Одним из важнейших принципов обучения детей с нарушением зрения является принцип расширения социальных связей. Социальная уверенность, как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с окружающей средой и другими людьми. Учитывая информационно-познавательное значение зрения, необходимо отметить, что дети, имеющие ограниченные зрительные возможности, не могут полноценно воспринимать окружающую действительность, формирование представлений у них осуществляется медленнее и информативно беднее, чем у нормально видящих сверстников. Поэтому дети со зрительной патологией не могут самостоятельно овладеть навыками социально-адаптивного поведения. В то же время, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием для всестороннего развития личности.
Создание соответствующих условий обучения, вовлечение ребенка в жизненные ситуации на основе формирования у него социально-адаптивных способов ориентации облегчит взаимодействие с окружающей действительностью, повысит его жизненную позицию и активность.
|
|
Одной из главных задач педагогов, работающих с детьми, имеющими дефекты, зрения является определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка приемов и способов ее осуществления при различных формах организации коррекционно-педагогического процесса. Данную задачу мы решаем в тесной взаимосвязи тифлопедагога и воспитателей.
Цель работы: сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
В процессе обучения слабовидящих детей необходимо знакомить с окружающими их предметами и вещами, с миром общения и человеческих отношений, что помогает формировать навыки и умения, способствующие социальной адаптации и ориентировке в различных социальных ситуациях.
В соответствии с этим основными задачами являются:
- дать детям знания и представления о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки поведения, культуры в быту;
- познакомить детей с различными службами, учреждениями, организациями, в которые они могут обратиться;
- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах и учреждениях;
- научить вступать в общение с различными людьми, в различных ситуациях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью.
Для успешного формирования навыков социально-адаптивного поведения мы используют разные формы и методы обучения. Многочисленными исследователями доказано, что развитие детей с нарушенным зрением обеспечивается лишь тогда, когда обучение строится на основе наглядности и практической деятельности. Поэтому занятия мы проводят в форме экскурсий, дидактических, сюжетно-ролевых игр, рассказов с целью сообщения знаний, бесед, мини-практикумов для детей.
|
|
Пассивные, не сопровождаемые действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Занятия по формированию социально-адаптивного поведения проводим в виде сюжетно-ролевых игр, в ходе которых дети с помощью педагога воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. На первом этапе обучению игре, воспитатель выступает в качестве одного из действующих лиц. Делать это необходимо, т.к. дошкольнику нужно показать игровые возможности определенной роли. По мере того, как ребята овладевают игрой, степень непосредственного участия в ней педагога постепенно уменьшается. Но это не означает, что освоенная игра не нуждается в руководстве и дальнейшем развитии. Подсказывая детям новые действия, новые роли, подключаясь к ним в качестве участника игры, педагог способствует тому, что игра каждый раз строится по-новому, обогащается. С этой же целью необходимо менять атрибуты, вносить предметы-заместители, реальные предметы. Степень руководства меняется в зависимости от возраста детей. Сюжетно-ролевые игры отражают опыт детей, определяются конкретными окружающими условиями.
В процессе организации игры необходимо наблюдать за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникающие конфликты, чтобы формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь, уступить друг другу, а также другие необходимые личностные качества.
Нарушения слуха