Анализ рынка потребительского кредитования в России

Рынок потребительского кредитования до последнего времени переживал этап бурного роста с момента проведения экономических реформ, направленных на улучшение уровня жизни населения. На рынке появлялись все более крупные и серьезные игроки, быстро росла конкуренция между банками. Доходность этого бизнеса оставалась на высоком уровне. Банки работали над созданием кредитных программ, учитывающих интересы и возможности каждого. Уже к началу 2006 года объем потребительских кредитов, выданных населению, превысил 1 трлн. руб. и продолжал расти ускоренными темпами. В процесс кредитования вовлекались все более широкие слои населения, все отчетливее становилась видна тенденция смещения спроса на кредиты в регионы.

До финансового кризиса население активно участвовало в различных кредитных программах, что было выгодно всем заинтересованным сторонам.

Более четверти населения России хотя бы раз в жизни брали кредит на покупку чего-либо, и эта цифра могла бы быть значительно больше, если бы потребительский кредит был доступен для жителей не только столичных городов, но и регионов страны вне зависимости от отдаления их от Москвы. Потребительское кредитование особенно популярно у семей с невысоким уровнем дохода. Поэтому потребительское кредитование имеет большое социальное, и можно даже сказать политическое, значение.

В настоящее время можно смело утверждать, что западная экономическая модель «жизнь в кредит» постепенно становится нормой жизни. Хотя надо отметить, что россияне, традиционно, более осторожно подходят к финансовым вопросам. На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.


Таблица 1 - Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2008 году [35].

Банк Выдано беззалоговых кредитов в 2008 году* (тыс. руб.) Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.09 (тыс. руб.) Выдано беззалоговых кредитов в 2007 году* (тыс. руб.) Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.08 (тыс. руб.)
1 Сбербанк 429 284 180.00 643 757 755.80 419 746 075.40 596 615 830.40
2 Русский Стандарт 156 923 717.10 137 075 101.90 174 606 469.90 155 489 843.40
3 ВТБ 24 103 453 970.00 129 754 430.10 54 433 254.70 60 258 466.20
4 Альфа-Банк 51 908 479.60 41 254 857.60 37 595 604.80 27 630 048.90
5 Ренессанс Кредит 46 911 568.50 41 517 284.50 40 344 183.40 32 892 883.00
6 Росбанк 34 609 963.80 57 849 095.70 35 842 560.30 46 765 946.40
7 Восточный Экспресс 30 850 294.40 17 767 873.00 26 505 233.10 15 328 259.00
8 ОТП Банк 30 250 887.30 17 861 212.00 24 764 260.00 17 768 937.10
9 Русфинанс Банк 28 090 017.40 22 947 745.20 15 473 983.00 9 912 483.00
10 Райффайзенбанк 25 094 137.60 32 095 749.40 19 525 812.60 23 173 805.10

 

По итогам 2008г. банками было выдано беззалоговых кредитов более чем на 1,1 трлн. руб. Лидером по объёмам выданных потребительских кредитов стал «Сбербанк», с суммой в 429 млрд. руб. Второе и третье место занимают розничные банки «Русский Стандарт» и «ВТБ-24», с показателями 156,9 и 103,4 млрд. руб., соответственно [35].

В крупнейших российских банках продолжают снижаться объемы розничного кредитования. Единственным банком, который показал прирост розничного кредитного портфеля, стал ВТБ 24. За март банк выдал розничных кредитов на 4,7%, или на 15,2 млрд. рублей, больше, чем за февраль. Увеличил розничный портфель также Россельзозбанк - на 1,1%, или 644 млн. руб. Сбербанк, напротив, начал сокращать портфель кредитов физ.лицам - он упал на 3,8% и сейчас составляет 1,2 трлн рублей.


Таблица 2 - Кредиты и прочие размещенные средства [29]

 

В последние годы объемы кредитов физическим лицам постоянно увеличивались (на 1 января 2009 года - 3,97 трлн. рублей, на 1 января 2008 года - 2,97 трлн. рублей, на 1 января 2007 года - 1,88 трлн. рублей [29]). Но мировой финансовый кризис потребовал от российских банков внимательнее отнестись к розничному кредитованию, особенно к потребительскому.

Всего на начало 2008 года сумма кредитов, выданных физическим лицам в рублях составила 2,57 трлн. руб., в иностранной валюте 404,4 млрд. рублей; на конец 2008 она составила 3,59 трлн. руб. в рублях и 464,7 млрд. руб. в иностранной валюте. На 1 марта 2009 сума кредитов в рублях снизилась до 3,42 трлн. рублей, в иностранной валюте наоборот выросла до 548,5 млрд. руб. [29].

На данный момент выявить точные объемы просроченных задолженностей банков невозможно. Банки, как правило, корректируют официальные данные о них: предпринимают действия, уменьшающие показатели просрочек перед каждым отчетным периодом. Например, заключают договоры реструктуризации - перекредитования заемщика. В итоге дефолтный долг заемщика переходит в обыкновенную задолженность.

У банков, специализирующихся на розничном кредитовании, из общего портфеля дебиторской задолженности просроченная составляет 10-20%. По мнению экспертов, нормальным уровнем дефолтности по ипотеке является 1%, по классическим автокредитам - 3%, по беззалоговым потребительским кредитам и кредитным картам - 10%. В итоге банки списывают просроченную задолженность на убытки. Для частных лиц это означает ухудшение условий выдачи кредитов. Растущие риски невозвратов заставляют банки держать повышенные ставки.

 

Таблица 3 - Средневзвешенные процентные ставки по кредитам

 

На 1 марта 2009 года средневзвешенные ставки по кредитам физическим лицам колеблются в пределах от 19 до 34%, тогда как на тот же период прошлого года они составляли от 15 до 23% [29]. При этом нижняя граница интервала, как правило, соответствует краткосрочным и долгосрочным кредитам, верхняя - среднесрочным.

 

Таблица 4

 

В марте доходы российских банков от кредитования составили 35,1 млрд. руб. Положительный результат зафиксирован впервые с октября 2008 года. Но доход от кредитования все еще перекрывается отрицательным результатом от переоценки валюты - в марте он составил 66,0 млрд. руб.

В начале весны темпы роста просроченных кредитов несколько замедлились: если в феврале 2009 года объем просрочки увеличился на 22%, то в прошлом месяце этот показатель сократился в два раза - до 11%. Замедление темпов роста просрочки связано, в первую очередь, с тем, что банки стали чаще прибегать к технической реструктуризации займов [37].

Уровень просрочки по рынку может продолжать расти и дальше в текущей ситуации. К концу текущего года уровень просроченной задолженности только по кредитам физических лиц может достичь 7-10%. Банкиры полагают, что просрочка вырастет гораздо больше, учитывая тот факт, что уже за январь-февраль она составила 4,4%, а темпы ее роста существенно превышают показатели прошлого года. При этом в последние месяцы темпы роста просрочки стабилизировались. И в апреле есть тенденция к уменьшению. Но все равно, темпы роста просрочки остаются высокими по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уровень просрочки в 10% один из признаков системного кризиса, называемого кризисом плохих долгов, следствием которого будут проблемы капиталов в конце 2009 - начале 2010 года [31].

Развитие ситуации будет во многом зависеть от эффективности усилий государства по стабилизации рынка труда, ведь сегодня рост просрочки связан не с увеличением числа мошенников, а с тем, что многие добропорядочные заемщики, ранее аккуратно исполнявшие обязательства перед банком, оказываются не в состоянии обслуживать свой долг из-за потери работы.

Одновременно с повышением ставок изменились и другие условия. Сократились сроки кредитования, уменьшились лимиты кредитования на одного заемщика, ужесточились требования к объекту залога. И при потребительском кредитовании банки все чаще просят дополнительное обеспечение обязательств, например, залог или поручительство. Изменился и размер первоначального взноса. Так, если в середине прошлого года первоначальный взнос по ипотеке мог составлять 5-10% от суммы кредита, то уже начиная с ноября размер взноса должен составлять не менее 30%.

