Тема 1. Правовое положение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью

Правовые основы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

 

Волгоград 2020

 

Напутствие

Стать родителем не сложно. Гораздо сложнее стать достойным примером.Причины стать замещающими родителями могут быть разными, но решение должно быть взвешенным и объективным, поскольку изменит жизнь семьи. И для того, чтобы изменения принесли радость каждой стороне, необходимо быть готовым к трудностям и обладать информацией о том, как справляться с неудачами и избегать рисков.

Органы опеки и попечительства предоставят необходимую информацию, помогут принять взвешенное решение. Но семья — это отдельное государство, со своей культурой, ценностями, обычаями и правилами, в которую придёт новый человек. Помните о том, что для него это новый мир, новая планета. Целаявселенная, которую вы можете подарить ему безвозмездно. Еще вчера у него была своя планета, а у вас своя… Только представьте, что происходит при столкновении двух планет…

 

 

 «Семейное воспитание для родителей есть, прежде всего, самовоспитание».

 

Н.К. Крупская

 

 

РАЗДЕЛ 1. КАК СТАТЬ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЕМ

Тема 1. Правовое положение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью

Действующим российским законодательством закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде: полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.

Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 1).

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства (далее - ООиП) выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования[1].

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Семейный кодекс определяет лишь основные из них.

К объективным причинам относятся: смерть родителей; их тяжёлая болезнь, делающая невозможной заботу о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Субъективные причины утраты родительского попечения – следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Нежеланиеможет объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится.

Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время.

Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин. Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей.

При наличии обстоятельств, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.

 Смертьродителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда наступила смерть.

 При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными, утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу.

Лишение свободы родителя. Точкой отчёта - дата взятия под стражу.

Болезнь родителей. При помещении родителя на длительное лечение, утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение.

Хронический алкоголизм или наркомания. Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем ООиПпо месту нахождения ребёнка.

После проверки, поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, [2]обязаны сообщить об этом ООиПпо месту фактического нахождения детей. ООиПв течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в трехдневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в ООиПпо месту нахождения данного учреждения.[3]

ООиПв течение месяца со дня поступления сведений, обеспечивает устройство ребёнка и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания впоследующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Важной предпосылкой принятия ООиПмер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление.

Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц ООиП. Вместе с тем в целях оказания содействия ООиП в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать ООиП такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

 Данная обязанность рассматривается как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка.

ООиП поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях.

ООиП после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого – проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения – выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком[4].

 В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: