Политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая

 

В связи с окончанием мировой войны и победой Октябрьской революции вопрос о том, по какому пути развития - «русскому» или «западному», пролетарскому или буржуазному - должен идти Китай, стал предметом острой полемики в следе китайской интеллигенции. Значительная ее часть, обманутая демагогическими посулами американского президента Вильсона, возлагала серьезные надежды на Антанту, рассчитывая, что воевавший на стороне Антанты Китай займет равноправное положение среди держав-победительниц. Весть о заключении Компьенского перемирия вызвала бурное ликование в Китае. В Пекине толпа разрушила памятник убитому во время восстания ихэтуаней бывшему немецкому посланнику барону Кеттелеру, в свое время воздвигнутый по требованию Германии. В честь победы союзников не прекращались демонстрации, торжественные шествия с зажженными фонарями. На площади Тяяьаньмынь в Пекине 15 ноября 1918 г. состоялся массовый митинг, посвященный окончанию мировой войны. На нем выступил ректор Пекинского университета Цай Юань-пэй, который изображал державы Антанты носителями принципов демократии и свободы, одержавшей в справедливой войне победу над милитаристско-кайзеровской Германией. Он говорил о победе «светлых» идей над «темными», о победе «честной, справедливой демократии» над интригами, шпионажем, насилием и расизмом. Оратор призывал китайский народ поддержать доктрину Вильсона.

На следующем митинге, 16 ноября Цай Юань-пэй напомнил, что китайцы, послав во Францию 150 тыс. рабочих, внесли свой вклад в войну и вправе рассчитывать на справедливое к себе отношение. Цай Юань-пэй пытался обосновать свои возражения против «русского пути» развития Китая, ратуя за западный путь «сотрудничества и взаимопомощи» государств на основе пресловутой доктрины Вильсона.

На митинге 16 ноября выступил и Ху Ши, который приписал США исключительные заслуги в победе над Германией, достигнутой, по его мнению, не столько силой оружия, сколько мудрой доктриной Вильсона, указавшей путь окончательного разрешения проблемы вооружения - единственной, с точки зрения Ху Ши, причины возникновения войн. Создание Лиги наций и подчинение ей вооруженных сил всех стран должны были, по утверждению Ху Ши, исключить войны и утвердить на земле вечный мир. Восторженно восхваляя американского президента, Ху Ши призывал следовать по указанному Вильсоном пути.

На том же митинге выступил видный в то время ученый Тао Мэн-хэ. Он заявил, что, как показала война, народам необходимо «избегать тайной дипломатии, избегать нарушения законов, вмешательства военщины в политику, избегать диктатуры». Он полагал, что ликвидация этих «четырех зол» явится надежным средством предотвращения войн.

Чэнь Ду-сю, выступая со статьями об уроках войны, высказывал мнение, что победа над Германией есть заслуга не только Антанты, но и немецких социал-демократов, готовивших революционное свержение власти кайзера и милитаристов. Это не помешало Чэнь Ду-сю также включиться в хор, воспевающий «14 пунктов» Вильсона, выдавая их за образец справедливости и основу взаимоотношений между людьми и государствами. Самого Вильсона Чэнь Ду-сю называл «самым замечательным человеком в мире». Чэнь Ду-сю, по его словам, «стыдно за Китай, который не внес никакого вклада в эту победу». Он обрушился на тех, кто разрушил памятник Кеттелеру, сооруженный якобы по вине... ихэтуаней. В глазах Чэнь Ду-сю это был не столько памятник национального позора, «сколько память о «реакционном крестьянском восстании». Чэнь Ду-сю отрицал антиимпериалистический, антифеодальный характер движения ихэтуаней, явившегося, по его мнению, главной причиной отсталости Китая. Единственный путь к прогрессу страны автор видел в подражании западной цивилизации и в предотвращении крестьянских восстаний, которые «могли бы привести к новой интервенции, к сооружению новых памятников, подобных статуе Кеттелера».

Чэнь Ду-сю не понимал империалистического характера мировой войны, не смог оценить исторического значения Октябрьской революции, а следовательно, и определить путь дальнейшего развития Китая.

Совершенно по-иному понял уроки войны и значение Октябрьской революции Ли Да-чжао. Выступая на массовом митинге 16 ноября 1918 г., он решительно заявил, что победили в войне не Антанта и не Вильсон, не милитаристы разных стран, а народные массы и большевики. Ли Да-чжао характеризовал первую мировую войны как империалистическую и захватническую, приведшую к социальной революции в России и Германии, к поражению империализма, к победе народных масс, чьи совместные антивоенные выступления в разных странах приблизили конец войны. Ли Да-чжао указывал, что Октябрьская революция в России открыла новую эру, предвещая мировую революцию XX в., что-»русский путь» - единственный путь освобождения и возрождения Китая. Он призывал учиться у большевиков революционной теории и практике. Ли Да-чжао разъяснял китайскому народу, что рождение новой эры сопряжено с трудностями и опасностями -тем более новую эру нужно приветствовать и верить в ее победу. «Русская революция,-писал он,-это первый листик, упавший с тунгового дерева, предвещающий наступление осени старого мира».

Толкуя термин «большевизм», который империалисты и реакционеры трактовали как «экстремизм», Ли Да-чжао отмечал, что большевизм- это «революционный социализм». «Большевики,- писал он,- основывались в своей деятельности на учении немецкого социалиста экономиста Маркса», а целью их является «уничтожение производственной системы,, обеспечивающей интересы капиталистических монополий». Большевики выступают против защиты буржуазного отечества и во всеуслышание заявляют, что «война -это война царя,, кайзера, короля, императора и капиталистических правительств... Наша война классовая, война пролетариев всех стран против мировой буржуазии, и ее успешный исход обеспечит работу трудящимся женщинам и мужчинам, сплотит всех трудящихся, осуществит передачу всех предприятий производителям и ликвидирует частную собственность. Большевики, объединяясь с пролетариями всех стран, с величайшей энергией сделают землю свободной». Слово «большевизм» создано русскими, но «его дух может стать духом общей сознательности в сердцах всего человечества XX в.»,-заявлял Ли Да-чжао.

Считая русский путь революции образцом для других стран, в том числе для Китая, Ли Да-чжао предсказывал: «Подобно широкому, бурно клокочущему потоку, массовое движение XX в. не может быть остановлено современными капиталистическими правительствами, потому что оно охватило все человечество, в ходе этого всемирного движения масс исторические пережитки, такие, как императоры, аристократы, военщина, бюрократия, милитаризм и капитализм,- все, что может быть препятствием на пути нового движения, будет непременно опрокинуто силой, равной десяти тысячам ударов грома. Никто из них не устоит перед этой неодолимой волной, один за другим они падут, как падаюг пожелтевшие, высохшие листья от прикосновения холодного-осеннего ветра». Ли Да-чжао воспевал торжество большевизма, предвещал наступление новой эры человечества: «Ныне все, что мы видим,- это победные знамена большевизма; все, что мы слышим отовсюду,-это звук триумфальной песни большевизма. Прозвучал набат гуманизма. Взошла заря свободы. Будущий мир неизбежно будет миром, красных знамен».

Ли Да-чжао призывал китайский народ трудиться и бороться не щадя сил, «пользоваться лучами света великого-Октября, озаряющими путь к новой жизни в ночном мраке Китая».

В описываемое время Ли Да-чжао еще не подошел к пониманию сущности марксизма-ленинизма, не выдвинул конкретной программы борьбы китайского народа за национальное и социальное освобождение, но революционным чутьем, он понимал и глубоко верил, что путь русского пролетариата, указанный великим Лениным, является единственным путем, освобождения китайского народа.

Система взглядов Ли Да-чжао, высказанная им в то время, основывалась еще не на марксизме-ленинизме, а на революционном демократизме, на гуманизме и «принципе труда».

Источниками гуманистических воззрений Ли Да-чжао были, с одной стороны, китайские традиционные идеи жэнь (гуманность), с другой - идеи буржуазных просветителей и великих утопистов западных стран. Древнекитайский и просветительский гуманизм, несмотря на громадную разницу имеют общие черты. Тот и другой преклонялись перед человеком как частью природы, выступали против религии, ставившей в центре мира сверхъестественную, божественную силу. Гуманизм провозглашал свободу личности, отвергал религиозный аскетизм, утверждал право человека на удовлетворение земных потребностей, на справедливое общественное устройство.

С гуманистических позиций Ли Да-чжао высказывался против насилия, эксплуатации человека человеком, подавления свободы, против всякого экспансионизма, который рассматривал как источник войн и угнетения.

Гуманизм Ли Да-чжао имел мало общего с буржуазным: и тем более с древнекитайским гуманизмом. Как и социалисты-утописты, Ли Да-чжао особое значение придавал формам общения и взаимной связи людей. Он призывал к имущественному равенству, равному участию всех в общественном производстве; к созданию такого строя, где труд был бы обязанностью для всех без исключения членов общества, где «паразитизм и леность будут объявлены вне моральных законов». С этой точки зрения капитализм с его системой эксплуатации трудящихся Ли Да-чжао рассматривал как «антигуманное общество».

Разгром иностранных интервентов Красной Армией, отстоявшей революционные завоевания Октября, доказал китайскому народу практическую возможность победы угнетенных народов над вооруженными до зубов империалистами. Социальным итогом войны, считал Ли Да-чжао, является поражение капитализма и «торжество принципов труда». И далее: «Отныне мир становится миром тружеников... Всякий, кто не работает,- грабитель. Борьба двух грабителей за не принадлежащее им имущество ничем не отличается от разбоя и является одной из его разновидностей».

Критикуя капиталистический строй, Ли Да-чжао не ограничился замечанием, что при капитализме труд не является обязанностью всех, что существуют также паразитизм и тунеядство. Он подчеркивал и то, что при капитализме народ фактически лишен права на труд. Лишение человека этого неотъемлемого права - главное проявление антигуманной сущности капитализма. С победой демократизма, гуманизма и «принципа труда» будет обеспечено, по мнению Ли Да-чжао, право на труд всего человечества, в том числе и китайцев. «Теперь, когда мир стал огромной мастерской, где могут найти работу все... мы должны стать тружениками,- писал Ли Да-чжао и призывал: - Соотечественники! Скорее за работу!».

Логическая цепь рассуждений Ли Да-чжао существенно отличается от формулы «Труд - святое дело», выдвинутой Цай Юань-пэем и ставшей позже общим лозунгом «движения 4 мая» 1919 г. Гуманистическое мировоззрение Ли Да-чжао, поднявшегося до острейшей критики капитализма, служило своего рода мостом для перехода передовых людей Китая от революционной демократии к марксизму. Что касается «принципа труда», то он привел Ли Да-чжао к пониманию исторической роли рабочего класса в борьбе народа за освобождение.

Объективную экономическую закономерность смены общественных формаций Ли Да-чжао тогда еще не в состоянии был осмыслить. Всем разумом и сердцем приветствуя новый общественный строй, он исходил из этических категорий добра, гуманности, справедливости. Смену капитализма социализмом Ли Да-чжао представлял как «торжество принципа взаимопомощи над принципом борьбы, конкуренции, соперничества». «В основе социалистических учений всех направлений лежит мораль в чистом виде,- писал Ли Да-чжао.- Сотрудничество и дружба являются общим законом жизни человеческого общества... и утописты и сторонники научного социализма - все они соответственно своим знаниям и умению строили теорию на базе этого общего закона - закона сотрудничества, дружбы, взаимопомощи, любви. Такие отношения, свойственные семье и роду, социалисты хотят возродить в жизни всего общества».

Эту идею Ли Да-чжао в значительной мере почерпнул из учения Кропоткина о «биосоциологическом законе взаимопомощи», широко распространенного в то время в Китае. Следует заметить, что, критикуя социальный дарвинизм и мальтузианство, он также исходил из позитивистской теории Кропоткина о взаимопомощи как первоначальном инстинкте человека и законе природы. «Совсем недавно сторонники естественной эволюции во весь голос заявляли: погибает слабый, побеждает сильный, пожирающий слабого,- писал Ли Да-чжао.- Теперь всем ясна ошибочность этих взглядов, все понимают, что человеческая жизнь развивается не как борьба, а как взаимопомощь».

«Нельзя жить по законам войны,- писал он,- развиваться по законам войны... Мир взаимопомощи будет создан только благодаря максимальным усилиям человечества, направленным на материальное и духовное преобразование мира, переустройство общества».

В отличие от Сунь Ятсена, который в 1919 г. в книге «Промышленный план» уповал на индустриализацию Китая при помощи иностранных капиталов, Ли Да-чжао не питал никаких иллюзий по отношению к империалистам. Он считал войну и разбой порождением капитализма.

Подлинная причина войны кроется в развитии капитализма, писал он, «рамки капиталистического государства становятся узкими для развития производительных сил, поэтому капиталистические правительства пытаются путем войны ликвидировать государственные границы, чтобы извлечь наибольшую прибыль для буржуазии своей страны. Она стремится создать под своей эгидой огромную мировую империю с единой экономической структурой».

Идеи национального освобождения угнетенных народов из-под ига империализма содержались во многих статьях Ли Да-чжао («Новая эра», «Федерализм и международная организация», «Новое течение после войны»).

В отличие от других прогрессивных деятелей Китая, выступавших лишь против японского и германского империализма и питавших иллюзии в отношении держав Антанты, которые якобы руководствуются идеями справедливости, мира и демократии, Ли Да-чжао всегда оценивал всех империалистов как «соперничающих грабителей». В статье «Тайная дипломатия и мир грабителей» он писал: «Протестуя против резолюции по Шаньдунскому вопросу, принятой европейской конференцией по разделу мира, мы руководствуемся отнюдь не узким патриотизмом. Мы сопротивляемся агрессии, боремся против захватнических действий, против грабительского мира. Поясняя это положение, он продолжал: «Японцы творят бесчинства и осуществляют свои агрессивные замыслы именно потому, что современный мир есть мир грабителей. Поэтому не только тот, кто захватил Шаньдун,- наш заклятый враг. Наши заклятые враги - все разбойничьи шайки грабительского мира». Разоблачая иллюзии многих китайских демократов, Ли Да-чжао спрашивал: «Вильсон! Не ты ли выступал против тайной дипломатии? Почему же теперь шаньдунский вопрос решают, основываясь на лондонских тайных договорах или секретных соглашениях, заключенных между милитаристами?.. Что дает такая мирная конференция? Вся твоя программа - стрельба вхолостую. Она лопнула как мыльный пузырь. Мне стыдно за тебя, мне жаль тебя».

Ли Да-чжао принадлежат исключительные заслуги в воспитании антиимпериалистического национального сознания китайского народа, которое затем в полной мере проявилось во время «движения 4 мая».

Антиимпериалистические идеи Ли Да-чжао неразрывно связаны с его антимилитаристской борьбой. Выступления против 21 требования японского империализма он непосредственно связывал с разоблачением предательской политики правительства. Вступление правительства Дуань Ци-жуя в мировую войну в 1917 г. на стороне Антанты Ли Да-чжао рассматривал как результат давления японских и американских империалистов. Он разоблачал контрреволюционный характер соглашения японского правительства с милитаристским правительством Китая (1918 г.) против Советской России.

Рассматривая китайский милитаризм как верного слугу иностранного империализма, Ли Да-чжао не видел его классовой сущности. Он тогда еще не требовал ликвидации экономической основы феодализма, не выдвигал аграрной программы.

Разочарованный в способности китайской буржуазии и интеллигенции выполнить великую освободительную миссию, Ли Да-чжао искал источник революционных сил в массах. Он интересовался жизнью пекинских рабочих, шанхайских рикш, горняков, положением крестьян в провинциях Шаньдун, Хэнань, Хэбэй. Большое политическое значение он придавал стачечной борьбе, анализировал организацию забастовки на таньшаньских угольных копях. Ли Да-чжао не раз говорил о необходимости просвещения рабочих, создания доступных для них популярных учебных пособий. Без работы образованной молодежи среди масс он считал общественный прогресс невозможным.

Вокруг Ли Да-чжао группировалась революционно настроенная интеллигенция и особенно молодежь. В июле 1918 г. Ли Да-чжао принял активное участие в создании Научного общества молодого Китая (Шаонянь Чжунго), объединившего передовую молодежь.

В декабре 1918 г. по инициативе Ли Да-чжао был создан орган революционных кругов еженедельник «Мэйчжоу пин-лунь», на страницах которого, как и других прогрессивных газет и журналов, Ли Да-чжао и его соратники систематически разоблачали клевету буржуазной прессы на Советскую Россию, на коммунизм, публиковали переводы советских документов- «Декларации прав народов России», Конституции РСФСР, декретов о земле, о мире, законов о труде, о браке, о равноправии женщин, о национализации банков. Они напечатали также сокращенный перевод «Манифеста Коммунистической партии» и отрывки из книги Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке».

Таким образом, Ли Да-чжао был ярким представителем передовой китайской мысли, возглавившим в то время группу революционной интеллигенции, влияние которой непрерывно росло. Впоследствии эта группа стала ядром китайской коммунистической интеллигенции. Близко к этой группе, хотя формально и не входя в нее, стоял великий писатель Лу Синь. Подобно Ли Да-чжао, он приветствовал Октябрьскую революцию как зарю новой эры. Восхищаясь героическим подвигом русского народа, Лу Синь писал: «Ценой крови он остановил яростный натиск врага. Вот рассеиваются зловещие тучи огня и появляется лучезарный небесный свет. Это и есть заря новой эры».

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первое знакомство китайской общественности с марксизмом относится к началу XX в., активное же изучение и освоение марксистско-ленинских идей в Китае началось лишь после Великой Октябрьской революции в России. История проникновения марксизма-ленинизма в Китай в первую очередь, была связана с идейным развитием того поколения китайской радикальной молодежи, которое начало принимать участие в революционном движении в 10-х годах XX в. С наибольшей полнотой и последовательностью процесс перерастания революционно-демократических настроений в марксистско-ленинские убеждения отразился в духовной и политической трансформации одного из блестящих представителей этого поколения - Ли Да-чжао, процесс идейного становления которого неоднократно привлекал к себе внимание исследователей.

Начинающему китайскому марксисту в первой четверти XX в. надо было преодолеть невероятно сложные идеологические и социально-психологические напластования, состоявшие, по крайней мере, из трех слоев:

.   огромной толщи традиционных конфуцианско-легистских, даосских, буддийских и иных представлений, установок и ценностных ориентаций, накрадывавшихся на общественное сознание китайского народа не менее двух с половиной тысяч лет;

.   сложной путаницы различных либерально-демократических воззрений, привнесенных из Европы, Америки и Японии, а также возникших на их основе буржуазных идей и теорий китайского происхождения;

.   революционно-демократических и социалистических немарксистских представлений, «вывезенных» из-за рубежа и выработанных в Китае радикальной интеллигенцией.

Особенно трудно было разобраться в революционаристских, а также оппортунистических, ревизионистских взглядах, взглядах, которые выдавались за марксизм или связывались с ним. В Китае активно распространялись идеи П. Кропоткина и М. Бакунина, К. Каутского и Э. Бернштейна, причем противники научного социализма преднамеренно противопоставляли их марксизму. Так, уже в 1919 г. ими были предприняты попытки критики экономической теории К. Маркса с позиций Э. Бернштейна, а его политических взглядов-с позиций П. Кропоткина.

Это, разумеется, затрудняло понимание марксизма теми, кто искренне к нему тянулся, тем более что взгляды Кропоткина, Бернштейна и Каутского представлялись как последнее слово в науке, якобы соответствующее новым историческим условиям, а марксизм изображался теорией, пригодной лишь для XIX в. Именно этим и надо в первую очередь объяснять те ошибки в понимании марксизма, которые Ли Да-чжао первоначально делал при ознакомлении с марксистской теорией.

Глубокое овладение марксизмом было по плечу лишь очень образованному, интеллектуально развитому человеку, обладавшему философским складом ума и разбиравшемуся в проблемах экономики, политики, идеологии и культуры. Таким человеком в Китае оказался Ли Да-чжао, сумевший благодаря воздействию Октябрьской революции найти в сложном лабиринте разнородных концепций нить Ариадны - марксизм - и благодаря этому преодолеть воздействие описанного выше огромного идейного давления, которое испытывало китайское общество в то время.

Ли Да-чжао был первым китайским революционером, глубоко понявшим и отразившим в своих трудах смысл и значение сначала марксизма, затем большевизма и ленинизма. Он заложил основы тех традиций в Коммунистической партии Китая, на основе которых шло развитие ее пролетарской, марксистско-ленинской линии. В этом заключается непреходящее историческое значение его идейно-теоретического и политического наследия для китайской революции и международного коммунистического движения, и именно поэтому не прекращаются попытки со стороны противников марксизма-ленинизма фальсифицировать это наследие.

Поколение, к которому принадлежал Ли Да-чжао, приняло эстафету борьбы за спасение и обновление Китая от старшего поколения революционных демократов, воспитанных на идеях тайпинов, Адама Смита, Руссо, Монтескье, Спенсера, Гекели и Ч. Дарвина, поколения, верившего в буржуазную демократию и парламентскую систему как в панацею. Ли Да-чжао и его современники жили уже в другое время. Они также прошли через увлечение теориями эволюционизма, позитивизма, социал-дарвинизма, однако относились к ним с гораздо большей долей сомнения, чем те, кто начал свою политическую деятельность в 90-х годах XIX в. и первом десятилетии XX в. То же самое можно сказать и об отношении молодых революционных демократов к идеям буржуазной демократии и парламентаризма, поскольку попытки их реализации после революции 1911 г. не только не избавили Китай от трудностей и страданий, но и фактически усугубили тяжелое положение страны, раздираемой на части милитаристскими кликами, за спиной которых стояли великие державы.

Почему же в Китае начиная с 20-х годов марксизму-ленинизму было отдано явное предпочтение перед буржуазным демократизмом и анархизмом, несмотря на усилия, предпринятые, с одной стороны, Ху Ши и его сторонниками, а также Б. Расселом и Дж. Дьюи, которые широко пропагандировали идеи буржуазной демократии среди китайской интеллигенции в 1920 г., и, с другой - китайскими анархистами, поносившими марксизм? Пытаясь ответить на этот вопрос, некоторые из буржуазных ученых доходили до нелепых утверждений вроде того, что марксизм якобы напоминает конфуцианство и поэтому легче воспринимается китайцами.

Поворот китайской интеллигенции к марксизму-ленинизму отнюдь не был случайным явлением. Целый ряд серьезных причин заставил передовую часть китайской интеллигенции сделать еще одну нелегкую для нее переоценку ценностей и попытаться найти истину в новом учении - марксизме-ленинизме.

Огромным стимулом для поворота Китая к марксизму-ленинизму явилась победа Октябрьской революции в России, показавшая Китаю жизненную силу научного социализма и подтвердившая правильность этого учения на практике. Большое значение имело и то, что буржуазный демократизм, с которым китайская радикальная интеллигенция конца XIX в. связывала столько надежд, оказался дискредитированным вследствие полного провала политической системы демократических институтов, созданной в Китае в результате революции 1911 -1913 гг. Значительный удар по престижу буржуазной демократии в Китае нанесла и первая мировая война, показавшая китайцам истинное лицо капитализма и буржуазной демократии. После войны широкое распространение получило в Китае представление о европейском капитализме как о несправедливом и аморальном. Это представление еще больше усилилось в связи с тем, что европейские державы продолжали проводить в отношении Китая прежнюю, колониалистскую, дискриминационную политику (ответом на нее было развернувшееся с 1919 г. революционное «движение 4 мая»). Советская же Россия с самого начала стала строить свои отношения с Китаем на совершенно новых принципах, невиданных до этого в практике международных отношений.

Переход Ли Да-чжао на позиции научного социализма не был простым и легким процессом. Он потребовал времени, больших усилий, упорной учебы и практической политической деятельности. Профессор Пекинского университета Ли Да-чжао был одним из самых образованных китайцев своего времени. Глубокий мыслитель, человек с широким диапазоном научных интересов, включавших историю, философию, политэкономию, социологию, Ли Да-чжао без преувеличения может быть назван первым идеологом китайского рабочего класса и в идейно-теоретическом отношении поставлен в один ряд с лучшими марксистами Азии своего времени. Как политический деятель Ли Да-чжао, безусловно, принадлежал к политикам ленинского типа. Он был принципиальным, волевым, самоотверженным, стойким и мужественным, преданным делу Коммунистической партии Китая, ради которого он без всяких колебаний пошел на смерть.

Анализ взглядов Ли Да-чжао важен еще и потому, что его идеи преднамеренно замалчивались и в самом Китае, причем не только гоминьдановцами, но и маоиситами. Характерно, что в Китае работы Ли Да-чжао долгое время не издавались. Лишь в 1939 г. вышел сборник 30 его работ (переиздававшийся в 1949 и 1950 гг.). В 1959 г. в связи с 40-летием «движения 4 мая» были изданы «Избранные произведения» Ли Да-чжао (переизданные в 1962 г.). Хотя в Китае неоднократно публиковались статьи о жизни и политической деятельности Ли Да-чжао, в которых освещалась его роль в создании Коммунистической партии Китая, однако на китайском языке до сих пор нет работы о нем.

Анализ политической биографии и взглядов Ли Да-чжао приводит к выводу о том, что он как человек, политик и идеолог - антипод Мао Цзэ-дуна. Ли Да-чжао целиком и полностью воспринимает марксизм-ленинизм, делает его своим мировоззрением. Мао Цзэ-дун же берет из марксизма-ленинизма только некую «всеобщую истину», сводимую лишь к учению о классовой борьбе, которая, в свою очередь, опошляется и приспосабливается к его личным политическим целям. Ли Да-чжао с начала 20-х годов фактически становится ленинцем, Мао Цзэ-дун же утверждает, что ленинизм для Китая неприемлем. Самой отличительной чертой политических взглядов и деятельности Ли Да-чжао был их последовательный демократизм, поднявшийся в 20-х годах до уровня пролетарской демократии. Мао Цзэ-дун же фактически никогда не был демократом (вспомним его высказывание периода «культурной революции»: «Я не знаю, что такое демократия») и всегда стремился к автократии, прикрывая это стремление рассуждениями «о новой демократии».

Характерно, что Ли Да-чжао и Мао Цзэ-дун занимали принципиально противоположные позиции в вопросе о диктатуре пролетариата в Китае. Выше было показано, что Ли Да-чжао в 1921-1923 гг. стал сторонником революционной диктатуры пролетариата. Мао Цзэ-дун же в действительности был противником идеи диктатуры пролетариата, считая ее непригодной для Китая (во всяком случае, до середины 50-х годов).

В беседе с американским журналистом Форманом в середине 40-х годов он прямо говорил, что диктатура пролетариата неприемлема для Китая.

Будущее Китая и всего мира Ли Да-чжао связывал с рабочим классом. Он написал о рабочем классе и его международном движении около 15 статей; Мао Цзэ-дун же почти не касался этого вопроса.

Заявляя время от времени по тактическим соображениям о «руководящей роли рабочего класса», Мао Цзэ-дун все свой политические надежды связывал с крестьянством, которое рассматривал как силу, способную стоять во главе китайской и мировой революции.

Ли Да-чжао видел в крестьянстве важную силу китайской революции, но не считал крестьянство ее руководителем. Принципиальные расхождения Ли Да-чжао и Мао Цзэ-дуна в вопросе о роли крестьянства в революции обнаружились уже в 1926 г. Ли Да-чжао никогда не рассматривал крестьянство в качестве самого революционного класса, как это делал впоследствии Мао Цзэ-дун.

В марте 1927 г. Мао Цзэ-дун открыто выступил с идеей приоритета деревни над городом в китайской революции, выдвинул на первое место в ней крестьянство и фактически отверг положение о руководящей роли рабочего класса. В дальнейшем эта позиция Мао Цзэ-дуна нашла свое отражение вначале в его теории «новой демократии» (1940 г.), которая рассматривалась им как передача власти крестьянству (а не пролетариату), а затем в «Предложении о генеральной линии мирового коммунистического и рабочего движения» (1963 г.) и положении о борьбе мировой деревни против мирового города.

Ли Да-чжао и Мао Цзэ-дун принципиально расходились в вопросах понимания социализма и его строительства в Китае. Ли Да-чжао был сторонником научного социализма в подлинно марксистско-ленинском смысле.

Ли Да-чжао обращал внимание на национальную специфику Китая, но его представления о ней принципиально противоречат взглядам Мао Цзэ-дуна, который преувеличивал ее значение и противопоставлял национальную специфику тому «общему», что было в развитии Китая и других государств.

Ли Да-чжао был пролетарским интернационалистом, коминтерновцем, сторонником самоопределения наций. Мао Цзэ-дун представлял собой велико-ханьского шовиниста, противника Коминтерна и идеи национального самоопределения. Ли Да-чжао вел последовательную борьбу за восстановление отношений между Китаем и Советским Союзом, был горячим сторонником дружбы китайского и советского народов. Мао Цзэ-дун сделал все от него зависящее для подрыва отношений между Китаем и Советским Союзом, стремился поссорить китайский и советский народы на «десять тысяч лет». Ли Да-чжао был страстным поборником мира. Он считал главным источником войн в эпоху нового времени попытки капиталистических правительств использовать войну для обеспечения прибылей своей буржуазии и ее господства в мировой экономике, «отвергая путь рационального и организованного сотрудничества и взаимопомощи всех производителей материальных благ земного шара».

Таким образом, Ли Да-чжао был ярким представителем передовой китайской мысли, возглавившим в то время группу революционной интеллигенции, влияние которой непрерывно росло. Впоследствии эта группа стала ядром китайской коммунистической интеллигенции. Близко к этой группе, хотя формально и не входя в нее, стоял великий писатель Лу Синь. Подобно Ли Да-чжао, он приветствовал Октябрьскую революцию как зарю новой эры. Восхищаясь героическим подвигом русского народа, Лу Синь писал: «Ценой крови он остановил яростный натиск врага. Вот рассеиваются зловещие тучи огня и появляется лучезарный небесный свет. Это и есть заря новой эры».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Синь циннянь», 1916, № 1, с. 15

2. Burlatsky F. Мао Tse-Tung. An Ideological and Psychological Portrait. English Translation of the Revised Russian Text. M.: Progress Publishers, 1980, p.

.   Chester C. Tan. Chinese Political Thought in the Twentieth Century. N. Y., 1971.

.   Chow Tse-tsung. The May Fourth Movement, Intellectual Revolution in Modern China. Cambridge, 1960.

.   Devillers Ph. Mao. L., 1969.

.   Edgar Snow, Red Star Over China. London, 1937, p. 133.

7. Li Tieying. On Democracy. Beijing: Social Sciences Documentation Publishing House CASS, 2002, p. 160.

.   Meisner M. Li Ta-chao and the Intellectual Prerequisites for the Maoist Strategy of Revolution.- Revolutionary Leaders of Modern China. N. Y., 1971.

.   Pan Pacific Trade Union Conference. Bulletin of Proceedings. Hankhou, 1927, May 24, p. 1-2.

.   Price D. C. Russia and the Roots of the Chinese Revolution. 1896-1911. Cambridge, 1974.

11. Schram S. The Political Thought of Mao Tse-tung. L., 1963.

12. Аварии В.Я. Компартия Китая - организатор великих побед китайского народа. - Ученые записки Института востоковедения Том II. Китайский сборник, М.: Издательство Академии Наук СССР, с. 40.

.   Бородин Б. Троцкий и Чан Кайши // Проблемы Дальнего Востока, 1990, № 2, с. 151.

.   Ван Сэнь-жань. Цзиньдай эршицзя пиньчжуань (Критические биографии 20 современных ученых). Бейпин, 1934.

.   ВКП (б). Коминтерн и национально-революционное движение в Китае. Документы. Т.П, 1926-1927, ч. 1-11, М., 1996.

.   Владимиров О., Рязанцев В. К 50-летию Компартии Китая. - Опасный курс. Выпуск второй. М. Политиздат, 1971, с. 29.

17. Вэнь Цао. Шинянь Ли Да-чжао (Шоу-чан) ичжу синянь мулу (Набросок хронологического указателя произведений Ли Да-чжао).- «Сюэшу юэкань». 1957, № 1-5, 9.

.   Гао И. Тань сяньле Ли Да-чжао тунчжиды ивэнь (О переводах Ли Да-чжао).-«Вэньхуэйбао», 17.IX.1957.

.   Гао И-хань. Хэ Да-чжао тунчжи сянчуды шихоу (Встречи с товарищем Да-чжао).-«Гунжэнь жибао», 27.IV. 1957.

.   Гао Цюань-пу и Чжан Ци-чжи. Усы шици Ли Да-чжао тунчжи фаньдуй цзычань цзецзи гайлянчжуиды доучжэн (Борьба Ли Да-чжао против буржуазного реформизма во время «движения 4 мая»).- «Лиши яньцзю». 1956, № 6.

.   Делюсин Л. П. Спор о социализме. М., 1970.

.   Дин Шоу-хэ, Инь Сюй-и, Чжан Бо-чжао. Влияние Октябрьской революции на Китай. М., 1959.

.   Дискуссия об итогах войны и двух путях развития Китая // www.wushu.pp.ua/istoriya-kitaya

.   Дэн Чжун-ся. Краткая история профсоюзного движения в Китае. М., 1952.

.   Журнал «Синь циннянь» и борьба с конфуцианской идеологией // http://www.chinago.ru/study-146-8.html

.   История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

.   История экономического развития Китая. 1840-1948. М.,.1958.

.   Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в 80-90 гг. XX века, с. 7

.   Конституции буржуазных государств. Том 3. М., 1936, с. 101-106.

.   Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.

.   Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае. 1900-1917 гг. М., 1972.

.   Кюзаджян Л. С. О влиянии русской революции 1905- 1907 гг. на китайских революционных демократов.- «Вестник истории мировой культуры». 1959, № 6.

.   Ленин В. И. Горючий материал в мировой политике. - Т. 17.

.   Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 4, с. 370-380.

.   Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.

.   Ли Да-чжао. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин, 1962.

.   Литвинов О.В. Проблемы модернизации политической системы Китайской Народной Республики. Москва, 2004

.   Малухин А. М. Пэн Бай. М., 1975.

.   Матвеева Г. Отец Республики. Под научной редакцией С.Л. Тихвинского. М.: Политиздат, 1975.

.   На китайской земле. Воспоминания советских добровольцев. 1925-1945. М., 1974.

.   Нанкинский договор 1842 г., навязанный Китаю Великобританией в результате англо-китайской войны 1840-1842 гг., открывал для китайской торговли 5 морских портов, санкционировал захват Великобританией о. Сянган (Гонконг).

.   Непомнин О. Е. Экономическая история Китая (1864- 1894). М., 1974.

.   Новейшая история Китая. 1928-1949. Под редакцией М.И. Сладковского. М.: Главная редакция восточной литературы Издательства «Наука», 1984, с.5.

.   Очерки истории Китая с древности до «опиумных» под редакцией Шан Юэ. Перевод с китайского. М.: Издательство восточной литературы, 1959

.   Панюшкин А.С. Записки посла: Китай 1939-1944 гг. М., 1981, с. 44.

.   Проблемы Дальнего Востока, 1997, № 4, с. 147.

.   Пу Ши-чи. Мои воспоминания о тов. Ли Та-чао.- «Правда», ЗОЛ V. 1927.

.   Сапожников Б.Г. Японо-китайская война и колониальная политика Японии в Китае (1937-1941). М.: Главная редакция восточной литературы, 1970, с. 41.

.   Стратегия и тактика Коминтерна в национальной революции на примере Китая. М., 1932.

.   Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Сунь Ятсен. Избранные произведения). Т. 1. Пекин, 1956.

.   Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1964.

.   Таката Ацуси. Тюгоку но киндаи то дзюкё (Китай в новое время и конфуцианство). Токио, 1970.

.   Тань Сы-тун. Жэньсюэ (Учение о гуманности).- Цюань-цзи (Полное собрание сочинений). Пекин, 1954.

.   Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М.: Наука, 1976.

.   Фельбер Р. Отношение Ли Да-чжао к традициям старого Китая.- Китай: общество и государство. М., 1973.

.   Цюй Цю-бо. Очерки и статьи. М., 1959.

.   Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае (1925-1927 гг.). М., 1971.

.   Чжунго гунчаньдан леши чжуань (Биографии погибших героев КПК). Гонконг, 1949.

.   Чудодеев Ю. В. Накануне революции 1911 года в Китае. М., 1966.

.   Шевелев К. В. Из истории формирования взглядов Ли Да-чжао на классы и диктатуру пролетариата (1919 - начало 1920 г.).- Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 2. М., 1972.

.   Шевелев К. В. К публикации статьи Ли Да-чжао «Мое представление о марксизме».- Четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 1. М., 1973.

.   Шевелев К. В. Неизвестные статьи Ли Да-чжао.- Шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 2. М., 1975.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: