Кроме описания ответных листов детей возникает необходимость составления сводных таблиц. В зависимости от целей диагностики и технических средств педагога-психолога можно использовать математическую обработку, используя различную статистическую обработку баллов.
Сводная таблица сырых баллов
№ | Номера детей по списку | Ср. | |||||||||
Позитивные эмоциональные категории | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | N | |||
«Счастье» | |||||||||||
«Справедливость» | |||||||||||
«Дружба» | |||||||||||
«Доброта» | |||||||||||
«Восхищение» | |||||||||||
Средние | |||||||||||
Негативные эмоциональные категории | |||||||||||
«Горе» | |||||||||||
«Обида» | |||||||||||
«Ссора» | |||||||||||
«Злоба» | |||||||||||
«Скука» |
|
|
Эмоциональные отношения | Виды деятельности | Ср. | |||||||||
«Музей» | |||||||||||
«Считаю» | |||||||||||
«Танцую» | |||||||||||
Эмоциональные отношения | Виды деятельности | Ср. | |||||||||
«Пою» | |||||||||||
«Рисую» | |||||||||||
«Читаю» | |||||||||||
«Природа» | |||||||||||
Средние | |||||||||||
Выбранная актуальная ценность |
В таблицу заносятся рейтинговые баллы по всем эмоциям и всем видам деятельности каждого ребенка. Рекомендуется заполнять таблицу для девочек и мальчиков отдельно. В случае необходимости можно применять и другую группировку.
Сводная таблица предпочтения эмоций (в баллах на одного ребенка)
№ | ОУ № | контрольная гр. | ||||||
Позитивные эмоциональные категории | м. | Д- | ср. | м. | А- | ср. | ||
«Счастье» | ||||||||
«Справедливость» | ||||||||
«Дружба» | ||||||||
«Доброта» | ||||||||
«Восхищение» | ||||||||
Средние | ||||||||
Негативные эмоциональные категории | ||||||||
«Горе» | ||||||||
«Обида» | ||||||||
«Ссора» | ||||||||
«Злоба» | ||||||||
«Скука» | ||||||||
Эмоциональные отношения
| ОУ № | Контрольная группа | ||||||
м. | Д- | ср. | м. | д. | ср. | |||
«Музей» | ||||||||
«Считаю» | ||||||||
«Танцую» | ||||||||
«Пою» | ||||||||
«Рисую» | ||||||||
«Читаю» | ||||||||
«Природа» | ||||||||
Средние | ||||||||
Выбранная актуальная ценность |
В случае необходимости проведения сравнительного анализа можно составить сводную таблицу с использованием контрольных групп.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ STATISTICA FOR WINDOWS RELEASE 4.5 A COPYRIGHT & STATSOFT INC 1993
Применение компьютерных технологий позволяет педагогу-пси- хологу производить разнообразный статистический анализ, включая анализ статистических распределений, полученных при помощи проективного теста личностных отношений и ценностных ориентаций «Домики». Для этого необходима компьютерная программа, например, Statistica for Windows Release 4.5 A Copyriht& StatSoft inc 1993.
Для проведения компьютерного статистического анализа в программе Statistica составляется файл — сводная таблица (Приложение 2).
Фамилия | школа | класс | пол | амб. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 20 | |
При составлении таблицы необходимо соблюсти ряд требований программы. Все параметры и социальные объекты обозначаются на английском языке. Данные таких параметров, как пол, амбивалентность и некоторые другие, вводятся с использованием дихотомических шкал, например:
мужской пол — 1, женский — 2;
амбивалентность эмоций — 1, дифференцированность — 2.
Далее по социальным объектам заносятся рейтинговые оценки детей. По собственному выбору детей можно ввести балл, соответствующий индексу ценности, и рейтинговую оценку приемлемости. Кроме данных по ответному листу можно занести в таблицу и любые другие данные. Например, данные по сформированное™ учебных навыков, успеваемости или данные по творческим и личностным тестам.
Далее производятся операции статистического анализа — корреляционный анализ, анализ гистограмм и т. д.
Интересным представляется использование в качестве критерия оценки характера гауссовского распределения, при котором соответствие или несоответствие распределения данных нормальному статистическому распределению указывает на качество или механизмы протекания психических процессов. В данном случае отношения школьников могут выступать на уровне эмоций или ценностей. Впервые подобный способ анализа черт личности применил Гордон Олпорт [1968]. Несколько подробнее об этом можно прочитать в книге «Теории личности», авторы JI. Хьелл и Д. Зиглер [1997].
В качестве примера приведен анализ характера гистограмм деятельностных отношений дошкольников.
На графиках гистограммы 1, 2 соответствуют последним местам рейтинга или негативного предпочтения детьми социальных объектов, оценивающиеся соответственно в 1 и 2 балла. Гистограммы с 3 по 6 — позитивные предпочтения, соответствующие 4, 3, 2 и 1 месту, оценивающиеся соответственно в 3, 4, 5 и 6 баллов.
В данном случае в качестве социальных объектов были рассмотрены отношения детей к различным видам деятельности, которые являются обычными во всех дошкольных образовательных учреждениях.
|
|
Пусть простит дорогой читатель большое количество графиков, но это является лишь особенностью жанра: метод графического сравнения.
Деятельностные отношения дошкольников
Например, отношение «Играю» (рис. 9). Известно, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это та истина, которую уже почти неприлично повторять в подобной работе.
Действительно, гистограммы отражают отношение дошкольников всех детских садов к игре. Абсолютное большинство дошкольников предпочитают играть. Однако детальное изучение характера распределения гистограмм деятельностных предпочтений игры выявляет особенности формирования мотивационной структуры детей, связанные с осуществлением воспитательного процесса в дошкольном учреждении, его программой, традициями, приемами, эмоциональной атмосферой.
Анализ гистограмм отношений дошкольников к игре по садам по- сазывает, что в саду № 11 дети выразили свое отношение к игре на 'ровне эмоции. Для этих детей эмоциональное отношение к игре за- шсит от ее успешности, к тому же это — актуально переживаемое детьми отношение. Нет детей, которые явно отвергали бы игру (гистограмма 1), и очень мало детей, которые поставили игру на первое место. 3 остальных садах, судя по гистограммам, игра для детей — это цен- юсть. Интересно, что в детском саду № 12 некоторые дети поставили irpy на последнее место. Возможно, эти дети предпочли другие виды (еятельности. Какие именно, определит последующий анализ.
Рассмотрим распределение отношения «Считаю» (рис. 10 и 11).
Очевидно, что больше одной трети дошкольников всей выборки отрицательно относится к счету (гистограммы 1, 2). Действительно, этот вид деятельности для детей дошкольного возраста не является ведущим. Традиционная развивающая программа среднестатистического детского сада направлена лишь на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Однако анализ гистограмм по садам показывает, что в отличие от других садов в детском саду № 12 большинство детей относится к счету позитивно (гистограммы 3, 4, 5, 6). Причем у части детей это отношение выражено на уровне эмоции, а для некоторых детей, это предпочтительный вид деятельности, они поставили его на первое место (гистограмма 6).
|
|
Рассмотрим другой пример: формирование эстетических отношений в дошкольном возрасте.
Анализ отношения «Музей» (рис. 12) показывает, что только у детей из 12 детского сада, где существует направление педагогической работы по музейной педагогике, которое осуществляется по программе Т. П. Хризман, сформировано позитивное отношение к музею как к ценности.
Вывод
Перечисленные данные по всем видам деятельности дошкольников позволяют сказать, что занятия в ДОУ № 12 проводятся на ином уровне, чем в других детских садах, и полностью подтверждают гипотезу: искусство как культуральное (это значит от культурной среды) средство социализации эффективно и гармонично формирует систему личностных отношений дошкольников и определяет их активность. Социальные и художественные эмоции, сопровождающие творчество, инициируют деятельность. В результате детям ДОУ № 12 все интересно: и играть, и читать, и наблюдать природу, и считать, и заниматься искусством в музеях и в детском саду. Они активны и позитивно настроены на все виды деятельности.
Глава 4