Практическое занятие № 02

Практическое занятие № 01

Тема: Определение объекта, предмета, цели и задач проекта.

Цель: формирование умений ставить цели и формулировать задачи гипотезы исследования, определять объект и предмет исследования.

 

Теоретические основы

После того, как сформулирована научная проблема, намечаются объект и предмет исследования.

Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания. Под объектом понимаются реальные факты, события, явления и процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию;

Предмет исследования являются свойства, характеристики, особенности, закономерности развития объекта, представляющие интерес для данного конкретного исследования.

Из объекта и предмета вытекают цель и задачи исследования.

Цель – описание окончательного результата, на который направлен определенный технологический процесс. Проекты могут иметь одну цель и много задач применительно к одной цели. Не путайте цели с задачами.

Формулировка и постановка целей лучше всего получается, если использовать принцип СМАРТ (SMART).

Система постановки целей по SMART – это легкий способ создания продуманных целей.

Концепция SMART целей:

Specific (конкретная): Цель должна быть конкретной, т.е. описывать, что именно необходимо достигнуть. Например, повысить успеваемость в школе.

Measurable (измеримая): Цель должна быть измерима, т.е. описывать в чем или в каких единицах можно будет измерить результат. Например, повысить успеваемость в школе на 3%.

Achievable (достижимая): Цель должна быть достижимая. Описывается за счет чего достигается цель и при каких условиях. Например, повысить успеваемость в школе на 3% за счет внедрения ФГОС.

Realistic (реалистичная): Цель должна быть реалистичной. Означает, что достижение целей финансово и технически возможно. Технические и человеческие ресурсы должны присутствовать в достаточном объеме.

Timely (ограниченная во времени): Реализация цели должна иметь реалистичную оценку реализации по времени. Указываются ограничение во времени, по истечении которого все задачи должны быть выполнены и цель достигнута.

Нередко задачи могут формулироваться примерно так: углубленное изучение теоретического материала по выбранной теме; обзор деятельности объекта исследования; анализ полученных данных; разработка выводов и рекомендаций.

Входной контроль: Прежде чем приступить к выполнению практической части работы, проверьте достаточность своего уровня теоретических знаний для этой работы. Письменно дайте ответы на теоретические вопросы, указывая номер вопроса и ответ, после чего проведите взаимопроверку.

1. Объект исследования – это…………………

2. Цель исследования выражает ………………

3. Предмет исследования является более конкретным элементом по сравнению с объектом и включает …………………………

Ход работы:

Задание 1. Прочитайте теоретические основы, найдите  в тексте ответы на вопросы и запишите их:

1)Как можно сформулировать понятие «цель»?

2)Какой способ можно использовать при постановке целей?

3)Какие требования к постановке целей предполагает способ SMART?

4)В чем заключается конкретность цели?

5)Как понять выражение «Цель должна быть достижима»?

6)Используя способ SMART, переформулируйте цель «создание абажура для настольной лампы» так, чтобы она соответствовала всем требованиям SMART.

7) Как можно сформулировать понятие «задача»?

8) Что определяют задачи проекта?

 

Задание 2. Используя алгоритм определения задач в тексте, представленном ниже, составьте задачи к цели:

3.1«Ознакомить целевые аудитории с преимуществами ассортимента бренда». Для составления задач можно использовать ключевые слова и фразы, приведенные ниже: разработать, выпустить, провести, изучить, каталоги, прайс-листы, мероприятия, целевую потребительскую группу, посвященные характеристикам и выгодам продукта.

3.2. «Содействовать дилерам в продвижении продуктов и бренда». Для составления задач можно использовать ключевые слова и фразы, приведенные ниже: организовать, провести, создать, презентацию, открытый семинар, (мастер-класс), потенциальных клиентов, наших дилеров, для дилеров, базу данных. Задач должно быть три.

 

Задание 3. Определить объект и предмет исследования, цель и задачи проекта по предложенным темам

 

Тема проекта
1. Исследование пищевых добавок в продуктах питания
2. Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду
3. Анализ рисков при занятии современными экстремальными видами спорта.
4. Изучение ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
5. Изучение явления компьютерной зависимости детей.
6. Анализ великих открытий в математике
7. Изучение влияния занятий спортом на развитие выносливости.
8. Изучение роли спорта в формировании лидерских качеств у подростков.
9. Изучение истоков и причин международной русофобии.
10. Анализ современного состояния и проблем института семьи и брака в РФ.
11. Изучение истоков и причин международной русофобии.
12. Влияние компьютерных технологий на речевое общение представителей молодого поколения
13. Изменение государства и права СССР в годы Великой Отечественной войны.
14. Развитие танкостроения от начала первой мировой войны и до наших дней
15. ««Математика в годы великой отечественной войны».
16. «Проблемы современной физики элементарных частиц. Коллайдер».
17. Современная массовая культура: достижение или деградация
18. Семья как ячейка общества
19. Современная молодежь: проблемы и перспективы
20. Происхождение человека: дискуссионные вопросы
21. Смутное время в России
22. Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
23. Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
24. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны.
25. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
26. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья

 

Выходной контроль:

1. На основании выбранной вами темы проекта и краткого обоснования актуальности темы сформулируйте проблему исследования. Обоснуйте соответствие ее формулировке теме и требованиям к формулировке проблемы.

2. Сформулируйте цель проекта и задачи, необходимые для реализации поставленной цели.

Практическое занятие № 02

Тема: Формулировка темы и составление плана проекта.

Цель: формирование умений  формулировать тему исследования и составлять план исследования

 

Теоретические основы

Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями общеобразовательных дисциплин. Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из представленных или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки.

Основным критерием при выборе темы служит ваш познавательный и практический интерес к учебной дисциплине или конкретной теме, над которой Вы уже работали раньше.

Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы, реже мероприятия, например, учебная экскурсия.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью. Результатом информационно-поискового проекта могут стать статьи, видео, публикации и т.д.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участника проекта. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Его результатом могут стать газеты, видеофильмы, звукозаписи, спектакли, программы действий, проекты закона, справочные материалы, раздаточные материалы по предмету, словари фразеологизмов, исторические атласы и т.п.

Тема - это краткая и четкая формулировка сути проблемы (или ее части), которую предполагается разрешить в исследовании.

Тема должна быть актуальной, отличаться новизной, направлять научный поиск в область жизненно важных, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки и практики. Актуальность и соответствие научно-практическим требованиям - серьезный критерий при выборе темы исследования.

Можно сформулировать определенные требования к выбору и формулированию темы научного исследования:

-актуальность (новизна, связь с жизнью общества, учет социальных потребностей в разрешении назревшего противоречия);

-конкретность (реальное существование объекта исследования, его предметная определенность, ясность, четкость и точность обозначения);

-проблемность (наличие в теме проблемного аспекта, заключающегося в необходимости найти способы и механизмы разрешения противоречия);

-определенность понятий (недопустимость употребления двусмысленных, многозначных и нечетких дефиниций);

-краткость (лаконичность формулировки темы в сочетании со смысловой емкостью).

Таким образом, суммируя вышеприведенные требования, подчеркнем: тема исследования должна отвечать следующим главным условиям:

1) в названии темы должна быть сформулирована проблема;

2) тема должна быть достаточно конкретной;

3) в названии темы должны присутствовать важнейшие категории, выражающие качественные характеристики проблемы.

Способы формулировки темы индивидуального проекта

Способ 1. Формулировка темы начинается со слов «Развитие…», «Исследование…», Формирование…», «Особенности…», «Воспитание…», после чего следует предмет исследования, связанный с объектом исследования при помощи слов «в ходе», «в», «в процессе» и др., например: «Развитие мыслительной активности студентов в ходе их групповой работы на занятиях», где предмет исследования – мыслительная активность студентов, объект исследования – групповая работа.

 

Способ 2. Формулировка темы при помощи гипотезы. Для формулировки такой темы необходимо указать способ, при помощи которого может быть достигнута поставленная цель, например: «Групповая работа, как способ развития мыслительной активности студентов», в которой гипотеза состоит в предположении, что в ходе групповой работы студентов развивается их мыслительная активность.

 

Способ 3 Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться. Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?»

 

Способ 4. Формулировка темы реферативной работы при помощи предмета и объекта исследования, которые связаны между собой при помощи слов «в», «в процессе», «в ходе» или при помощи употребления объекта исследования в Родительном падеже, например: «Мыслительная активность студентов в ходе групповой работы»

 

 

Способ 5. Формулировка темы при помощи вопроса, в котором содержится предмет и объект исследования. При этом при формулировании темы используются вопросительные слова «как», «зачем», «когда», «почему» и т.п. (напр., «Зачем история автомеханику?») или вопросительная форма предложения (напр., «Всегда ли учитель прав?»)

После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по его выполнению.

Процедура работы над проектом  представлена в пояснительной записке

 

Входной контроль: Прежде чем приступить к выполнению практической части работы, проверьте достаточность своего уровня теоретических знаний для этой работы. Письменно дайте ответы на теоретические вопросы, указывая номер вопроса и ответ, после чего проведите взаимопроверку.

1. Назовите основные требования, предъявляемые к теме исследования

2. Перечислите основные этапы работы над проектом.

 

Ход работы:

Задание 1. Изучите теоретические основы выбора темы исследования

Задание 2. Придумайте темы исследования по предложенным ниже проблемам, воспользовавшись одним из предложенных способов:

1. Предлагается узнать, какими мотивами руководствуются студенты при выборе тем учебных проектов.

2. Грипп является неконтролируемой инфекцией, поэтому важно знать пути профилактики этого заболевания.

3. Педагоги и студенты всегда рядом, но между ними часто возникают конфликты, из-за чего студенты могут иметь ряд проблем. Поэтому важно знать, что именно является основной причиной конфликтов.

4. Студенты в техникуме часто болеют. Так ли это, или отсутствие студентов на занятиях по причине болезни – часто лишь прикрытие для очередного прогула?

5. В современном мире интерес к Олимпийским играм велик. Многие страны борются за право проводить очередные Олимпийские игры у себя. Сейчас эта честь выпала России, очередные зимние Олимпийские игры пройдут в Сочи.

6. В связи со стремительным развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы человеческой деятельности возросло количество преступлений, направленных против информационной безопасности. Несмотря на принятые во многих странах законы по борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них.

7. Физическое воспитание это вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей. Нужно узнать, как влияют занятия физической культурой и спортом на развитие выносливости.

8. В настоящее время применение лазерных технологий в приборостроительном производстве чрезвычайно разнообразно. Такая обработка является одной из технологий, которые определяют современный уровень производства в промышленно-развитых странах. Нужно провести изучение того, как применяются лазерные технологии в различных отраслях экономики.

9. В современном мире чрезвычайно важное значение имеет что не все люди знают как правильно нужно действовать при ЧС техногенного характера. Зная данные правила, любая личность может помочь и себе, и другим людям. Поэтому нужно узнать, как себя правильно вести при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации

10. Необходимо изучить важность природы черных дыр и развеять самые заурядные мифы о черных дырах.

11. Существует огромное количество словарей. Нужно доказать, что среди них самым уникальным памятником русского языка и русской культуры стал «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

 

Задание 2.

1. Выбрать дисциплину, по которой будете создавать проекта.

2. Из предложенных тем преподавателем  выбрать заинтересовавшую вас тему.

3.Назови свое исследование, т.е. определи тему проекта при помощи методов, представленных в теоретических основах

5. Составь план работы для реализации своего исследовательского проекта.

Индивидуальный план выполнения проекта.

Этапы Виды деятельности Планируемая дата исполнения Дата фактически Подпись руководителя
Подготовка Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы      
Планирование Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ      

Процесс проектирования

Самостоятельная работа      
Оформления записки, плакатов и др.      

Итог

Достигнутый результат      
Оформление      
Защита        

 

Выходной контроль: Ответьте письменно на вопросы, указывая номер вопроса и правильный вариант ответа.

Задание № 1

Вопрос: Проект – это

Варианты ответа:

а) самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы

б) общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного

в) это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично

Задание № 2

Вопрос: Что является показателем исследовательского этапа проекта

Варианты ответа:

а) актуальность

б) тематика

в) исследование

Задание № 3

Вопрос: Практико – ориентированный проект - это:

Варианты ответа:

Варианты ответов

а) сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении

б) доказательство или опровержение гипотезы

в) решение практических задач заказчика проекта

 

Задание № 4

Вопрос: Продукт информационного проекта:

Варианты ответа:

а) статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

б) результат исследования, оформленный установленным образом

в) учебные пособия, инструкции, памятки, сборники задач, модели, рекомендации, сценарии мероприятия

 

Задание № 5

Вопрос: В чем состоит механизм связи между про­ектным продуктом и планом работы

Варианты ответа:

а) план работы - это распределение времени, необходимого для создания проектного продукта

б) план работы - это перечень всех основных этапов и более мелких шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту

план работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых для создания проектного продукта

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: