназначенных для измерения индивидуальных различий в личностных особенностях у взрослых. Главный вопрос, к которому обращаются исследователи, используя методики обоих типов, — вопрос возрастной стабильности или изменчивости. Хотя с возрастом изменения, несомненно, происходят, исследования свидетельствуют о том, что многие аспекты личности в период взрослости остаются неизменными.

За рассмотрением конкретных тестов следует обсуждение общих вопросов исследования личностных особенностей пожилых людей. Одна из проблем — проблема эквивалентности измерения: одинаково ли подходят тесты для сравниваемых возрастных групп? Еще одна проблема — проблема валидности: действительно ли эти тесты измеряют то, что они призваны измерять? Особенно сомнительна валидность методик самоотчета, что создает вероятность разнообразных искажений результатов. Последний из рассматриваемых вопросов — корреляционный характер многих исследований старения. С помощью корреляционного анализа невозможно с точностью установить причинно-следственные отношения (например, между активностью и удовлетворенностью жизнью), которые интересуют исследователя.

 

Упражнения

 

В исследовании Шайе (Schaie) основное внимание уделяется интеллекту. Предположим, у вас была бы возможность провести аналогичное исследование, направленное на некую другую характеристику. Какую зависимую переменную вы бы выбрали и почему? Какое соотношение влияния возраста, когорты и времени измерения вы бы ожидали обнаружить?

Как отмечалось, среди людей распространены негативные стереотипы старости. Эти стереотипы сами стали объектом исследования; при этом стоял вопрос о том, насколько они укоренились в сознании испытуемых разных возрастов (Awstin, Gerontologist, 1985, 25, 431-434; Braithwaite et al., Australian Psychologist, 1993, 28, 9-15; Seccombe & Ishii-Kuntz, Gerontologist, 1991, 31, 527-533^. Выберите какую-либо методику измерения восприятия старости и обследуйте с ее помощью людей разных возрастов. Постарайтесь протестировать по крайней мере одного пожилого испытуемого; если методика это позволяет, было бы интересно протестировать и детей.

В этой главе не раз подчеркивалось значение проблемы эквивалентности измерения. Представьте, что перед вами стоит задача создания методики оценки «повседневного интеллекта», предназначенной для вашей возрастной группы. Какие задания вы бы включили в эту методику, насколько она была бы похожа на методику, описанную в табл. 13.3? Можно ли, по вашему мнению, разработать тест, одинаково валидный для использования и с 20-летними, и с 70-летними испытуемыми?

 

Приложение

 

Ответы на вопросы Ботвиник и Сторандт (Botwinick & Storandt, 1974).

1. Нейл Армстронг.

2. Джеймс Ерл Рей. З.Даллас. 4.1957,

5. Адлаи Стивенсон (Adlai Stevenson).

6. Джозеф Маккарти.

7. Олбен Баркли (Alben Barkley).

8. Эрвин Роммель.

9. Клэр Шено (Claire Chennault). 10.7 декабря 1941 года.

11. Франклин Рузвельт.

12. Нью-Джерси.

13. Титаник.

14. Эрцгерцог Фердинанд.

15. Барон Манфред Фон Рихтенховен.

16. Women's Christian Temperance Union (Христианский женский союз воздержания)

17. Джон Т. Скоупс (John T. Scopes).

18. Дух Сент-Льюиса.

19. Роберт Пири (Robert Е. Реагу).

20. Нью-Йорк.

21. Теодор Рузвельт.

22. Китти Хок (Kitty Hawk).

23. Джеймс Корбетт (James Corbett). 24.1908.

 

Глоссарий

 

1. Валидность (validity) — обоснованность выводов, получаемых в исследовании.

2. Валидность статистического вывода (statistical conclusion validity)

обоснованность статистических выводов, полученных при анализе данных.

3. Валидность теста (test validity)— точность, с которой тест измеряет то, что он призван измерять.

4. Величина эффекта (effect size) — показатель силы значимой связи между независимыми и зависимыми переменными.

5. Взаимодействие (interaction) — ситуация, когда влияние на зависимую переменную одной независимой переменной изменяется вместе с уровнем другой независимой переменной.

6. Видимость—реальность (appearance/reality distinction) — осознание различий между тем, как выглядит объект, и тем, что он есть в действительности.

7. Визуальное самоузнавание (visual self-recognition) — способность ребенка узнавать самого себя, обычно оценивается по узнаванию своего отражения в зеркале.

8. «Визуальный обрыв» (visual cliff) — метод изучения восприятия глубины в период младенчества; с его помощью измеряется реакция младенца на кажущийся резкий перепад высоты под стеклянной поверхностью.

9. Включенное наблюдение (participant observation) — одна из форм обсер-вативного исследования, в которой наблюдение ведет лицо, являющееся естественной частью соответствующей среды.

10. Влияние наблюдателя (observer influence) — искажающее влияние присутствия наблюдателя на наблюдаемое поведение.

11. Внешняя валидность (external validity)— обоснованность генерализации результатов исследования.

12. Внутренняя валидность (internal validity) —обоснованность выводов о причинно-следственных связях между исследуемыми переменными.

13. Внутри субъектный план (within-subject design) — экспериментальный план, при котором одни и те же испытуемые ставятся в экспериментальные условия, соответствующие разным уровням независимой переменной.

14. Воспроизведение (recall) — восстановление в памяти воспринятых ранее, но отсутствующих в данный момент стимулов.

15. Выборка (sample) — подгруппа представителей популяции, отбираемая в целях исследования.

16. Выборочный анализ поведенческих событий (event sampling) — одна из форм наблюдения, при которой наблюдатель производит регистрацию только в период, когда имеет место интересующее его поведение.

17. Габитуация (habituation) — угасание ориентировочной реакции при неоднократном воздействии стимула.

18. Главный эффект (main effect) — результат прямого влияния независимой переменной на зависимую, то есть влияния, не зависимого от влияния других независимых переменных.

19. Дебрифинг (debriefing) — этический принцип, согласно которому в случае неполного информирования или обмана после эксперимента испытуемому необходимо разъяснить истинные цели исследования.

20. Дегабитуация (dishahituation) — восстановление ориентировочной реакции в ответ на изменение стимула, по отношению к которому возникло привыкание.

21. Дескриптивный статистический показатель (descriptive statistic) — статистический показатель, предназначенный для структурирования и обобщения данных.

22. Детская биография (baby biography) — метод исследования, при котором родитель ведет наблюдение-за развитием собственного ребенка.

23. Дисперсия (variance) — среднее квадратичных отклонений от группового среднего — мера изменчивости.

24. Дисперсия общности методов (shared methods variance) — сходство двух или более совокупностей показателей, обусловленное сходством методов, с помощью которых они были получены.

25. Диффузия (diffusion) — непредусмотренный перенос эффекта экспериментального воздействия с экспериментальной группы на контрольную.

26. Долговременная память (remote memory) — память на события далёкого прошлого.

27. Дрейф наблюдателя (observer drift) — снижение уровня надежности наблюдений с ослаблением контроля за наблюдателями.

28. Заблуждение (false belief) — вера в то, что не соответствует действительности.

29. Зависимая переменная (dependant variable) — переменная, которую измеряет исследователь при изменении независимой переменной.

30. Избирательный отсев (selective dropout) — систематическое выбывание испытуемых в ходе исследования.

31. Изменчивость(variability) — степень разброса показателей в некой совокупности.

32. Исследование «вслепую» (blinding) — сокрытие от лиц, проводящих тестирование или наблюдение, информации, способной исказить результаты.

33. Институциональный наблюдательный совет (institutional review board) — организация, в обязанности которой входит оценка этичности предлагаемых исследований до начала сбора данных.

34. Инструментация (instrumentation) — незапланированные изменения, происходящие с экспериментаторами, наблюдателями или измерительными инструментами в ходе исследования.

35. Интервальная шкала (interval scale) — одна из шкал измерения, в которой деления представляют собой равные количественные интервалы.

36. Информированное согласие (informed consent) — согласие участвовать в исследовании, подкрепленное осведомленностью о сути и последствиях участия.

37. История (history) — потенциально значимые события, происходящие в период между измерениями и оказывающие воздействие наряду с изучаемой независимой переменной.

38. Исходный уровень (baseline) — характеристики поведения до экспери ментального вмешательства.

39. Клинический метод (clinical method) — гибкий, полустандартизованны: метод постановки перед детьми задач и вопросов, который использова Пиаже.

40. Когорта (cohort) — группа людей, имеющих некий общий опыт и пеки общие характеристики — чаще всего определяется по году рождения.

41. Коммуникация между испытуемыми (between-subject communication) -незапланированное общение между испытуемыми, способное привести: искажению результатов исследования.

42. Конвергентные операции (converging operations) — использование раз нообразных методов для изучения определенной проблематики.

43. Конструктивная память (constructive memory) — влияние системы зна ний на мнемические процессы.

44. Конструктная валидность (исследования) (construct validity (study))— точность теоретической интерпретации результатов исследова ния.

45. Конструктная валидность (теста) (construct validity (of test)) — одна и форм валидности теста, которая зависит от того, в какой мере разного род! данные подтверждают обоснованность теоретической интерпретации из меряемого атрибута.

46. Контрбалансировка (counterbalancing) — во внутрисубъектных плана] исследования изменение порядка следования заданий или эксперимен тальных условий.

47. Конфиденциальность (confidentiality) — этический принцип, согласно которому информация, получаемая в исследовании, должна быть недо ступна в той мере, в какой она может навредить испытуемым или смутит; их.

48. Корреляционное исследование (correlational research) — одна из фор» исследования, в которой не контролируются независимые переменные,; анализируется связь между двумя или более зависимыми переменными -другое название неэксперименталъпое исследование.

49. Корреляционный статистический показатель (correlation statistic) -индекс силы и направления связи двух переменных.

50. Кристаллизованный интеллект (crystallized intelligence) — система зна ний, накопленных через опыт.

51. Критериальная валидность (criterion validity) — одна из форм валидно| сти теста, которая зависит от корреляции показателей теста с определен ными внешними критериями измеряемого атрибута.

52. Лонгитюдный план (longitudinal design) — план исследования, предпаз наченный для возрастного сравнения, в котором в течение определенной! времени в разном возрасте обследуются одни и те же испытуемые.

53. Макросистема (macrosystem)— культура или субкультура, в которой жи вот человек — четвертый из четырех уровней контекстов в теории эколо гических систем Бронфенбреннера.

54. Макросистема наблюдения (molar observational system) — система наблюдения, в которой при оценке поведения используются глобальные, интерпретационные категории.

55. Матрица «свойства х методы» (multitrait-multimethod matrix) — метод оценки конструктной валидности тестов — связан с анализом матрицы корреляций, составленной по результатам измерения по меньшей мере двух конструктов по крайней мере двумя методами.

56. Медиана (median) — середина в распределении совокупности показателей.

57. Межсубъектный план (between-subject design) — экспериментальный план исследования, при котором разных испытуемых ставят в условия, соответствующие разным уровням независимой переменной..

58. Мезосистема (mesosystem) — взаимосвязи между микросистемами среды — второй из четырех уровней контекста в теории экологических систем Бронфенбреннера.

59. Метод временных срезов (time sampling) — одна из форм обсервативной оценки, при которой поведение регистрируется в течение определенных (обычно непродолжительных) интервалов времени.

60. Метод парциальной корреляции (partial correlation technique) — процедура статистического исключения влияния потенциально значимого третьего фактора на корреляцию двух других переменных.

61. Метод предпочтений (preference method) — метод изучения зрительных возможностей в период младенчества — с его помощью оценивается внимание младенца к двум одновременно предъявляемым стимулам.

62. Методики самоотчета (self-report measure) — методики, при использовании которых о характеристиках испытуемых судят со слов самих испытуемых.

63. Микросистема (microsystem) — ближайшее окружение человека — первый из четырех уровней Контекста в теории экологических систем Бронфенбреннера.

64. Микросистема наблюдения (molecular observational system) — система наблюдения, в которой оцениваются специфические детали поведения.

65. Мнемонические стратегии (mnemonic strategies) — приемы (например, повторение, упорядочение), используемые для облегчения запоминания.

66. Мода (mode) — наиболее часто встречающееся значение в совокупности показателей — мера центральной тенденции.

67. Монометодическое искажение (mono-method bias) — искажение, являющееся следствием использования только одного метода для выявления отношений между независимой и зависимой переменными.

68. Монооперациональное искажение (mono-operation bias) — искажение, являющееся следствием использования только одной операционализации независимой или зависимой переменной.

69. Мощность (power) — вероятность того, что статистический критерий исключает ложную нуль-гипотезу.

70. Надежность (reliability) — согласованность или воспроизводимость результатов измерения.

71. Надежность внутренней согласованности (internal consistency reliability) — одна из форм надежности, основанная на согласованности ответов, или реакция на разные компоненты теста.

72. Нарративная запись (narrative record) — одна из форм обсервативного измерения, при которой наблюдатель непрерывно описывает поведение испытуемого.

73. Независимая оценка (independent review) — этический принцип, согласно которому все исследования с испытуемыми людьми должны подвергаться независимой проверке на соответствие этическим нормам.

74. Независимая переменная (independent variable) — переменная, которую исследователь контролирует посредством манипуляций или отбора с целью оценки ее влияния на зависимую переменную.

75. «Незнакомая ситуация* (Strange Situation) — структурированный лабораторный метод оценки привязанности — с его помощью измеряется реакция младенца на ряд эпизодов разлучения и воссоединения с матерью.

76. Необъективность наблюдателя (observer bias) — тенденция воспринимать и регистрировать поведение предвзято, в соответствии с имеющимися ожиданиями.

77. Непараметрический критерий (nonparametric test) — статистический критерий, валидность которого не зависит от распределения показателей в изучаемой популяции.

78. Неполное информирование (incomplete disclosure) — предоставление неполной информации об исследовании.

79. Номинальная шкала (nominal scale) — шкала измерения, градация которой соответствует наименованиям, а не количественным характеристикам.

80. Нормальное распределение (normal distribution) — колоколообразное распределение показателей, в котором среднее, медиана и мода совпадают.

81. Обман (deception) — преднамеренное введение в заблуждение относительно исследования.

82. Обусловленный поворот головы (conditioned head turning) — метод изучения перцептивных возможностей в период младенчества — с его помощью оценивается способность младенца распознавать и различать стимулы по наличию или отсутствию реакции в форме обусловленного поворота головы при появлении стимула.

83. Операциональное определение (operational definition) — определение переменной с точки зрения операций, используемых для ее создания или измерения.

84. Ориентировочная реакция (orienting response) — естественная реакция внимания на новые стимулы.

85. Отбор (sampling) — создание выборки испытуемых из некой популяции.

86. Отказ в благотворном воздействии (withholding treatment) — решение не включать кого-либо в экспериментальную группу, которая подвергается потенциально благотворному воздействию.

87. Оценочная шкала поведения новорожденного (Neonatal Behavioral Assessment Scale) — стандартизованная процедура оценки статуса развития новорожденных — с ее помощью измеряются как рефлексы, так и ранние формы адаптивного поведения.

88. Ошибка второго рода (Туре 2 error) — ошибочное принятие ложной нуль- гипотезы.

89. Ошибка первого рода (Туре 1 error) — ошибочный отказ от истинной нуль-гипотезы.

90. Параметрический критерий (parametric test) - статистический критерий, валидность которого зависит от распределения показателей изучаемой популяции.

91. Первичная дисперсия (primary variance) — различия, объясняемые действием независимых переменных исследования.

92. Перекрестная корреляционная группировка с лагом (cross-lagged panel correlation) — в лонгитюдном исследовании, анализ отношений между двумя переменными в рамках одного периода времени и в рамках разных периодов времени с целью выявления направления причинного воздействия в корреляционной паре.

93. Персональное влияние (personal agency) — понимание ребенком того, что он может являться причиной некоторых событий.

94. План временных серий (time-series design) - одна из форм внутрисубъ-ектного плана, при которой производится неоднократное измерение зависимой переменной при наличии и отсутствии экспериментального воздействия.

95. План поперечных срезов (cross-sectional design) — план исследования, в котором одновременно изучаются и сравниваются испытуемые разных возрастов.

96. План с временным лагом (time-lag design) - план исследования, при котором в разное время обследуются испытуемые одного возраста, но принадлежащие к разным когортам.

97. План уравненных групп (matched groups design) - одна из форм межсубъектного плана, в которой до причисления испытуемых к разным экспериментальным условиям производится отбор по потенциально значимым характеристикам так, чтобы между испытуемыми было соответствие.

98. Понятие об объекте (object concept) — осознание того, что объект существует независимо от перцептивного контакта с ним.

99. Популяция (population) - определенная группа людей, совокупность результатов измерения или событий.

100. Порядковая шкала (ordinal scale) - шкала измерения, в которой деления соответствуют рангам количественных величин.

101. Последовательный анализ (sequential analysis) - процедура выявления причинно-следственных отношений в обсервативном исследовании, заключающаяся в установлении временных отношений между действиями двух или.более взаимодействующих людей.

102. Последовательный план (sequential design) — план исследования, при котором с целью оценки влияния факторов возраста, когорты и времени

измерения сочетаются лонгитюдный метод, метод поперечных срезов ] метод с временным лагом.

1 03. Постоянство пола (gender constancy) — понимание того, что пол — псиз менное качество.

104. Привязанность (attachment) — эмоциональная связь между младенцем 1 заботящимся о нем лицом, формирующаяся в период младенчества.

105. «Привязанность» Q-набор (Attachment Q-set) - методика рейтинга предназначенная для оценки привязанности и основанная на суждениях i том, насколько характеристики, свидетельствующие о привязанности, ти пичны для младенца

106. Просоциальное поведение (prosocial behavior) — поведенческое прояв ление нравственности - социальное одобряемое поведение, например ока зание помощи, акты дарения.

107. Реактивность (reactivity) — результат непредусмотренного влияния экс перимептальных мероприятий на поведение испытуемого.

108. Регистрация движений глаз (eye-movement recording)- метод изучени зрительных возможностей в период младенчества — с его помощью изме ряется последовательность фиксаций взгляда младенца при Исследованш им визуального стимула.

109. Регрессия к среднему (regression toward the mean) - тенденция прибли жения изначально крайне высоких или крайне низких показателей к груп новому среднему значению.

110. Репрезентационное изменение (representational change) — осознанш возможности изменения собственных представлений.

111. Ретестовая надежность (test-retest reliability) — одна из форм надежно сти, зависящая от соответствия результатов неоднократного предъявление одного и того же теста.

112. Систематическая ошибка при отборе (selection bias) — причисление ь сравниваемым группам изначально неравноценных испытуемых.

113. Сложение классов (class inclusion) — понимание того, что подкласс н< может быть больше класса, в который он входит.

1 14. Случайное причисление (random assignment) — процедура причисления испытуемых к экспериментальным условиям, в которой шансы быть причисленным к тем или иным условиям равны.

115. Случайный отбор (random sampling) — процедура отбора испытуемых при которой все представители изучаемой популяции имеют равные шансы войти в выборку.

116. Смешение (confounding) — непредусмотренная связь между двумя потенциально значимыми переменными.

117. Содержательная валидность (content validity) — одна из форм валидности теста, которая зависит от адекватности отображения тестом измеряемого атрибута.

118. Созревание (maturation) - естественные изменения испытуемого как функция от времени, в течение которого проводится исследование.

119. Состояние (state) — уровень психической и поведенческой активности, колеблющийся от глубокого сна до напряженного плача..

120. Сохранение (conservation) — осознание того, что количественные характеристики объекта не изменяются при изменении его внешнего вида.

121. Среднее (mean) — среднее арифметическое в совокупности показателей — мера центральной тенденции.

122. Стандартизация (standardization) — создание единообразия всех аспектов экспериментальной процедуры в определенных условиях для всех испытуемых.

123. Стандартное отклонение (standard deviation) — квадратный корень из показателя дисперсии — мера изменчивости.

124. Статистический показатель, выводимый логическим путем (inferential statistic) — статистический показатель, используемый для определения уровня значимости различий между сравниваемыми группами.

125. Субъектная переменная (subject variable) — независимая переменная, уровень которой отражает закрепленные характеристики испытуемого, его неотъемлемые качества, такие как пол или возраст.

126. Сценарий (script) — порядок и структура определенных событий, зафиксированные в представлениях.

127. Текучий интеллект (fluid intelligence) - базовые навыки решения задач, в целом не зависимые от опыта.

128. Теория сознания (theory of mind) — суждения и представления о психическом мире.

129. Терминальный спад (terminal drop) — снижение умственных возможностей в период, непосредственно предшествующий смерти.

130. Тестирование (testing) — влияние тестирования на результаты последующего тестирования.

131. Транзитивность (transitivity) — способность логическим путем прийти к заключению об отношениях между некоторыми величинами; например, если Л > В, а В > С, то Л > С.

132. Узнавание (recognition) — осознание того, что воспринимаемый в данный момент стимул уже воспринимался ранее.

133. Уровни (levels) — значения, которые в исследовании принимает независимая переменная.

134. Установка на определенный ответ (response set) — зафиксированная, искаженная форма реагирования, не зависящая от содержания задания.

135. Устойчивость (robustness) — мера независимости статистического критерия от нарушения лежащих в его основе предположений.

136. Фактор (factor) — синоним независимой переменной.

137. Характеристики выдвигаемых требований (demand characteristics) — особенности экспериментальных условий, по которым испытуемые судят о том, каковы ожидания в отношении их реакции.

138. Центральная тенденция (central tendency) — показатель, соответствующий преобладающему паттерну реакции в выборке.

139. Шкала отношений (ratio sale) — шкала измерения, деления которой соответствуют равным количественным интервалам, а сама шкала включает нулевой уровень.

140. Эквивалентность измерения (measurement equivalence) — сопоставимость процедур и методов измерения, используемых в сравниваемых группах.

141. Экзосистема (exosystem) — социальные системы, оказывающие влияние на человека, в которых он, однако, не принимает непосредственного участия — третий из четырех уровней контекста в теории экологических систем Бронфенбреннера.

142. Эффект верхнего предела (ceiling effect) — получение показателей зависимой переменной, соответствующих максимально возможным значениям или приближающихся к ним.

143. Эффект нижнего предела (floor effect) - получение показателей зависимой переменной, соответствующих минимально возможному значению или приближающихся к нему.

144. Эффект переноса (carry-over effect) - результат влияния на реакцию испытуемого при выполнении определенного задания или на его поведение в определенных экспериментальных условиях предшествующих заданий или экспериментальных условий.

145. Эффект последовательности (order effect) -систематическое изменение реакции испытуемого от начала к концу эксперимента.

146. Эффект предубеждений экспериментатора (experimenter bias effect) -искажающее влияние ожиданий экспериментатора на результаты исследования.

 


1

  Есть исторические свидетельства, возможно недостоверные, о правителях, которые довольно последовательно проводили эксперименты по воспитанию детей. Один из них — правивший в ХШ веке король Фридрих Ц. Его эксперимент, как и многие другие соответствовавший представлениям его времени, дал интересные результаты, однако совсем не те, на которые рассчитывал Фридрих: он приказал кормилицам и нянькам кормить, купать и мыть детей, однако ни в коем случае не откликаться на их лепет и не разговаривать с ними, поскольку он хотел узнать, заговорят дети на древнееврейском, греческом, латыни, арабском или, возможно, па языке родителей, давших им жизнь. Но все его труды пропали даром, поскольку, не ощущая ласки, не видя улыбающихся лиц и не слыша нежных слов своих кормилиц, все дети умерли (Ross & McLaughlin, 1949, p. 366).

 

2

  Я должен добавить, что в последние годы Child Development выпускает специальные номера: один посвящен детям из этнических меньшинств (McLoyd & Spencer, 1990), другой — детям из малообеспеченных семей (Huston, McLoyd, & Coll, 1994). Эти специальные выпуски призваны стимулировать изучение недостаточно исследованных тем.

 

3

  Гинсбург и Оппер (Ginsburg & Оррег, 1988) обсуждают и этот момент, и другие достоинства подхода Пиаже.

 

4

 Конечно, более легким решением было бы перенесение исследования на другое время.

 

5

 Исключением из этого правила являются некоторые формы обсервативного исследования, особенно те, которые проводятся в естественных условиях. Возьмем, к примеру, обсервативное исследование, направленное па изучение процесса принятия решения о покупке в супермаркете, или на изучение того, какие места предпочитают занимать зрители в кинозале. Вряд ли какой-нибудь наблюдательный совет будет настаивать на получении информированного согласия лиц, данные которых будут учитываться в таких исследованиях. Отсутствие согласия можно оправдать несколькими обстоятельствами: поведение испытуемых естественно и на него не влияет факт его изучения; поведение безобидно и не является ни постыдным, ни компрометирующим; испытуемые сохраняют свою анонимность и уверены в этой.

 

6

 Использооание мужскоги рода в этом случае не имеет сексистской подоплеки. В 1920-х годах в Швейцарии в шарики играли только мальчики; поэтому испытуемыми в этой части исследований Пиаже тоже были только мальчики.

 

7

 В последних работах Колберга (например, Colby, Kohlberg, Gibbs, & Lieberman, 1983) стадии 5 и 6 были объединены, то есть 6-ступенчатая модель превратилась is 5-ступснчатую.

 

8

 Как отмечалось, самоузнавание изучалось также на обезьянах. В этих исследованиях были получены однозначные и весьма интересные результаты. Шимпанзе и орангутаны оказались способны к са-моузнананию; остальные приматы (например, все виды нечеловекообразных обезьян) — неспособны, даже проводя сотни часов у зеркала (Gallup, 1994).

 

9

 В последние годы не раз высказывалось мнение о том, что термины «sex» и «gender* (пол) не следует использовать как взаимозаменяемые понятия; с точки зрения ряда авторов их необходимо употреблять в отношении разных аспектов развития, исторически обозначаемых терминами «половые различия* и «полоролевое развитие*. Однако до сих пор по вопросу необходимости сохранения подобного терминологического разделения не существует единого мнения; нет его и по вопросу конкретной разницы между понятиями «sex» и «gender*. (Сравните: Dcaux, 1993; Gentile, 1993; Unger & Crawford, 1993). В этой главе я Придерживаюсь устоявшейся практики многих психологов, использующих эти термины как синонимы.

 

10

 Раздел «Физическое здоровье» начинается с пункта номер 37.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: