Глава 2. Религиозные особенности развития традиционного народного творчества (на примере Липецкой области)

Народный костюм

Основными элементами традиционного костюма были: рубаха, сарафан или юбка-понёва, пояс и головной убор. Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной.

Понева - бычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом. Понева, в отличие от сарафана, была элементом чисто народного костюма.

Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась и по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Липецкий народный костюм.

Липецкий традиционный костюм, представляет собой пёструю картину и по форме, и по цветовой гамме. Объясняется это тем, что Липецкая область, образованная в 1954 году, вобрала в себя сложившуюся традиционную культуру соседних областей. В Воловском, Елецком, Долгоруковском, Тербунском, Измалковском, Лев-Толстовском районах в одежде нашли своё отражение черты рязанского костюма. В Лебедянском, Добринском, Краснинском и Липецком районах прослеживается влияние тамбовского традиционного костюма. В остальных – Орловской, Воронежской и Тульской губерний.

Особенности женского народного костюма некоторых сел Липецкой области.

1.Романовский костюм отличают яркие цвета и их насыщенность – сочетаются синий и зеленый, черный и золотой, розовый и синий, зеленый и красный. Примечательно, что костюмом имелся не только у женщин, но и у девочек, последний выполнялся по таким же канонам. В комплект костюма входило: рубаха, юбка, подшейник, головной убор, носивший название башлык или кокошник и обязательный атрибут, имевший особую значимость и по количеству отражающий материальное положение владелицы – стеклянные бусы. Достаток семьи также отражало качество материи, из которого был изготовлен костюм и количество атласных лент. В холодное время года надевали замшевую корсетку и укрывались шерстяной попоной. Ткань, из которой изготавливался костюм, была разнообразной: праздничный вариант, в том числе, свадебный, выполнялся из атласа; каждодневный или выходной - из сатина, чаще красного цвета (красивый, благородный). Рубаха была расширенной книзу, плотной, с основой, чтобы придать костюму четкость линий. На полочке - складки, застроченные до средины. Выполнялась отделка атласными лентами, пришитыми к основе. Из ленточек делали бант или украшение в виде цветка, круга. По линии атласной ленты пришивали кружево, собранное в мелкую складку. Обилие разнообразных кружев вообще отличает Романовский костюм, что в настоящее время также является актуальной тенденцией. Рюшку, кроме того, расшивали тамбурным швом.

 

В Романовском костюме также были представлены растительные орнаменты вышивки – деревца, геометрические фигуры – овалы, кружочки.

В кружочки вставляли цветные лоскутки атласа (бирюзовые, розовые, зеленые).

На спинке заложены две мелкие складки, сзади, с изнаночной стороны рубаха уплотнена тканью для придания четкости ее линиям. Низ рубахи также отделан белым или молочного цвета покупным кружевом. Рукав рубахи называли «дутым», с ¾ рукава отделывался рюшкой и полосами атласных лент (2-3) и завершался белым кружевом.

Нижняя юбка – из плотного сукна, по - низу вышита тамбурным швом, преимущественно красно-черным цветом. Широкая верхняя юбка была сшита из красного, зеленого атласа или сатина, присобрана на поясе в мелкую складку. По - низу также нашивались атласные ленты разных цветов, и выполнялась отделка рюшкой из мелкой складки, обшитой кружевом и узкими лентами.

Особым разнообразием цветов отличались фартуки. Верх фартука также был присобран. К низу пришивались узкие ленты или вшивалась атласная вставка и тюль с вышивкой, по краю - кружево.

Подшейник представлял собой полосу ткани, обшитую рюшами в мелкую складку с петелькой и пуговицами. Назначение подшейника состояло в том, чтобы не пораниться стеклянными бусами.

Головной убор очень примечателен. Состоял он из сложного по покрою башлыка и наголовника. Наголовник имел полукруглую форму и был снабжен двумя тесемками, завязывающимися на затылке. Он состоял из внутренней части (белая ткань), отделанной части из бисера, металлических пайеток (в более позднее время), стеклянных бусинок разных цветов. Край отделывали белым шитьем в мелкую складку. Башлык надевался на наголовник, под который подбирались волосы, и завязывался сзади на длинные завязки, обработанные кружевом, тонкими шерстяными нитками с блестками, бисером.

2. Колыбельский костюм.

Женский костюм села Колыбельского уникальный в Липецкой области. По исследованиям этнографов, далекие предки жителей этого села были переселенцами из Литвы, с течением времени они обрусели, но в женском костюме сохранили главные элементы литовского — плиссированную юбку, называвшуюся в Колыбельском поневой, из одноцветной темно-красной шерстяной ткани, у рубашки — стояче-отложной воротник с острыми концами, форма которого поддерживалась специальным «ожерелком», бархатную «корсетку» и парчовый головной убор, существовавший теперь под названием «кичка». Неизменным элементом праздничного костюма молодой женщины была шейная «обмотка» (большая связка бус) с большим количеством лент.

Промыслы и ремесло


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: