Соотношение международных стандартов финансовой

Отчетности и аудита

 

Современная финансовая отчетность составляется с целью ее представления внешним пользователям. Внешние пользователи, к числу которых относятся инвесторы, кредиторы, государство и общественность, заинтересованы в достоверности данных финансовой отчетности интересующих их предприятий, поскольку этим обусловлено их перспективное и текущее финансовое положение. Оттого, как организована аудиторская проверка, как она спланирована и оформлена, с помощью каких методов и процедур проводится, во многом зависит ее надежность и достоверность. Эти причины и послужили основой для создания и развития стандартов аудиторской деятельности в разных странах и, в конечном итоге, для создания МСА как международной системы, которая впитала в себя все наиболее ценное в области аудиторской деятельности в современном мире.

Поскольку информационной базой аудита, прежде всего, является финансовая отчетность, то очевидна связь стандартов аудиторской деятельности со стандартами финансового учета и отчетности.

В настоящее время Россия относится к числу тех стран, в которых существует национальное законодательство в области аудита в виде закона об аудиторской деятельности и отдельных стандартов, рассматривающих конкретные аспекты аудиторской деятельности.

Если характеризовать роль МСА в становлении аудиторской деятельности и рассуждать об их основном предназначении, то можно выделить следующие аспекты: - МСА используются при аудите финансовой отчетности, также с необходимой адаптацией и другой, сопутствующей информации; - МСА содержат основные принципы, процедуры и руководства. Эти принципы и процедуры нужно интерпретировать с учетом пояснительных материалов, которые являются руководством к их применению; - МСА применяются только к существенным аспектам проверки; - МСА не отменяют национальные стандарты. Если национальные стандарты не противоречат МСА, то это означает их автоматическое соответствие. Если же национальные стандарты противоречат МСА, то в соответствии с конституцией МФБ (Международной федерацией бухгалтеров) страны-участницы должны применять все необходимые меры по сближению с МСА и устранению противоречий. Страны члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ) могут принимать МСА в качестве своих национальных стандартов.

Связь стандартов аудита со стандартами финансовой отчетности является не только общим правилом, но и прослеживается при рассмотрении отдельных стандартов.

Например, МСА 120 «Основные принципы МСА» связан со всей системой МСА и всей системой МСФО; МСА 320 «Существенность в аудите» и МСА 570 «Непрерывность деятельности» связаны с «Принципами составления финансовой отчетности в МСФО» и с МСФО №1 «Представление финансовой отчетности».МСА 550 «Связанные стороны» основан на МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»; МСА 560 «Последующие события» основан на МСФО №10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты». В таблице 2 представлена подробная информация об упоминаниях стандартов финансовой отчетности в стандартах аудита.

Взаимосвязь стандартов финансовой отчетности и аудита проявляется в следующих направлениях: единство терминологии, применяемой в МСФО и МСА; использование аудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.

 

Таблица 2 — Взаимосвязь MCA и МСФО

Номер и наименование МСЛ Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО
МСА 120 «Основные принципы МСА» В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы Международные стандарты финансовой отчетности
МСА 320 «Существенность в аудите» Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными КМСФО
МСА 550 «Связанные стороны» Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора
МСА 560 «Последующие события» Типология последующих событий определена МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты»
МСА 570 «Непрерывность деятельности» Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Основами подготовки и представления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность»
МСА 700 «Аудиторский отчет по финансовой отчетности» Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО
МСА 910 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности» Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО

 

Связь международных стандартов с национальными

Нормативными документами, регламентирующих аудиторскую

Деятельность

 

Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях от МСА. Это касается как состава и перечня документов, так и их классификации и внутренней структуры.

Сопоставление российских правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД) с МСА позволяет выделить следующие группы: 1.ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА; 2.ПСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА; 3.ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.

Целью разработки ПСАД является подготовка системы документов, которые основаны на МСА.

К основным причинам несовпадения ПСАД и МСА можно отнести следующие: отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и переработка самих МСА.

К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие: 1.Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита. 2.Образование аудитора.3.Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, 4.Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.5.Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.

Сопоставление МСА с российскими стандартами аудита (ПСАД) на наличие и соответствие:

Вводные аспекты (российских аналогов нет)

100 Задания, обеспечивающие уверенность; 120 Основные принципы МСА.

Обязанности

200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности — Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности;

210 Условия аудиторских заданий — Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудиторской проверки;

220 Контроль качества работы в аудите — Внутрифирменный контроль качества аудита;

230 Документирование — Документирование аудита;

240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности — Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;

240 Мошенничество и ошибка;

250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности — Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита;

260 Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями — Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Планирование

300 Планирование — Планирование аудита;

310 Знание бизнеса — Понимание деятельности экономического субъект

320 Существенность в аудите — Существенность и аудиторский риск.

Внутренний контроль

400 Оценка рисков и внутренний контроль — Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита;

401 Аудит в среде компьютерных информационных систем — Аудит в условиях компьютерной обработки данных

402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации.

Аудиторские доказательства

500 Аудиторские доказательства — Аудиторские доказательства

501 Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей

505 Внешние подтверждения;

510 Первичные задания — начальные сальдо — Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности;

520 Аналитические процедуры — Аналитические процедуры;

530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования — Аудиторская выборка;

540 Аудит оценочных значений — Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете;

550 Связанные стороны — Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита;

560 Последующие события — Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;

570 Непрерывность деятельности — Применимость допущения непрерывности деятельности;

580 Заявления руководства — Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта.

Использование работы третьих лиц

600 Использование работы другого аудитора — Использование работы другой аудиторской организации;

610 Рассмотрение работы внутреннего аудита — Изучение и использование работы внутреннего аудита;

620 Использование работы эксперта — Использование работы эксперта.

Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)

700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности — Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности

700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности;

710 Сопоставимые значения — Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности;

720 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность — Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность.

Специализированные области

800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей — Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям;

810 Исследование ожидаемой финансовой информации — Проверка прогнозной финансовой информации.

Сопутствующие услуги

910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности;

920 Задание по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации — Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним

Положения по международной аудиторской практике (ПМАП)

1000 Процедуры межбанковского подтверждения;

1001 Автономные персональные компьютеры;

1002 Онлайновые компьютерные системы

1003 Системы баз данных;

1004 Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами; 1005 Особенности аудита малых предприятий — Особенности аудита малых экономических субъектов;

1006 Аудит международных коммерческих банков;

1007 Контакты с руководством клиента (отменен в 2001 г.);

1008 Оценка рисков и система внутреннего контроля — Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем;

1009 Методы аудита с помощью компьютера;

1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: