Пограничные представители осуществляют функции расследования и разрешения пограничных инцидентов.
Ни одно нарушение режима государственной границы не должно оставаться нерасследованным. В подавляющем большинстве случаев расследование и рассмотрение пограничных инцидентов проводится на месте.
Целью расследования является точное установление времени, места и всех обстоятельств, при которых возник инцидент, выявление лиц, виновных в его возникновении. Эта задача выполняется путем выхода пограничных представителей на место происшествия, письменных сношений, совместных встреч пограничных представителей и принятия ими совместных решений.
Квалифицированное расследование позволяет детально выявить все обстоятельства происшествия на границе, обнаружить следы, найти другие вещественные доказательства и на этой основе правильно определить наиболее целесообразные пути урегулирования пограничного инцидента: урегулировать инцидент путем переписки между пограничными представителями, заявить претензии сопредельной стороне, вынести вопрос на совместное заседание погранпредставительских аппаратов, провести совместное расследование, разрешить инцидент на месте или ждать предъявления претензий сопредельной стороной.
|
|
Этот комплекс мероприятий позволит пограничному представителю своевременно и правильно выбрать свою позицию для предотвращения в дальнейшем аналогичных нарушений режима государственной границы.
Расследования делятся на односторонние, проводимые пограничными представителями на своей территории, и совместные, проводимые пограничными представителями обеих сторон.
Одностороннее расследование — это выявление одной стороной обстоятельств возникновения пограничного инцидента или конфликта и сбор сведений и вещественных доказательств для обоснования претензии, направляемой пограничному представителю сопредельной стороны. Одностороннее расследование проводится лично пограничным представителем, а иногда его заместителем или помощником.
Проведение одностороннего расследования позволяет юридически констатировать нарушение режима государственной границы, имеющиеся следы и другие вещественные доказательства соответствующими документами — протоколами и актами нарушения границы, протоколами опросов свидетелей и потерпевших, протоколами осмотра места происшествия, актами экспертизы и т. п.
Одностороннее расследование инцидента проводится: по инициативе советского пограничного представителя в связи с инцидентом, возникшим по вине сопредельной стороны; по претензии пограничного представителя сопредельного государства.
|
|
До начала одностороннего расследования, проводимого пограничным представителем или по его поручению заместителем или помощником, на участке которого возник инцидент, собирают необходимые данные, относящиеся к инциденту, и намечается план расследования. По мнению А. М. Ладыженского и И. П. Блищенко, институт пограничных комиссаров относится к следственным комиссиям. Пограничные представителя действительно производят расследование пограничных конфликтов и инцидентов. Однако их задача этим не ограничивается. В процессе дальнейшей работы они на совместных заседаниях принимают меры и к разрешению имевшего место конфликта или инцидента, что сближает эту форму урегулирования с согласительной процедурой. Расследование — лишь часть общей задачи пограничных представителей по мирному урегулированию того или иного инцидента. Но это не означает, что исключена возможность полного его улаживания на данной стадии.
Пограничный представитель должен: установить всех лиц, причастных к расследуемому инциденту (виновных, потерпевших, свидетелей), тщательно допросить их и занести показания в протокол допроса, прибегая в отдельных случаях к помощи прокурора и представителей советских органов; выявить вещественные доказательства, имеющие отношение к данному инциденту, принять меры к их сохранению (фотографирование, организация охраны, прикрытие от атмосферных осадков и т.д.); при необходимости провести экспертизу, используя для этого специалистов (врачей, топографов, ветеринаров и т. д.); составить схему района инцидента, на которую нанести все, что сохранилось к моменту расследования и что свидетельствует о причастности к нему другой стороны или указывает на обстоятельства или ход дела.
Показания допрошенных лиц заносятся в протокол допроса, который используется для дальнейшего расследования и урегулирования инцидента. Неправильно оформленные документы, в том числе протокол допроса, иностранными представителями во внимание могут не приниматься.
Если в результате расследования пограничного инцидента установлена вина сопредельной стороны, то представитель Российской Федерации заявляет претензию ее представителю и требует от него проведения совместного расследования или заседания для рассмотрения этой претензии или же ограничивается заявлением протеста и требованием принять меры к недопущению подобных действий в будущем.
Предъявляемая пограничному представителю соседнего государства письменная претензия должна содержать основные требования и факты, связанные с данным инцидентом. Она должна быть обоснована соответствующими положениями конвенции или договора.
Если пограничный инцидент подлежит совместному расследованию, то одностороннее расследование будет предварительным действием советской стороны и в значительной степени облегчит работу пограничного представителя Российской Федерации. Кроме того, на основе материалов одностороннего расследования пограничного инцидента может быть вынесено решение на совместное заседание пограничных представителей. Исключительно серьезное значение имеет работа по организации подготовки и проведения совместных расследований, совместных заседаний и встреч пограничных представителей и их заместителей (помощников).
Эта работа строится на основе выводов из анализа состояния режима государственной границы и погранпредставительской работы с учетом степени серьезности того или иного пограничного инцидента, уровня подготовленности и опыта работы погранпредставительского аппарата, а также с учетом сложившейся практики работы пограничных представителей сопредельных государств по рассмотрению и урегулированию пограничных инцидентов. Безусловно, должны быть учтены положения соответствующих договорных документов, ведомственных инструкций. Совместное расследование проводится по обоюдному решению пограничных представителей. Руководство совместным расследованием осуществляется той стороной, на территории которой оно проводится. Оно может быть полным или частичным, то есть могут рассматриваться лишь отдельные вопросы, связанные с инцидентом.
|
|
Совместное расследование проводится только на границе и в пограничной полосе в пределах, указанных в соглашениях. Например, согласно Конвенции о порядке рассмотрения и разрешения пограничных инцидентов и конфликтов между СССР и Турецкой Республикой от 15 июля 1937 г. пограничные комиссары обеих сторон могут проводить совместное расследование только в пределах трехкилометровой полосы по обе стороны от линии государственной границы.
Совместное расследование инцидента проводится, как правило, до совместного заседания пограничных представителей и является подготовительным этапом их совместной работы.
Порядок совместного расследования пограничных инцидентов определяется в каждом отдельном случае в зависимости от обстановки и характера инцидента. Одним из важных моментов совместного расследования является осмотр места инцидента. При этом выясняется, I не произведено ли умышленное изменение положения обнаруженных предметов на местности, не произошли ли какие-либо перемены в результате изменения метеорологических условий; результаты осмотра записываются в акт или протокол совместного расследования.
Все предметы и документы, обнаруженные на месте инцидента, подвергаются тщательному осмотру, а при необходимости и экспертизе. В результате осмотра и изучения предметов и документов устанавливается их государственная и личная принадлежность. Эти данные, являющиеся наиболее убедительными, способствуют изобличению виновных и поэтому обязательно записываются в акт или протокол совместного расследования (в заключение экспертов). Важным моментом совместного расследования является допрос свидетелей, потерпевших и виновных из числа советских и иностранных граждан. Опрос советских граждан проводится, как правило, на советской территории лишь в отдельных случаях опрос может проводиться на сопредельной территории.
|
|
Если совместное расследование проводилось пограничными представителями, то они могут на месте расследования принять совместное решение, оформить его протоколом или зафиксировать в акте все обстоятельства, при которых произошел инцидент, а для полного его разрешения назначить совместное заседание.
Если совместное расследование проводили заместители или помощники пограничных представителей, то все документы представляются ими пограничным представителям Вопросы, по которым между помощниками пограничных представителей не достигнуто соглашения, передаются на разрешение пограничным представителям.
Эксперты сторон, привлеченные к проведению совместного расследования, могут работать совместно, пользуясь техническими средствами одной из сторон. Если эксперты пришли к единому мнению или выводу, то результаты работы заносятся в акты, протоколы, заключения, которые затем подписываются представителями обеих сторон. Если же единого мнения нет, то эксперт каждой стороны оформляет самостоятельный документ и сам его подписывает.
Точное, неукоснительное выполнение действующих договоров по режиму государственной границы, обеспечение поддержания установленного правопорядка является вкладом пограничных представителей сторон в дело развития искреннего добрососедства на границе.
После проведения расследования на совместных заседаниях пограничные комиссары рассматривают возникшие инциденты по существу,
Особое внимание необходимо сосредоточить на формулировке вопросов повестки дня, на выработке линии поведения; она должна быть направлена на решение всех возникших вопросов.
Важнейшим условием успешного урегулирования пограничных инцидентов является тщательная подготовка пограничного представителя Российской Федерации к совместному заседанию с иностранным представителем, которая заключается: в детальном изучении пограничного инцидента, для рассмотрения которого созывается заседание, определении места и времени встречи; в определении состава своей делегации на предстоящей встрече; в подготовке материалов для совместного заседания; в обеспечении явки свидетелей и потерпевших, которые могут быть допрошены на совместном заседании; в проведении мероприятий, обеспечивающих работу, как в подготовительном периоде, так и во время заседаний.
На заседаниях кроме пограничных представителей имеют право присутствовать секретари и переводчики (по одному от каждой стороны), а в отдельных случаях помощники (заместители), на участке которых возник рассматриваемый инцидент или проходит заседание, так как в процессе работы пограничные представители могут давать им поручения, связанные с дорасследованием отдельных вопросов или проведением подготовительных мероприятий для работы.
На совместных заседаниях в случае необходимости присутствуют также эксперты (Один-два), свидетели, потерпевшие, виновные; дав нужные показания, они удаляются с заседания.
Если заседание посвящается одному вопросу, для решения которого необходимо провести ряд предварительных мероприятий (выход на место инцидента для проверки, уточнения некоторых обстоятельств, изучение материалов одностороннего расследования или материалов совместного расследования, если оно проводилось другими лицами, и т. д.), то вырабатывается план совместной работы пограничных комиссаров.
Если на обсуждение вынесено несколько вопросов, то вначале рассматриваются наиболее важные из них, связанные с проведением совместного расследования, а затем остальные вопросы.
Прежде чем приступить к обсуждению вопросов повестки дня, предложенных сопредельной стороной, советский пограничный представитель должен подробно ознакомиться с содержанием этих вопросов и выяснить, чем вызвана претензия представителя сопредельного государства, чем она подтверждается, какими вещественными доказательствами располагает пограничный представитель сопредельного государства. В практике работы пограничных комиссаров имели место случаи, когда пограничные представители сопредельных капиталистических государств предъявляли претензии, которые были явно вымышленными либо извращали суть дела. Наконец, встречаются случаи предъявления претензий по поводу событий или явлений, происходящих на советской территории и относящихся всецело к внутренней компетенции Советского государства. В таких случаях претензии сопредельной стороны отвергаются как представляющие собой вмешательство во внутренние дела Российской Федерации.
Придя к единому мнению по обсуждаемому вопросу, пограничные представители принимают решение, которое записывают в протоколе.
В процессе совместной работы в зависимости от характера встречи пограничные комиссары составляют следующие документы: протокол совместного заседания, протокол совместного расследования инцидента, протокол совместного опроса свидетелей и потерпевших, акт экспертизы, акт совместного осмотра пограничных знаков, кроки местности или акт оценки уничтоженного имущества.
Протоколы совместных заседаний пограничных представителей являются наиболее важными документами, так как в них фиксируется весь ход рассмотрения инцидента, и записываются решения.
Если урегулирование инцидента не вызывает серьезных затруднений и разногласий, протокол составляется после того, как было достигнуто решение по обсуждаемому вопросу.
Если же в ходе рассмотрения пограничного инцидента возникли серьезные разногласия, в протоколе последовательно фиксируются все заявления сторон. Если пограничные представители помимо согласованного решения по существу вопроса считают необходимым отметить в протоколе отдельные моменты, они коротко излагают их в виде своего особого мнения.
Протоколы совместного заседания (и совместного расследования) составляются каждой стороной в двух экземплярах на своем государственном языке. Протоколы пишут секретари представителей с помощью переводчиков. Оба экземпляра должны быть идентичны. После проверки правильности записи на языках обеих сторон протокол подписывается всеми представителями сторон; подписи скрепляются печатями. Представители сторон обмениваются протоколами на своем языке (в одном экземпляре).
В протоколе указываются: порядковый номер, дата, название пункта, где проходило заседание (на чьей территории); лица, присутствовавшие на заседании (с указанием представительских должностей); вопросы, подлежащие рассмотрению.
Далее последовательно записывается содержание заявлений пограничных представителей. Первым записывается заявление пограничного комиссара или уполномоченного той стороны, по инициативе которой вопрос обсуждался. Затем записывается совместное решение пограничных представителей по каждому обсуждаемому вопросу. Если решение не достигнуто, записываются односторонние предложения пограничных представителей обеих сторон.
Если по соглашению сторон в протокол были внесены добавления, изменения или в тексте сделаны исправления, то в протоколе делаются соответствующие оговорки.
Инциденты, по поводу которых пограничные представители обеих сторон не пришли к соглашению, передаются на разрешение в дипломатическом порядке каждой стороной самостоятельно. При этом к делу приобщаются все материалы, в том числе и протокол совместного заседания, на котором обсуждался данный инцидент. В то же время международные договоры Российской Федерации с иностранными государствами по пограничным вопросам предусматривают, что передача вопроса на рассмотрение в дипломатическом порядке не исключает возможности его возвращения на разрешение пограничным представителям. Пограничные представители могут также приостановить рассмотрение инцидента, чтобы затем вновь вернуться к нему или ограничиться занесением мнений каждой стороны в протокол.
Совместные постановления пограничных представителей, исчерпывающие данный инцидент на границе, являются обязательными и окончательными и вступают в силу с момента подписания протокола по рассмотренному вопросу.
Пограничные представители обязаны в кратчайший срок сообщить друг другу о мерах по реализации решений, принятых на заседаниях или при встрече.