Место технического знания в системе научного знания

Место технического знания в системе научного знания

Основные компоненты технического знания

3. Этапы развития технического знания

4. Факторы эволюции технического знания

Заключение

Список использованной литературы

технический знание научный философия


Введение

 

Уровень развития общества на каждом этапе зависит от развития технологий. Это уверенно демонстрируют такие "прорывы" в истории, как изобретение колеса или печатного станка. От быстроты передвижения в пространстве, от изменения качества и скорости в передаче информации изменилась жизнь целой эпохи.

В период технической революции проблемы трансформации общественного сознания под воздействием технического прогресса находятся под пристальным вниманием исследователей. В этом отношении важно не просто констатировать факты, а подвергнуть их глубокому осмыслению, выявлению причинно-следственных связей. Именно поэтому выявление основных периодов в истории развития технических знаний - тема актуальная и своевременная.

Объектом исследования являются технические знания. Предметом - история развития технических знаний.

Методы исследования можно условно разделить на две группы. Первая - методы традиционного анализа, заключающиеся в осмыслении трудов ученых, занимающихся заявленной проблемой. Вторая группа - методы классической логики, без которых невозможен качественный научный анализ: это логический метод, метод анализа и синтеза.

Эмпирической базой реферата являются труды исследователей по изучаемой теме.

Следует отметить, что многие исследователи так или иначе обращались к теме технического прогресса. Так, вопросам теоретического знания посвящены труды В.С. Степина, об особенностях возникновения и развития технических наук рассуждают Б.И. Козлов, Б.И. Иванов, В.В. Чешев. К вопросу специфики формирования естественных, технических и гуманитарных наук обращается в своих научных изысканиях В.М. Розин.

Целью нашего реферативного исследования является выявить основные периоды в истории развития технических знаний. Цель предполагает решение ряда исследовательских задач, а именно:

выявить место технического знания в системе научного знания в целом;

определить основные компоненты технического знания;

- выделить основные этапы развития технического знания;

определить факторы эволюции технического знания.

Поставленные исследовательские задачи определили и структуру реферата, который состоит из введения, где обозначены цели, задачи, методы исследования, определены объект, предмет научного изыскания, определена актуальность и степень изученности проблемы; четырех параграфов, в каждом из которых реализуется одна из поставленных задач; заключение, где обобщены основные выводы, к которым мы пришли в ходе исследования.

 




Место технического знания в системе научного знания

Современная техника, и, прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Становление научно-теоретического технического знания было обусловлено двумя группами факторов.

С одной стороны, оно утверждалось на базе экспериментальной науки, когда для формирования технической теории оказывалось необходимым наличие базовой естественнонаучной теории. С другой стороны, потребность была продиктована практической необходимостью. Дело в том, что при решении конкретных задач инженеры уже не могли опираться только на приобретенный опыт, они нуждались в научно-теоретическом обосновании создания искусственных объектов.

Вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было. Но сегодня это вполне характерно для технических наук. В течение всего XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи с тем, что наука становится "техникоориентированной". Это было продиктовано общим духом эпохи. Накопились многочисленные знания в разных областях жизнедеятельности человека. Именно на это время приходится попытка упорядочить знания: рождаются новые науки и отрасли науки в гуманитарном профиле. Одновременно шагает вперед и технический прогресс. Ускоряется жизнь целого поколения, происходит интенсивный процесс мобильности населения: горизонтальной, вертикальной, начинаются миграционные процессы, которые из-за взрыва технологий приобретают массовый масштаб.

Все это обусловило желание, стремление осмыслить и технический прогресс как составляющую жизнедеятельности общества.

Надо отметить, что техника вообще большую часть своей истории была мало связана с наукой. Люди, живя в традиционном обществе, воспроизводили многие действия автоматически. Она на подсознании делали устройства, не стремясь и не пытаясь осмыслить, почему эти устройства работают именно так.

Параллельно шло развитие и естествознания. Естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто и отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно.

Соединение науки и техники начинается с XVII века. Этому есть объяснение. С одной стороны, "подоспела" эпоха Великих географических открытий. Таким образом, расширились горизонты знаний человечества. Накопилось множество фактов из различных областей, которые необходимо было осмыслить. Появилась насущная необходимость упорядочить знания. С другой стороны, накопление этих знаний было невозможно без развития техники. Понимание того, что развитие техники связано с развитием науки, стало постепенно формироваться.

В результате автономия науки и техники была завершена. После долгих веков параллельного существования наука и техника соединились. Это произошло тогда, когда началась научная революция.

Однако процесс слияния научного и технического прогресса был достаточно продолжительным. Потому что только к XIX веку это единство принесло свои первые плоды.

А только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: