Анализ зарождения, развития и урегулирования конфликта

конфликт коллектив библиотека

Согласно первой формуле конфликта для образования (возникновения) конфликта необходимо две составляющие: конфликтная ситуация и инцидент.

По словам директора Абанской ЦБС Поповой Н.И. конфликтная ситуация между Бельской В.З. и коллективом центральной библиотеки п. Абан существовала со времени устройства на работу Бельской В.З. в 1984 году (Приложение 2).

Надо признать, что Бельская В.З. пришла в коллектив библиотеки в достаточно зрелом возрасте, с устоявшемся характером, жизненными принципами и взглядами. Её деятельность в библиотеке не отмечена какими-то особыми поощрениями, а взыскания за допущенные ошибки и упущения в работе не выделялись на фоне «производственных огрехов» в работе других её коллег. (Приложения 1, 3, 4). Можно констатировать тот факт, что со стороны администрации библиотеки не было ни восхваления её работы, ни прессинга.

Отметим некоторые черты характера Бельской В.З., которые во многом повлияли на её поведение.

1. Уверенность в правоте своих взглядов и принципов, мнение о беспринципности и приспособленчестве коллег.

2. Стремление собирать материалы на коллег, которые уличали их в недобросовестном исполнении служебных обязанностей.

.   Желание выделиться из состава сотрудников. Это проявляется в её постоянных высказываниях о своей выдающейся порядочности, добросовестности и принципиальности.

.   Отмечается большая её увлечённость разработкой краеведческих тем. Эта увлеченность имела достоверность: с одной стороны она хорошо увязывается с привлечением юношества к изучению истории родных деревень, родителей и предков, целых династий в районе. С другой стороны, эта деятельность требовала кропотливой и длительной работы в районном архиве, а это значит, что Бельская В.З. часто отсутствовала на своём рабочем месте и её обязанности юношеского библиотекаря выполняли её коллеги, но слов благодарности от Бельской В.З. они ни разу не услышали.

.   Сотрудниками отмечается завистливость Бельской В.З. к окружающим её людям. Это касается не только чьих-то покупок, но и счастливого устройства личной жизни, успешной карьеры.

.   Надо отметить некоторую ограниченность мышления Бельской В.З. это проявляется в наивности её объяснительных записок. Можно сделать вывод, что она совсем не знает трудового законодательства, правил внутреннего распорядка ЦБС. Настораживает её одержимость в защите идеологии советского периода развития страны, идеализация личности Сталина и вообще коммунистических вождей и полное отрицание в дискуссиях с сотрудниками библиотеки и читателями негативных сторон коммунистического режима. Это подтверждает неспособность Бельской В.З. адекватно оценивать происходящее, свои поступки и возможные последствия.

.   Надо отметить, что Бельская В.З. имеет два образования: высшее педагогическое и средне специальное по библиотечному делу, причём библиотечный техникум она закончила с красным дипломом.

Можно сделать вывод, что имея такой сложный характер, Бельская В.З. не могла рассчитывать на хорошее отношение коллег.

Согласно типологии конфликтных личностей личность Бельской В.З. в психологическом плане можно отнести к типу «Демонстративные». Они, как я указывала в параграфе 1.3, характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. Как доказательство можно указать на содержание её заявления заведующей отделом культуры района в 2002 году содержащее предвыборной статьи в газете «Красное знамя». Так, участвуя в митинге, организованном группой депутатов районного Совета депутатов с требованием отставки главы района, Бельская В.З. выступила с трибуны с обвинениями в адрес главы района в следующем:

в развале промышленности и сельского хозяйства района;

в уничтожении малокомплектных школ района;

в уничтожении сельских фельдшерско-акушерских пунктов и сокращении числа коек в лечебных учреждениях района.

Таким образом она в вину главы района ставит даже не региональные, а федеральные проблемы и процессы. Одно из двух:

1. Бельская В.З. настолько глупа, что не способна определить приоритет виновников;

2. Бельская В.З. считает участников митинга настолько глупыми, что её популистскому выступлению кто-то поверит. Скорее всего подходит второй вариант, мол «быдло всё схавает».

Исследуем оппонента Бельской В.З. - сотрудников ЦБ п. Абан во главе с директором ЦБС Поповой Н.И.

Создавая психологический портрет взаимоотношений внутри коллектива библиотеки и руководителя Поповой Н.И. надо отметить несколько позиций.

1. Отметим, что за формирование психологического климата в коллективе главную ответственность несёт директор ЦБС. Если в коллективе есть «любимчики» и «парии» руководителя, если в коллективе существует возможность взаимного доносительства на своих коллег, если коллектив разделяется на отдельные группировки, то в этом виноват, в первую очередь, руководитель. Зададим вопрос сами себе, а кому было выгодно пользоваться компроматом на сотрудников из «кондуита» Бельской В.З.. Возможно, эта ситуация вполне устраивала директора пока «мышиная возня» происходила на нижнем этапе организации. Согласно приложения 2 конфликт в 2002г. разгорелся по заявлению Бельской В.З. на действия руководителя. В этой ситуации директор попыталась привлечь на свою сторону сотрудников, и обратите внимание на разнобой мнений коллег о возможной судьбе их сотрудницы Бельской В.З.. часть коллег предлагала её уволить, кто-то от высказывания своего мнения воздержался, а кто-то, мотивируя своё предложение жалостью, предложил Бельскую В.З. на работе сохранить.

2. Упущением директора по предотвращению конфликта с Бельской В.З. можно считать не продумывание других вариантов воздействия на неё. А именно: за прошедшие 7 лет работы Бельской В.З. нигде не отмечены какие-то меры по пресечению её негативной деятельности в коллективе. Не использован вариант по трудоустройству Бельской В.З. в архив района. Об этом не задумались ни в отделе культуры, ни директор ЦБС.

Поясню мотивацию такого варианта действий:

1. Работа с людьми для Бельской В.З. мягко говоря не рекомендована.

. Бельская В.З. с увлечением занимается краеведческими темами и много работает в архиве.

. Бельская В.З. способна организовать на исследовательскую работу молодежь и может и хочет им помогать в исследовательской работе.

. Поиск, разработка и опубликование малоизвестных и забытых фактов и событий, описание ярких судеб наших земляков способствует патриотическому воспитанию молодежи, заставляет испытывать чувство гордости за своих земляков у населения района, и укреплять авторитет исследователя-краеведа Бельской В.З., а значит, и льстить её самолюбию, чувствовать себя востребованной, уважаемой.

Если бы этот вариант был продуман и предложен Бельской В.З., то конфликт был бы разрешен в 2002г. причём решен продуктивно к обоюдному удовлетворению сторон конфликта. К сожалению, этого не произошло. Стороны конфликта остались при своих мнениях.

Конфликтная ситуация в коллективе библиотеки сохранилась до 2005г. без особых изменений. Подвело Бельскую В.З. желание заявить о себе в предвыборной гонке за место депутата Райсовета как о специальном кандидате борющемуся с разложением властных структур, направленным (в её понимании) воспитании молодежи, вредительскими действиями персонала библиотек, «уничтожающих культурное наследие советского периода российской империи»

В силу своей ограниченности она даже не подумала о том, что оскорбила коллектив и тем самым поставила себя вне него (Приложение 7).

Проверка фактов указанных в газетной статье Бельской В.З. показала, что они не соответствуют действительности и высосаны из соображения автора.

В созданной стараниями Бельской В.З. ситуации не могло быть и речи о игнорировании её нападок на коллектив, о каком-то сотрудничестве с ней, или компромиссе. Остался только силовой метод урегулирования этого конфликта. Бельская В.З. была вынуждена написать заявление об увольнении из библиотеки по собственному желанию, и это желание было удовлетворено.

Должна отметить, что через столько лет (8) позиция Бельской В.З. на события тех лет не изменилась, она даже не допускает мысли о своих ошибках в отношении коллег по работе, о создании инцидентов и провокации конфликта. А отдельные сотрудники библиотеки приватно говорят, что с их стороны был некий сговор по выдавливанию Бельской В.З. из коллектива.

Надо заметить, что Бельская В.З. устроилась в школу специалистом по внеклассной работе, организовала с преподавателем истории краеведческий клуб «Земляки», занимается краеведением с подростками и поэтому вместе с ними проводит много времени в архиве района.

Во всей этой истории самое обидное представить, сколько нравственных сил, нервов, времени было потрачено впустую, сколько людей было вовлечено в конфликт, и как бездарно он разрешился. Не сдали «экзамен» по конфликтологии ни руководство отдела культуры, ни директор ЦБС, ни коллектив ЦБ, ни Бельская В.З.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: