Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход предприятия, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
Цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, но не всегда этого можно достичь. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки.
На величину прибыли может оказывать влияние множество факторов:
Внутренние факторы:
уровень хозяйствования;
компетентность руководства и менеджеров;
конкурентоспособность продукции;
уровень организации производства и труда и др.;
|
|
производительность труда;
состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Внешние факторы:
конъюнктура рынка;
уровень цен на потребляемые материально - сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
нормы амортизационных отчислений;
природные условия;
государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.
Цель предпринимательской деятельности - это не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. Если прибыль - это абсолютный показатель, то рентабельность - относительный показатель позволяющий оценивать доходность предприятия, результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании.
Рентабельность - это относительный показатель, выраженный в процентах (или коэффициентом) и характеризующий эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.
Распределение и использование прибыли коммерческого предприятия
Система распределения и использования прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли. Порядок распределения и использования прибыли коммерческого предприятия определяется принятой в данном обществе на данном этапе его развития методологией присвоения прибыли.
|
|
Предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.
В законе «О предприятиях в Российской Федерации» в статье 62 записано: «Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли если иное не предусмотрено Уставом».
Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.
Планирование распределения прибыли осуществляется в два этапа:
) на первом этапе определяется потребность в прибыли по следующим направлениям ее использования:
а) для финансирования развития материально-технической базы предприятия,
б) для создания финансовых резервов,
в) для погашения долгосрочных и среднесрочных кредитов банка,
г) для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов и других горизонтальных структур, членом которых является данное предприятие,
д) для обеспечения социального развития предприятия и повышения материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости.
е) для обеспечения выполнения налоговых обязательств перед государством;
ж) для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены учредительными документами).
На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению. Общая сумма потребности в прибыли по основным вышеперечисленным направлениям ее использования представляет собой один из вариантов величины целевой прибыли предприятия.
Окончательные решения по планируемым направлениям использования прибыли принимаются после утверждения плана прибыли с учетом возможностей ее получения. Если - план прибыли меньше или больше прогнозируемой прибыли исходя из потребности в ней, то это дает основание для уточнения величины прибыли, направляемой в соответствующие каналы ее использования.
Нераспределенная прибыль прошлых лет может быть направлена на пополнение резервного фонда, на увеличение уставного фонда, на увеличение фондов специального назначения (на выкуп имущества и т.п.), на выплату доходов участникам предприятия и др.