ТЕМА: Личность, мотивация, деятельность.
ЦЕЛЬ: Получить теоретические знания по теме; уметь определять личностные особенности испытуемого.
Основные понятия темы:
Потребность, мотив, цель, действие, движение, операция, установка, знание, навык, умение, потребности, мотивационные состояния.
План занятия:
1. Мотив, мотивация, потребность.
2. Мотивация и личность.
3. Структура потребностей.
4. Мотивационные состояния.
Ход занятия
1. Вопросы для самоподготовки:
2. В чем сходство и различие понятий «потребность», «мотив», «стимул».
3. Приведите известные вам классификации потребностей и мотивов.
4. Кратко представьте основные теории мотивации.
5. Опишите основные мотивационные состояния.
6. Что такое направленность.
7. Опишите формы, уровни, виды направленности.
Практическая часть.
Выполните следующие методики
1. Методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
2. Методику «Мотивация обучения в вузе».
3. Методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
|
|
Индивидуальное задание
Подготовьте сообщение на тему «Теории мотивации», в которых осветить содержательные и процессуальные теории мотивации.
К содержательным относятся:
- иерархия потребностей А.Маслоу;
- теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- двухфакторная теория Фредерика Герцберга.
Процессуальные теории мотивации:
- теория ожиданий;
- теория справедливости;
- Модель Портера-Лоулера.
Рекомендуемая литература.
1. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издаельство «Питер», 2000. – 512 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
3. Загальна психологія / За загальною редакцією академіка С.Д. Максименка. Підручник. – 2-ге вид., переробл. і доп. – Вінниця: Нова Книга, 2004. – 704 с.
4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: "БАХАРАХ-М", 2001. - 672 с.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., -Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 672с.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. -М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. -688 с.
7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2000. 448 с.
8. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
9. Основы психологии. Практикум/ Рел.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576с.
Практическое занятие №5-6
ТЕМА: интеллектуальная сфера личности.
ЦЕЛЬ: Углубить теоретические знания по теме, освоить методики диагностики интеллектуальных особенностей личности
Основные понятия темы:
|
|
Психические познавательные процессы; виды и свойства основных психических процессов; развитие основных познавательных процессов.
План занятия:
1. Психические познавательные процессы.
2. Характеристики психических познавательных процессов.
3. Развитие основных познавательных процессов.
Ход занятия
Задание: заполните нижеприведенную рабочую тетрадь.
В приведенной рабочей тетради дать пояснения каждому приведенному понятию и классификации (заполнить пропущенное)
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды
Виды ощущений:
А) По ведущему анализатору:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Б) По характеру отражения и месту расположения рецепторов:
Характеристики ощущений
1. качество-
2. интенсивность-
3. длительность-
4. пространственная локализация -
Чувствительность -
Адаптация -
Сенсорная депривация - прекращение потока ощущений (информационный голод).
Восприятие - отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Свойства восприятия:
1. Предметность-
2. Целостность-
3. Константность-
4. Структурность-
5. Осмысленность -
Апперцепция -
Виды восприятия:
Виды восприятия в зависимости от объекта, отражающегося в сознании:
1. Восприятие предметов-
2. Восприятие времени-
3. Восприятие движения-
4. Восприятие пространства-
5. Восприятие человека-
Виды восприятия по ведущему анализатору:
1. Зрительные-
2. Слуховые-
3. Осязательные-
4. Обонятельные-
5. Вкусовые-
6. Кинестетические-
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении сохранении и последующем сохранении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности.
ВИДЫ ПАМЯТИ | ||||
По содержанию психической активности | По степени волевой регуляции | По продолжительности закрепления |
Продолжите таблицу!!!
Процессы памяти:
1. Запоминание-
2. Сохранение-
3. Забывание-
4. Воспроизведение-
Мышление - наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Мышление - опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Мышление - отражение связей между предметами и явлениями (опосредованное познание)
Основные мыслительные операции:
1) Анализ -
2) Синтез –
3) Сравнение –
4) Абстрагирование –
5) Обобщение –
6) Классификация –
7) Систематизация –
8) Суждение –
9) Умозаключение –
Виды мышления:
1) Наглядно-действенное –
2) Наглядно-образное –
3) Словесно-логическое –
4) Теоретическое –
5) Практическое –
6) Интуитивное –
7) Аналитическое –
8) Реалистическое –
Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала, восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Виды воображения
пассивное | активное | продуктивное | репродуктивное |
воссоздающее | творческое |