Административно-территориальное устройство

Политико-географическое (геополитическое) устройство страны — это его государственно-территориальная структура, в т. ч. деление на административно-территориальные единицы с учетом их статуса и связей между ними. Конечно, границы между территориальными частями государства не играют такой барьерной роли, как государственные границы. Каждая государственно-территориальная или территориально-административная единица имеет свой главный центр или и столицу.

Исторически сложились два главных вида геополитического устройства государств. Это унитарный и федеральный. Выделяют, правда, третий, переходный между ними вид устройства — региональный.

В мире самыми распространенными являются унитарные государства — более девяноста процентов всех стран. К ним принадлежит и Украина.

Историко-географические особенности формирования современного геополитического устройства Украины.

Современная Украина унаследовала опыт украинских государств, которые возникли после февральской революции в России в 1917 г. и распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Поэтому процесс формирования ее теперешнего геополитического устройства следует рассматривать начиная со времен существования этих государств — Украинской Народной Республики, Западно-украинской Народной Республики, УССР.

По закону о территориально-административном делении от 2 марта 1918 p., установлено деление УHP по территории (в царской России на территории Украины было девять губерний). Каждая территория по площади территории была чем-то средним между прежней царской губернией и уездом ("уездом") и охватывала в среднем 3-4 уезда. Новые единицы — территории — состояли из волостей, а эти в свою очередь, из общин. Конституция УHP, принятая 29 апреля 1918 г., закрепила эту административно-территориальную структуру. Было выделено тридцать земель. Уже перечень их названий свидетельствует об учете исторически-географического принципа: Киев с околицами, Древлянская, Болоховская, Азовская, Половецкая земли, Волынь, Погоренье, Поросье, Черкассы, Побужье, Подолье, Брацлавщина, Приднистровье, Поморье, Одесса, Низ, Сечь, Запорожье, Новое Запорожье, Донбасс, Подонье, Сивершина, Черниговщина, Переяславщина, Посеймье, Посулье, Полтавщина, Самара, Слобожанщина и Харьков. При выделении земель учитывались также экономический и национально-культурный принципы.

В частности, был принят закон о национально – персональной автономии, согласно с которым национальные меньшинства имели право объединяться в национальные союзы и выбирать высшие органы — национальные собрания и национальные советы как законодательные и исполнительные органы. Персонально - национальную автономию получили россияне, поляки и евреи. Другие нацменьшинства могли получить такую автономию при условии, что общее количество их населения превышает 10000 человек. Предусматривалось создание волостей и общин везде, где преобладали этнические меньшинства.

Но в связи со сложностью военно-политической обстановки этот проект не удалось реализовать.

После переворота гетмана Павла Скоропадского (29 апреля 1918 г.) было провозглашено Украинское государство. В нем был возобновлено старое дореволюционное территориально-административное устройство — деление Украины на губернии и уезды. Киев, Одесса и Николаев было выделены в самостоятельные административные "градоначальства". Предусматривался вход в состав Украины Крыма (на правах автономии) и Кубани (на основах федерализма).

В Западно-украинской Народной Республике было сохранено старое австрийское деление на уезды. Государственные комиссары, назначенные правительством ЗУНР, имели широкие полномочия в административных и финансовых делах. Одновременно республику было разделено на три военные области — Львовскую, Тернопольскую и Станиславскую, а каждую из них — на четыре округа.

Административно-территориальное устройство Украины в составе СССР формировалось длительное время и неоднократно изменялось, отображая особенности тоталитарного и псевдофедерального государства — тогдашнего Советского Союза.

Сначала (в 1922 г.) административная система была упрошена. Вместо четырехступенчатой (губерния — уезд — волость — село) образовали трехступенчатую: округ — волость — село. Сократили и количество губерний — с 12 до 9. Вдвое меньше стало округов и больше чем вдвое — волостей.

В первые годы советская система геополитического уклада учитывала интересы национальных меньшинств. Было организованы 12 национальных районов: семь немецких (преимущественно на Юге), трех болгарских (на Одессщине), по одному польскому и Еврейскому (на Житомирщине).

Из чисто политических мотивов в 1924 г. в составе УССР на украинских этнических землях в Приднистровья была образована Молдавская автономная республика с центром в Балти (с 1929 г. — в Тирасполе). В 1940 г., когда СССР аннексировал Бессарабию и сформировал Молдавскую ССР, земли автономной республики вошли в нее.

В І930 г. была сделана попытка перейти на двухступенчатые территориально-административные структуры: ликвидированы округа, а основными единицами стали административные районы. Однако уже в 1932 г. сформировали административные области, каждая из которых включала несколько десятков районов. Первыми были Киевская, Харьковская, Винницкая, Днепропетровская, Одесская, Донецкая и Черниговская области. После перенесения столицы Украины из Харькова в Киев (1934 г.) было организовано еще девять областей: Ворошиловградскую (Луганскую), Донецкую, Житомирскую, Запорожскую, Каменец-подольскую, Кировоградскую, Николаевскую, Полтавскую.

Несколько иначе складывалось административно-территориальное деление западной части Украины, оккупированной после Первой мировой войны Польшей, Чехо-Словакией и Румынией. Польша имела воеводский уклад. В свою очередь, воеводства делились на уезды и гмины (последние объединяли, как правило, несколько сельских населенных пунктов). На территории украинских этнических земель было создано шесть воеводств: Львовское, Тернопольское, Станиславское, Волынское, Полесское. Люблянское. Три последних частично включали и польские земли, что вызывало постоянную конфронтацию не только на общегосударственном, но и на воеводском уровне и было средством пленения украинцев.

После Первой мировой войны Закарпатье вошло в состав Чехо-Словакии, приобретя политическую автономию, которая, однако, не была реализована. Старые единицы довоенного венгерского деления здесь были ликвидированы, а Закарпатье разделено на 14 уездов, те — на 478 общин. Наконец, Северная Буковина и Южная Бессарабия (южный запад современной Одесской обл.) находились до 1940 г. под властью Румынии. Украинские земли в междуречье Прута и Днестра были объединены с коренными румынскими территориями в одну провинцию — Буковину, а Хотинщина и Южная Бессарабия — в провинцию Бессарабию. Оккупированный румынами на Закарпатье Сигит с околицами вошел в провинцию Мармарош.

Перед, во время и после Второй мировой войны в результате воссоединения на западных землях возникли области Львовская, Дрогобычская, Тернопольская, Станиславская (1961 — Ивано-Франковская), Волынская, Ровенская (1939 г.), Черновицкая (в 1940 г.) и Закарпатская (в 1945 г.). В следующие годы особенных изменений не произошло: в 1954 г. образовалась Черкасская, в 1959 г. объединились Измаильская с Одесской, а Дрогобычская с Львовской областями.

В послевоенный период численность административных районов в областях еще несколько раз изменялась. Сначала чрезвычайно сильно измельчили, а в 50-60-х годах наоборот — укрупнили. Наконец, во второй половине шестидесятых годов много районов разделили опять, хоть их количество не достигло послевоенного уровня.

Следует отдельно сказать о Крыме и Крымской автономии. Известно, что в 1921 г.. нарушая международное право, Россия образовала здесь как свою составную часть Крымскую АССР, с двадцатью административными районами, в том числе национально-территориальными. Из них шесть — татарские, два — немецкие, два еврейские, один украинский. Все это было ликвидировано во время войны. АССР превратилась в обычную область России, оторванную от нее территориально, разрушенную и обезлюженную в результате тотальной депортации татар, армян, болгар и немцев.

В этих условиях Верховному Совету России по согласия Украины не осталось ничего другого, как передать Крым Украине, это произошло в 1954 г. В 1991 г. уже Украина приняла решение возобновить автономию Крыма. Многими это решение находится под сомнением: автономия Крыма возможна лишь тогда, когда сюда вернется депортированное большевиками крымско - татарское население. Но Автономная Республика Крым определена новой Конституцией Украины.

Таким образом, внутреннее геополитическое устройство Украины прошло длинный путь своего развития.

Современное геополитическое устройство Украины.

В унитарной по политико-административному устройству Украине главным компонентом территориальной структуры является административная область. На 1 январь 1996 г. существовало 24 такие единицы и отдельно Автономная Республика Крым. Кроме того, выделено два города с особенным статусом — Киев и Севастополь. Это так называемые города республиканского подчинения.

Каждая область и Крым делятся на административные районы, их насчитывается 489 (на 1 январь 1995 г.) — в среднем 19 районов на одну область. Во всех областях и Крыму имеются также города областного подчинения (всего их 163). Много из них сосредоточено в восточных индустриальных областях.

Средняя площадь области Украины составляет 24 тыс.км2 (без учета Крыма), а среднее количество населения — 2,1 млн. чел. Наибольшие по площади Одесская (33,3тыс.км2), Днепропетровская и Черниговская (по 31,9 тыс. км2), по количеству населения — Донецкая (5.3 млн. чел.), Днепропетровская (3,9 млн. чел.) и Харьковская (3,11 млн. чел.) области. Наименьшими являются соответственно Черновицкая (8,1 тыс.км2 ), Закарпатская (12,8 тыс.км2), Тернопольская (13,8 тыс.км2), Ивано-Франковская (13,9 тыс.км2).Можно заметить, что в целом большими по площади и населению являются восточные области, а меньше — западные. Такая ситуация сложилась исторически.

Большинство областей Украины имеет выход к ее государственным границам. Полностью внутренними являются лишь пять областей — Хмельницкая, Черкасская, Кировоградская, Полтавская и Днепропетровская. Пять областей и Крым имеют выход к морям — Черного и Азовского.

Если присмотреться к очертаниям территории областей, то бросается в глаза одна особенность: большинство областей, имея неправильные формы, протягиваются в меридиональном направлении. Выраженное широтное протягивание характерно только для двух западных (Закарпатская та Черновицкая) и трех центрально-восточных (Кировоградская, Черкасская и Днепропетровская) областей.

Границы многих областей имеют историко-географическую обусловленность. Они, особенно на западе, во многих случаях фиксируют прежние государственные границы. Такими являются границы между Ровенской и Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой, Ивано-Франковской и Черновицкой или Закарпатской, Хмельницкой и Черновицкой, Львовской и Волынской, Ровенской и Закарпатской областями. Некоторые значения для установления границ областей имеют природные барьеры — горы и реки. В частности, по горным хребтам пролегает граница Львовской и Ивано-Франковской областей с одной стороны и Закарпатской — с другой: по руслу рек Днестр — между Тернопольской и Черновицкой и Ивано-Франковской, между Хмельницкой и Черновицкой областями. Следует отметить, что на Днепре расположено пять областных центров (Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье и Херсон) и эта река не разграничивает отдельные области, а наоборот объединяет в областные регионы Левобережья и Правобережья Украины.

 

Рис. 11. Граф "Области Украины"

Области: 1- Закарпатская, 2 – Львовская, 3- Волынская, 4- Ровенская 5- Тернопільська, 6- Ивано-Франковска, 7- Черновицкая, 8- Хмельницкая, 9- Житомирская, 10- Винницкая, 11- Одесская, 12- Киевская, 13- Черкасская, 14- Кировоградская, 15- Николаевская, 16- Черниговская, 17- Полтавская, 18- Днепропетровска, 19- Херсонская, 20- Сумская, 21- Харьковская, 22- Запорожская, 23- Луганска, 24- Донецка, 25- Автономная Республика Крым

 

В каждой области действуют местные органы власти — областные Советы народных депутатов, решения которых должны отвечать законам Украины с учетом местной специфики. Эти решения распространяются и подлежат выполнению лишь в границах данной области. До недавнего времени (в 1992 г.) исполнительными органами в областях были облисполкомы, которые избирались областными советами на определенный (пятилетний) срок. Теперь согласно с Конституцией Украины исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации, председатели которых назначаются непосредственно Президентом и ответственные перед ним и Кабинетом Министров, подотчетные и подконтрольные органам исполнительной власти высшего уровня. Местная государственная администрация является системой органов государственной власти, которые формируются соответствующим главой администрации. Эта администрация в пределах ее полномочий обеспечивает выполнение Конституции и Законов Украины, актов Президента, Кабинета Министров, заботится об экономическом, социальном, национально-культурном развитии области, Киева и Севастополя (аналогичные функции районных госадминистраций), выполняет другие функции государственного управления территорией.

В границах областей организованы подразделы многих общественных организаций, особенно партий и движений, объединений населения по профессиональным (профсоюзы), национальным, духовно-культурным или другим признакам. Здесь функционирует много подразделений госадминистрации, действие которых распространяется на всю территорию области. Это органы сферы услуг (образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения и тому подобное) и производственной сферы (сельское хозяйство, торговля, строительство и т. д.).

Автономная Республики Крым как политико-административная часть Украины образована в 1991 г. Согласно с Конституцией Украины, Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. Хоть Крым имеет свою Верховную Раду, Конституцию, флаг (который по цветам очень напоминает российский), татарское население создало свой руководящий орган — меджлис. Существуют предложения создать крымско - татарские административные районы, например, Бахчисарайский, Феодосийский и тому подобное. В связи с массовым возвращением татар из мест их насильственной депортации (в 1944 г.) Узбекистана и Казахстана, а также реэмиграции из Ближнего Востока. На политико-географической карте Украины Крым занимает специфическое положение. В силу того, что его территория связана с материковой Украиной лишь узким перекопским перешейком, Крым имеет все признаки острова, близкого к Турции и России. Не удивительно, что издавна здесь скрещиваются геополитические интересы Украины, России и Турции. До конца XVIII ст. полуостров был подчинен Турецкой (Османской) империи как отдельное Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. Впоследствии его заграбастала Россия, которая, особенно в советской время, сделала все, чтоб уничтожить следы пребывания здесь коренного населения, депортировала его за тысячи километров и пыталась ликвидировать его геокультурные признаки, заменив чуть ли не все давние географические названия татарского происхождения (на чудо, осталось название Бахчисарай).

Однако с возвращением татар в Крым будет расти его исламизация, а это, понятно, осложнит не только геополитические, но и геокультурные и геосакральные (религиозные) проблемы сожительства татар, украинцев и россиян.

Отдельной геополитической проблемой в последние несколько лет стал статус Севастополя. Согласно с законами Украины — этот город общеукраинского подчинения. Но он был военной базой Морского флота прежнего СССР, режимным городом. Вследствие этого здесь сформировался специфический состав населения — военных, отставников, пенсионеров, значительная часть которых не избавилась от проимперских амбиций. К тому же антиукраинские акции стимулируются кругами шовинизма России, Верховного Совета который принял решение о незаконности пребывания Крыма в составе Украины, а Севастополь признал российским городом.

 

Столица

 

Столица — главный политический центр государства. Ее название и статус определяются Конституцией и законами Украины. Основная функция столицы — управление политической, социальной, культурной и экономической жизнью страны. Каждая из этих функций проявляется по-разному, но определяющей является политическая функция. Существуют столицы, в которых, например, общегосударственная экономическая функция фактически сведена к нулю (г. Бразилия в одноименной стране), но нет столиц без политических функций. Правда, в прежнем СССР столицы союзных республик были одновременно их экономическими центрами и наибольшими населенными пунктами, но как политические центры играли очень незначительную роль.

Исторически сложились такие политические функции столицы:

а) здесь размещены и действуют высшие органы власти — парламент, правительство, Верховный суд;

б) как правило, расположенны ячейки главных сил страны — партий, движений, общественно-политических организаций;

в) содержатся иностранные государственные представительства — посольства, консульства, миссии;

г) чаще всего проводятся встречи руководящих политических деятелей государства с представителями других стран, международные политические форумы и тому подобное.

Следовательно, столица выполняет как внутренние, так и внешние политические функции. Для всех граждан государства она является главной ячейкой самых важных политических решений; для внешнего мира — представляет государство как суверенное политическое образование на карте мира.

По генетическому принципу прежде всего выделяются так называемые родовые столицы, которые возникают в населенном пункте, откуда походит руководитель государства — монарх, гетман и тому подобное. Классическим примером может быть столица Украины при гетмане Богдане Хмельницкому — Чигирин — или при Иване Мазепе — Батурин. Другая группа — это исторически стабильные столицы. Как правило, родовые столицы долго в этой роли не держатся. Третья группа — это ситуационные столицы. Они возникают в результате экстремальных ситуаций, когда главная столица страны не может выполнять своих функций — чаще всего во время оккупации ее врагами, стихийных бедствий и тому подобное. Например, когда большевики в 1919 г. оккупировали Киев, правительство Директории перенесло столицу в Каменец-Подольский; когда в 1918 г. поляки оккупировали Львов, правительство ЗУНР переместило столицу сначала в Тернополь, а затем в Ивано-Франковск (Станислав).

Наконец, четвертая группа — искусственные столицы. Классическим примером является установление с 1917 по 1934 гг. столицей Украины Харькова.

По расположению все столицы делятся на центральные и периферийные, в т. ч. приморские.

По функциям столицы подразделяются на одно- и многофункциональные. Однофуккциональними есть те, которые осуществляют лишь политическую функцию (Бразилия). Многофункциональные, кроме политической, выполняют также экономические, культурные, социальные и другие функции (подавляющее большинство нынешних столиц).

Столицей Украины со времен Киевской Руси является Киев, которому свыше 1500 лет. Он оставался духовной, культурно-религиозной столицей даже тогда, когда Украина теряла свою государственность или когда политическая столица из тех или других мотивов переносилась в другое место. С давних времен Киев называли "матерью городов русских". Киев был одновременно столицей Киевского княжества. Борьба за Киевский, то есть столичный, престол была одним из двигателей политического развития и распада Руси.

Как большой населенный пункт с экономическими и торгово-посредническими функциями Киев возник в выгодном месте — на границе Полесья и Лесостепи. Но это не только природная граница. Это широтная демо- и економико - географическая ось древней Украины.

Больше всего развился Киев во времена Владимира Великого и Ярослава Мудрого (980-1054 гг.)

После уничтожения Киева Батыем в 1240 г. и раздробление Руси на княжества он постепенно терял свои общероссийские политические функции, оставаясь центром Киевского княжества. Академик Степан Рудницкий считал, что причинами политического упадка Киева были:

а) переход ценралистского староукраинского государства в федеральный союз отдельных фактически независимых княжеств;

б) вытеснение староукраинского населения всей юго-восточной Украины татаро - монгольскими ордами;

в) связанное с этим закрытие путей сообщения в восточном, юго-восточном и, важнее всего, в южном (в Византию) направлении;

г) общий упадок сухопутных путей на юго-востоке Европы в связи с развитием морских коммуникаций из Европы в Индию и Китай.

Даже во времена освободительной войны под руководством гетмана Богдана Хмельницкого Киеву не удалось стать политической столицей. Столицей стал Чигирин, который находился на Черкасчине вблизи Запорожской Сечи. Тогда Киев был главным религиозно-культурным центром страны, где действовало первое высшее учебное заведение всей Восточной Европы – Киево-Могилянская академия.

Возрождение Украинского Национального государства в 1917-1920 гг. способствовало тому, что Киев опять стал политической столицей. Здесь находились законодательные и исполнительные органы Украинской Народной Республики, Гетманата и Директории, дипломатические представительства государств, которые признали Украину. Над Киевом реял государственный сине-желтый флаг Украины.

Однако после победы большевиков столицей стал Харьков (до 1934 г.). На этот счет С.Рудницкий в 1922 г. писал: "выбор Харькова столицей советской Украины очень выразительно отмечает соревнование Советов: оставить Украину под властью России. Харьков расположен так близко (менее 120 км) от российской границы, что даже в случае действительной самостоятельности Украинского государства ее центр был бы под постоянным московским обухом".

Лишь в 1934 г. столицей Украины окончательно стал Киев. С того времени его политическая и в еще большей мере экономическая и культурная функции растут. Незначительная политическая роль Киева вплоть до 1990-1991 гг. объясняется тем, что Украина не была самостоятельным государством. Однако особенно политизировался Киев в конце 80-х годов, когда наметилась тенденция к снисканию Украиной государственного суверенитета. Именно здесь 16 июля 1990 г. Верховная Рада провозгласила государственный суверенитет Украины, 24 августа 1991 г. — Акт о независимости. 28 июня 1996 г. приняла новую Конституцию Украины.

В современных условиях Киев больше всего подходит на роль столицы. Он является прежде всего духовной столицей мирового украинства, а не только украинского национального государства. Киев лучше всего представляет Украину перед всем современным миром. Он имеет в целом хорошее географическое расположение. Но имеется два существенных недостатка этого расположения:

а) в макроположении Киев очень смещен в северную сторону — к России и Беларуси. Ближайшие столицы соседних государств находятся на значительном расстоянии — 400 км (Кишинев, Минск), 700 км (Варшава, Москва, Братислава);

б) в микроположении Киев расположен в непосредственной близости к тридцатикилометровой зоне Чернобыльской АЭС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: