Соматическое заболевание - телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.
В данную группу заболеваний входят болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы (кроме психологических) являются соматическими.
Коммуникация — это своеобразная форма взаимодействия людей, которая осуществляется в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Коммуникация представляет собой очень важный элемент в жизни человека. Она связана с передачей какого-либо сообщения. Она влияет на взгляды, ориентиры, настроение собеседника. Построена коммуникация в основном на рациональной основе. К коммуникациям можно отнести различного рода деловую переписку, публичную и массовую коммуникацию, а также переговоры и многое другое.
Коммуникативные трудности детей с соматическими заболеваниями
1. Низкий уровень навыков общения
2. Ограничения в общении (реже гуляют,не посещают детский сад)
3. Избирательность в общении (сплочение в стационаре с такими же детьми)
4. неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;
5. неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
6. отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;
7. множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
8. отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность;
9. проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль;
10. двигательная расторможенность, повышенная возбудимость,
11. склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность.
Внешне вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как:
-эгоизм;-упрямство;-неуравновешенность;- агрессивность, жестокость,-неуверенность в себе (застенчивость);- страхи;- вранье;- отсутствие друзей.
Общение может стать настоящим ресурсом для хорошего самочувствия и дальнейшего выздоровления. А для более эффективного общения необходимо развитие коммуникативных способностей в достаточной мере. Следует отметить, что существует большое количество эффективных методов развития коммуникативных способностей, такие как коммуникативный тренинг, театрализованные постановки, арт-терапия (в различных её формах: изотерапия, музыкотерапия, и т. д.), психогимнастика, отдельно стоит отметить сказкотерапия, групповая работа, с использованием различных арт-терапевтических техник и ролевых игр. Данные методы так же достаточно хорошо вписываются в условия стационара, служат не только для развития коммуникативных способностей, но и для улучшения самочувствия, нормализации психофизиологического и эмоционального состояний.
Методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с соматической патологией.
Соматические заболевания – телесные заболевания, противоположное психическому заболеванию. В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушениями работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека.
Эмоциональная сфера
1. невозможность открытого реагирования - реакций на телесном уровне
2. эмоциональна лабильность (смена настроения)
3. Капризность
4. Тревожность
5. Страхи
6. Агрессия (возможно, как следствие приема препаратов)
7. Депрессия
Коррекция нарушений
Методы работы:
Отреагирование собсвенных негативных переживаний:
1. Сказкотерапия
2. Рисуночные проективные методики
3. Рациональная психотерапия с подростками
4. Игровые
5. Арт-терапия
Сочетанные нарушения