В прошлые месяцы кредитование было фактически свернуто или заморожено, теперь же банкам придется возвращаться на рынок кредитования, чтобы сохранить баланс между пассивами и активами. Число банков, продолжающих работать масштабно на открытой рознице, сократилось, но выросла и конкуренция за клиента. Кредит стал действительно ответственным и продуманным шагом со стороны, как банка, так и заемщика [33].

С 2007 года все большей популярностью стало пользоваться разновидность потребительского кредитования - автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона. Страхуя риски, банки вводят дополнительные условия - страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами ложится на заемщиков, которые переплачивают за страховку в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.

Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему, дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.

 

Таблица 5 - Рейтинг банков по объемам выданных автокредитов [35]

Банки по объемам выданных автокредитов в 2008 году

Название Банка Выдано автокредитов в 2008 году, тыс. руб. Количество выданных автокредитов в 2008 году, шт. Портфель автокредитов на 1 января 2009г., тыс. руб. Доля автокредитов в общей задолженности физлиц на 1 января 2009г., %
1 Сбербанк 88 575 133 201 955 103 801 493 8.30
2 Русфинанс Банк 56 455 512 184 517 74 182 584 76.37
3 Юникредит Банк 37 327 093 83 539 49 439 308 н.д.
4 Росбанк 34 007 436 90 664 56 379 278 41.92
5 ВТБ 24 30 276 779 58 659 38 809 758 9.00
6 Райффайзенбанк 21 285 622 38 032 37 138 628 36.00
7 Уралсиб 11 198 885 26 149 18 231 417 20.26
8 Альфа-Банк 10 831 580 24 024 18 250 113 24.64
9 Ренессанс Кредит 9 231 117 34 768 11 668 087 21.90
10 БСЖВ 9 221 672 13 838 11 638 541 30.06

 

Большинство российских банков в настоящее время либо частично приостановили выдачу автокредитов, либо значительно повысили уровень кредитных ставок и ужесточили требования. Таким образом, автокредитованием занимаются исключительно банки автопроизводителей или российские банки, работающие по фирменным программам автоконцернов, а также Сбербанк, ВТБ-24 и БСЖВ (“Банк Сосьете Женераль Восток”).

Еще летом прошлого года условия в автобанках считались на порядок выгоднее. В среднем российские коммерческие банки предлагают сейчас кредит на покупку автомобиля в долларах США по ставке 14% и в рублях по ставке 30%. В большинстве “автомобильных” банков программы с рублевой валютой кредита временно приостановлены, что резко повысило интерес к кредитам, например, в таком банке, как Сберегательный банк РФ, ставка по рублям в котором от 11% годовых [35].

В целом в сегодняшних условиях процентные ставки на российском рынке кредитования остаются очень высокими.

Продажи иномарок в кредит с начала года сократились на 20%. Если раньше в кредит продавалось 30-40% автомобилей (в зависимости от марки), то с ноября 2008 г. только 10%. Зато увеличилось число покупок за наличные, особенно в среднем ценовом сегменте [35].

Впрочем, по последним данным на российском рынке автокредитования происходит медленное оживление. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследований аналитического агентства «Автостат».

После того как в течение зимы объемы автокредитования сократились почти в пять раз, весной ситуация медленно, но верно меняется к лучшему. На этот процесс в первую очередь повлияла стабилизация курса национальной валюты. Помимо этого сказывается рост кредитных предложений - новые программы предлагают и банки, и автопроизводители. Российские коммерческие банки начали запускать совместные программы кредитования с иностранными автопроизводителями. В этом направлении достаточно активно работают такие банки, как: «ЮниКредитБанк», «Газпромбанк», «Русфинанс Банк», Альфа-Банк, «Райффайзенбанк», «Банк Уралсиб» и ряд других [37].


Таблица 6 - Отдельные показатели, характеризующие операции с использованием банковских карт

 

Что касается пластиковых карт, то этот продукт становится более востребованным и постепенно вытесняет собой экспресс-кредиты в магазинах. С развитием соответствующей инфраструктуры, которая сделает пластиковые карты удобным инструментом платежеспособности в регионах, спрос на пластиковые карты будет только расти.

 

Таблица 7 - Рейтинг банков по количеству пластиковых карт в обращении [35]

Банки по количеству пластиковых карт в обращении

Банк Количество пластиковых карт в обращении на 1 июля 2008г., шт. в т.ч. платёжной системы Visa, шт. в т.ч. платёжной системы MasterCard, шт.
1 Сбербанк 26 193 984 9 697 848 13 298 253
2 Альфа-Банк 4 490 078 3 902 226 587 842
3 Банк Уралсиб 3 512 681 1 399 410 857 703
4 Росбанк 3 497 833 1 337 313 2 120 426
5 ТрансКредитБанк 2 784 265 2 227 412 556 853
6 Русский Стандарт 2 734 431 293 377 2 280 725
7 ВТБ24 2 657 977 2 555 295 102 670
8 ХКФ-Банк 1 540 235  0  1540235
9 Райффайзенбанк 1 036 644 808 166 228 445
10 УРСА Банк 975 783 338 577 5 897

 

В России почти 70% кредитных организаций занимаются эмиссией или эквайрингом банковских карт, однако на первую тройку лидеров приходится половина всего рынка. Доля кредитных карт составляет не более 10%, наибольшее распространение получили карты международной платежной системы Visa (49%) и MasterCard (35%).

 

Таблица 8 - Рейтинг банков по количеству пластиковых карт в обращении [35]

Банки по количеству пластиковых карт в обращении на 01 января 2009 года

Банк Количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2009г., шт.
1 Сбербанк 30 438 932
2 Альфа-Банк 5 127 983
3 ВТБ 24 3 918 471
4 Уралсиб 3 817 873
5 Росбанк 3 709 939
6 Транскредитбанк 2 785 301
7 Балтийский Банк 1 565 153
8 Райффайзенбанк 1 451 144
9 УРСА Банк 1 423 064
10 Возрождение 1 292 104

 

В перспективе кредитные карты вытеснят потребительское кредитование, при условии, что банки будут способствовать развитию эквайринга и росту безналичных платежей. Для россиян данный вид кредитования еще не вошел в привычку. Исторически сложилось, что среди банковских карт россиян преобладают не кредитные, а зарплатные дебетовые карты. Однако вместе с доходами граждан и ростом уровня финансовой культуры эта ситуация начинает меняться. Если не брать во внимание большую долю зарплатных карт, за счет которых сегодня идет основной прирост эмиссии, доля кредиток не будет выглядеть столь незначительной.

Потребительский кредит из удобного и недорогого способа поддержания определенного уровня жизни может мгновенно превратиться для заемщика в серьезную проблему. Кроме того, что из-за финансового кризиса заемщики подвергаются реальному риску увольнения или снижения зарплаты, банк может потребовать досрочного погашения кредита или поднять процентную ставку, что сделает кредит непомерно дорогим.

Жесткая борьба за клиента заставляла банки снижать процентные ставки, упрощать процедуру выдачи кредитов. Сейчас ситуация изменилась на противоположную. Найти банк, готовый выдать кредит, стало крайне сложно, а процентные ставки растут ежедневно. Раньше при оформлении кредита заемщики основное внимание уделялось процентным ставкам, общей переплате банку, размерам кредита и дополнительным комиссиям. Пунктам договора, предусматривающим возможность корректировки условий кредита, не придавали должного значения. В настоящих условиях, когда кредитные портфели банков грозят оказаться убыточными, пересмотр процентных ставок становится реальностью.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: