Отчетности и аудита
Современная финансовая отчетность составляется с целью ее представления внешним пользователям. Внешние пользователи, к числу которых относятся инвесторы, кредиторы, государство и общественность, заинтересованы в достоверности данных финансовой отчетности интересующих их предприятий, поскольку этим обусловлено их перспективное и текущее финансовое положение. Оттого, как организована аудиторская проверка, как она спланирована и оформлена, с помощью каких методов и процедур проводится, во многом зависит ее надежность и достоверность. Эти причины и послужили основой для создания и развития стандартов аудиторской деятельности в разных странах и, в конечном итоге, для создания МСА как международной системы, которая впитала в себя все наиболее ценное в области аудиторской деятельности в современном мире.
Поскольку информационной базой аудита, прежде всего, является финансовая отчетность, то очевидна связь стандартов аудиторской деятельности со стандартами финансового учета и отчетности.
|
|
В настоящее время Россия относится к числу тех стран, в которых существует национальное законодательство в области аудита в виде закона об аудиторской деятельности и отдельных стандартов, рассматривающих конкретные аспекты аудиторской деятельности.
Если характеризовать роль МСА в становлении аудиторской деятельности и рассуждать об их основном предназначении, то можно выделить следующие аспекты: - МСА используются при аудите финансовой отчетности, также с необходимой адаптацией и другой, сопутствующей информации; - МСА содержат основные принципы, процедуры и руководства. Эти принципы и процедуры нужно интерпретировать с учетом пояснительных материалов, которые являются руководством к их применению; - МСА применяются только к существенным аспектам проверки; - МСА не отменяют национальные стандарты. Если национальные стандарты не противоречат МСА, то это означает их автоматическое соответствие. Если же национальные стандарты противоречат МСА, то в соответствии с конституцией МФБ (Международной федерацией бухгалтеров) страны-участницы должны применять все необходимые меры по сближению с МСА и устранению противоречий. Страны члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ) могут принимать МСА в качестве своих национальных стандартов.
Связь стандартов аудита со стандартами финансовой отчетности является не только общим правилом, но и прослеживается при рассмотрении отдельных стандартов.
Например, МСА 120 «Основные принципы МСА» связан со всей системой МСА и всей системой МСФО; МСА 320 «Существенность в аудите» и МСА 570 «Непрерывность деятельности» связаны с «Принципами составления финансовой отчетности в МСФО» и с МСФО №1 «Представление финансовой отчетности».МСА 550 «Связанные стороны» основан на МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»; МСА 560 «Последующие события» основан на МСФО №10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты». В таблице 2 представлена подробная информация об упоминаниях стандартов финансовой отчетности в стандартах аудита.
|
|
Взаимосвязь стандартов финансовой отчетности и аудита проявляется в следующих направлениях: единство терминологии, применяемой в МСФО и МСА; использование аудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.
Таблица 2 — Взаимосвязь MCA и МСФО
Номер и наименование МСЛ | Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО |
МСА 120 «Основные принципы МСА» | В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы Международные стандарты финансовой отчетности |
МСА 320 «Существенность в аудите» | Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными КМСФО |
МСА 550 «Связанные стороны» | Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора |
МСА 560 «Последующие события» | Типология последующих событий определена МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты» |
МСА 570 «Непрерывность деятельности» | Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Основами подготовки и представления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность» |
МСА 700 «Аудиторский отчет по финансовой отчетности» | Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО |
МСА 910 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности» | Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО |
Связь международных стандартов с национальными
Нормативными документами, регламентирующих аудиторскую
Деятельность
Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях от МСА. Это касается как состава и перечня документов, так и их классификации и внутренней структуры.
Сопоставление российских правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД) с МСА позволяет выделить следующие группы: 1.ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА; 2.ПСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА; 3.ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.
Целью разработки ПСАД является подготовка системы документов, которые основаны на МСА.
К основным причинам несовпадения ПСАД и МСА можно отнести следующие: отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и переработка самих МСА.
К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие: 1.Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита. 2.Образование аудитора.3.Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, 4.Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.5.Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.
|
|
Сопоставление МСА с российскими стандартами аудита (ПСАД) на наличие и соответствие:
Вводные аспекты (российских аналогов нет)
100 Задания, обеспечивающие уверенность; 120 Основные принципы МСА.
Обязанности
200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности — Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности;
210 Условия аудиторских заданий — Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудиторской проверки;
220 Контроль качества работы в аудите — Внутрифирменный контроль качества аудита;
230 Документирование — Документирование аудита;
240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности — Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;
240 Мошенничество и ошибка;
250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности — Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита;
260 Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями — Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
Планирование
300 Планирование — Планирование аудита;
310 Знание бизнеса — Понимание деятельности экономического субъект
320 Существенность в аудите — Существенность и аудиторский риск.
Внутренний контроль
400 Оценка рисков и внутренний контроль — Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита;
401 Аудит в среде компьютерных информационных систем — Аудит в условиях компьютерной обработки данных
402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации.
Аудиторские доказательства
500 Аудиторские доказательства — Аудиторские доказательства
501 Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей
|
|
505 Внешние подтверждения;
510 Первичные задания — начальные сальдо — Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности;
520 Аналитические процедуры — Аналитические процедуры;
530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования — Аудиторская выборка;
540 Аудит оценочных значений — Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете;
550 Связанные стороны — Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита;
560 Последующие события — Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
570 Непрерывность деятельности — Применимость допущения непрерывности деятельности;
580 Заявления руководства — Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта.
Использование работы третьих лиц
600 Использование работы другого аудитора — Использование работы другой аудиторской организации;
610 Рассмотрение работы внутреннего аудита — Изучение и использование работы внутреннего аудита;
620 Использование работы эксперта — Использование работы эксперта.
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)
700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности — Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности
700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности;
710 Сопоставимые значения — Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности;
720 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность — Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность.
Специализированные области
800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей — Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям;
810 Исследование ожидаемой финансовой информации — Проверка прогнозной финансовой информации.
Сопутствующие услуги
910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности;
920 Задание по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации — Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним
Положения по международной аудиторской практике (ПМАП)
1000 Процедуры межбанковского подтверждения;
1001 Автономные персональные компьютеры;
1002 Онлайновые компьютерные системы
1003 Системы баз данных;
1004 Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами; 1005 Особенности аудита малых предприятий — Особенности аудита малых экономических субъектов;
1006 Аудит международных коммерческих банков;
1007 Контакты с руководством клиента (отменен в 2001 г.);
1008 Оценка рисков и система внутреннего контроля — Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем;
1009 Методы аудита с помощью компьютера;
1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.