По Хватцеву М.Е.
К ОРГАНИЧЕСКИМ причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины Хватцев объяснял с позиции учения И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
К ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМ причинная он относил умственную отсталость, нарушения памяти и другие расстройства психических функций.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ причинам, понимая по ним различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Выделяют Экзогенные и Эндогенные причины:
В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Это группа ОРГАНИЧЕСКИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРИЧИН, при поражении головного мозга, и группа ОРГАНИЧЕСКИХ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ПРИЧИН, при нарушении морфологического развития периферического речевого аппарата.
Под ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКИМИ факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют ВНУТРИУТРОБНУЮ (ПЕРИНАТАЛЬНУЮ) ПАТОЛОГИЮ; ПОВРЕЖДЕНИЕ ПРИ РОДАХ (нательная патология) и ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ (постнатальная патология).
|
|
Поражения нервной системы, которые объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения, обозначаются термином «ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ».
АСФИКСИЯ (кислородное голодание плода в момент родов) и РОДОВАЯ ТРАВМА, приводящая к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. ВНУТРИЧЕРЕПНЫЕ КРОВОИЗЛИЯНИЯ могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи КОРКОВОГО ГЕНЕЗА (АЛАЛИЯ). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают тяжелые нарушения звукопроизносительной стороны речи – ДИЗАРТРИЯ.
В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ КРОВИ МАТЕРИ и ПЛОДА по резус-фактору. Выделение непрямого билирубина приводит к специфическим нарушениям речи и слуха.
НАРУШЕНИЯ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА – ЭМБРИОПАТИИ могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.
|
|
При ВНУТРИУТРОБНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА отмечаются наиболее ТЯЖЕЛЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, сочетающиеся, как правило, с другими дефектами развития (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Наиболее тяжелые поражения плода отмечаются при заболеваниях женщины в период от 4 недель до 4 месяцев беременности краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями.
У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются: асимметрия черепа, аномалии неба, дефекты развития верхней челюсти, аномалии прикуса.
В результате воздействия ОРГАНИЧЕСКИХ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ПРИЧИН в период внутриутробного развития могут появиться а номалии в анатомическом строении периферического речевого аппарата, нарушения его морфологического развития, которые приводят к органическим речевым нарушениям периферического происхождения. Примером речевых расстройств, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами неба.
Речевые нарушения могут возникать и в резутьтате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребенка после рождения, на последующих этапах его развития (нейроинфекции, травмы, опухоли мозга и др.). Структура таких речевых нарушений будет зависеть от времени воздействия, вредности и локализации поражения мозга.
Таким образом, при оценке роли ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКОГО ФАКТОРА в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеются и НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, в частности при ринолалии, заикании, нарушениях письменной речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием доже незначительных факторов.
Наследственные факторы могут играть ведущую роль в возникновении «вторичных» речевых нарушений, наблюдаемых при хромосомных синдромах и наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы. Синдромы речевых расстройств наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях обмена веществ (при фенилкетонурии и др.).
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ не приводят к изменению в строении речевого аппарата, нарушают только его функцию. К ним относятся социально-психологические причины, связанные с неправильным воспитательным подходом к ребенку в отношении речи (отсутствие эмоционально-положительного окружения; подражание взрослых неправильной речи ребенка – «сюсюканье»; перегрузка речи сложным речевым материалом, не соответствующим возрасту и развитию ребенка; недостаток внимания к речи ребенка или излишняя требовательность к ней; двуязычие или многоязычие в сесье и др.).
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость звукопроизношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.). Это задерживает развитие речи, а при острых психитравмах может вызвать у ребенка мутизм, невротическое заикание.
Нарушения речи могут быть обусловлены также общей физической ослабленностью ребенка, различными заболеваниями внутренних органов: рахитом, нарушениями обмена веществ и др.
Нарушения речи могут вызываться и неблагоприятными СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМИ УСЛОВИЯМИ, приводящими к микросоциальной педагогической запущенности, нарушением эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. Большое значение имеет ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми). Особое значение имеют нарушения взаимосвязи матери с ребенком в первые годы жизни. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речи, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким лицом.
|
|
Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с явными дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, у детей с церебральным параличом и др.), отстают в развитии речи.