Композиторский стиль

Значение.

Глинка по праву считается основоположником русской классической музыки – это первый русский композитор мирового значения. Его творчество завершает процесс формирования русской классической композиторской школы: обобщает опыт предшественников и вместе с тем открывает новые пути русской музыки, занявшей в 19 веке одно из ведущих мест в европейской культуре.

В русской музыке Глинка – основоположник классической оперы и программной симфонической музыки.

Эпоха.

Гигант Пушкин, величайшая гордость наша
и самое полное выражение духовных сил России,
а рядом с ним волшебник Глинка.
М. Горький.

Композитора часто называют «Пушкиным русской музыки» потому что - как и на поэта, на него влияло общественное освободительское движение(1) (в том числе движение декабристов(2)), толчок которому дала Отечественная война 1812 года:

Ø подъём патриотических чувств и национально самосознания, вызванный победой над Наполеоном;

Ø определение долго человека в служении Родине и обществу;

Ø осознание героической роли народа в истории страны.

3. Жизнь М.И. Глинки.

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня по старому стилю) 1804 года, в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду и владела большим имением с оранжереями, прогулочными галереями и фонтанами. Жили на доходы от конного и кирпичного заводов. Отец, Иван Глинка, был отставным капитаном. Он женился на своей троюродной сестре, Евгении Глинке-Земельке. Брак был по любви: несмотря на возражения опекуна невесты, пара тайно обвенчалась в церкви.

Сразу после рождения маленького Мишеля забрала на воспитание бабушка: годом ранее скончался первенец Алексей, и она винила в смерти внука родителей. Композитор писал в «Записках М. И. Глинки»: «Я был ребенком слабого сложения <...> бабка моя, женщина преклонных лет часто хворала, поэтому в комнатах было, по крайней мере, не менее 20 градусов тепла по Реомюру. Несмотря на это, я не выходил из шубки; по ночам же и часто днем поили меня чаем со сливками со множеством сахару». Мальчик был слабым и сам себя прозвал «мимозой», в дальнейшем так его называли друзья. Бабушка баловала внука: Глинка практически не выходил на улицу, любил рисовать мелом прямо на полу и бить в медные тазы, подражая колокольному звону. За будущим композитором следила няня Авдотья Ивановна. Она часто пела русские народные песни и рассказывала сказки и былины.

В 1810 году бабушка скончалась, и шестилетнего Михаила Глинку забрали родители. Мать стала заниматься образованием сына: наняла француженку-гувернантку, которая учила читать и писать, и попросила знакомого архитектора позаниматься с ним рисованием. Глинка увлекся географией и книгами о путешествиях.

В 1812 году семье пришлось уехать из дома к родственникам в Орел - шла Отечественная война с Наполеоном Бонапартом и оставаться в Смоленской губернии было небезопасно. В свой дом Глинки вернулись через год. На месте старого полуразрушенного дома, отец решил построить новый - двухэтажный, с портиком(3) и колоннами. Тогда же в гостиной поставили фортепиано.

Отец Глинки любил шумные праздники. На его именины в дом приезжало много гостей, а сам праздник длился несколько дней. Музыкантов для домашнего бала просили у брата матери, Афанасия Глинки - он имел свой оркестр из крепостных крестьян. В один из вечеров Михаил Глинка услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля(4) с кларнетом, и решил научиться играть на инструментах.

О своем желании заниматься музыкой Михаил Глинка рассказал матери. В 1814 году крепостной из оркестра дяди стал давать ему уроки по игре на фортепиано и скрипке.

В декабре 1817 года Михаила Глинку отправили в Петербург - учиться в благородный пансион при Педагогическом Институте.

Пансион славился хорошим образованием: воспитанникам преподавали пять языков - латынь, немецкий, французский, английский, персидский, - арифметику и геометрию, географию и зоологию. Михаилу Глинке легко давалась алгебра: вскоре он стал репетитором и помогал с заданиями своим друзьям. Хуже всего удавались танцы и фехтование.

Позже Глинка выучил испанский и итальянский языки.

Занятия в пансионе Михаил Глинка совмещал с частными уроками музыки. Его преподавателем сначала был ирландский композитор Джон Филд(5), потом пианист Шарль Майер(6). Глинка учил теорию музыки и сольфеджио, а по выходным ходил на концерты или в оперу. Гувернер будущего композитора, поэт Вильгельм Кюхельбекер(7), разрешал играть на фортепиано в любое время и хвалил его импровизации. На старших курсах Кюхельбекер познакомил Глинку со своими друзьями: Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом.

В 1822 году Михаил Глинка выпустился из пансиона. Службу будущий композитор не нашел и через несколько месяцев отправился вместе с дядей на Кавказ. Он побывал в Пятигорске, Кисловодске и Назрани. Однако горный климат не пошел на пользу: Глинка заболел и решил вернуться в родное село. Все свое время там он проводил за роялем.

В Петербург Глинка вернулся лишь в 1824 году. Он устроился помощником секретаря в Главное управление путей сообщения. Служба отнимала у композитора пять-шесть часов в день, все остальное время он музицировал или проводил на светских вечерах. В это же время Михаил Глинка впервые попробовал сочинять музыку - его часто просили аккомпанировать на вечерах. Первый романс композитор написал на слова Константина Бахтурина - сына главы управления, где работал Глинка. Ноты не сохранились. В 1825 году Михаил Глинка обратился к творчеству известного поэта Евгения Баратынского и написал романс «Не искушай меня без нужды».

В декабре 1825 года Михаил Глинка был на Сенатской площади незадолго до восстания декабристов. Однако он покинул место еще до начала мятежа.

В конце декабря композитор уехал к родственникам в Смоленск. Для одной из племянниц, «миловидной девушки», он написал вариации к модному романсу «Да будет благословенна мать». Пьесу позже доработал учитель Глинки Шарль Мейер, он же отдал ее в печать - романс стал первым опубликованным произведением композитора. В 1825 году Глинка впервые сочинил музыку для хора: в доме одного из смоленских генералов ставили любительскую постановку о коронации Николая I.

Весною 1830 г. сильно расстроенное здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию. В промежутках между поездками, во время остановок в городах, возобновлялись музыкальные занятия, опыты в сочинении, неудачные попытки брать уроки теории (например, у миланского теоретика Базили), изредка завязывались мимолетные музыкальные знакомства (с Феликсом Мендельсоном (композитор написавший множество циклов «песен без слов»), Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (композитор), Доменико Гаэтано Мариа Доницетти и др.). Вообще говоря, пребывание в Италии не принесло ему особой пользы, но зато поставило ближе к вокальной музыке и научило искусству писать для голоса.

Он был хорошо знаком и дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным (поэт), Александром Сергеевичем Грибоедовым (писатель «Горе от ума»), Василием Андреевичем Жуковским (писатель, баллада «Светлана»), Александром Сергеевичем Даргомыжским (композитор), Милием Алексеевичем Балакиревым (композитор), Александр Николаевич Серовым (композитор), Владимиром Васильевичем Стасовым (музыкальным критиком).

В отличие от творческой, личная жизнь композитора не удалась. Его первый брак с Марией Петровной Ивановой оказался неудачным и распался. Он встретил другую женщину, Екатерину Ермолаевну Керн, дочь Анны Петровны Керн, той самой, которой А.С.Пушкин посвятил свои, ставшие знаменитыми, стихи. Однако отношения с Екатериной Ермолаевной тоже закончились разрывом.

В 1844 году Глинка снова уезжает за границу и 2 года живет в Испании, где собирает народные песни, изучает нравы и этой обычаи страны.

Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине.

В центре Смоленска, в одном из городских скверов, стоит памятник с надписью на постаменте: «Глинке-Россия». Памятник был воздвигнут на пожертвования населения и открыт в 1885 году. С дирижёрской палочкой в руке композитор как бы вслушивается в звуки музыки. Вокруг постамента – чугунная решётка, по которой разбросаны нотные знаки – 24 отрывка из произведений Глинки.

 

В Челябинске именем композитора назван Челябинский Государственный театр оперы и балета, расположенный на площади Ярославского где 20 июня 2004 года был установлен памятник композитору. Авторами скульптуры являются В. Авакян и Е. Александров. Композитор опирается левой рукой на гармонь, а правой на виолончель. Эти два инструмента являются символом всего творчества Глинке. Его заслуга в музыке состоит в том, что он соединил мотивы классической музыки с народными. Памятник имеет достаточно внушительные размеры: высота постамента составляет 3.5 метра и высечена из натурального, цельного уральского гранита. Сама же статуя имеет высоту 4.5 метра, отлита в бронзе и весит 6 тонн.

 




Творческое наследие.

· 2 оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»;

· Более 70 романсов и песен;

· Симфонические произведения: испанские увертюры(8) «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия»;

· Фортепианные произведения: вариации, ноктюрны, вальсы, мазурки и др.

· Инструментальные ансамбли: «Патетическое трио», «Большой секстет».

Композиторский стиль.

В творчестве Глинки органично сочетаются черты различных стилей:

v Национальные истоки творчества:

Живя за границей, я всё более и более
убеждаюсь в том, что я душой русский и
 мне трудно подделываться под чужой лад.
М.И. Глинка.

Тематика творчества - быт русского народа, его богатырские легенды и роль в отечественной истории (не в комических, а в героических сюжетах).

Широкое использование национальных жанров русской песни: былина, лирическая, протяжная и др. Им свойственны распевность, переменные лады.

v Черты классицизма(9):

Важное условие красоты – соразмерности
частей для составления стройного целого.
М.И. Глинка

Стремление воплощать идеальные образы героев, ставящих общие интересы выше личных.

Тяготение к возвышенному слогу (героические и трагедийные образы проникнуты величественным пафосом).

Ясность, прозрачность и отчетливость музыкального языка.

Прослушайте произведение №1 –Людвиг ван Бетховен, реквием.

v Черты романтизма(10):

{Я в молодости} был парень романтического
устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления.
М.И. Глинка

В наименьшей степени – настроения туманной мечтательности и тоски из-за неудовлетворенности жизнью.

Интерес к изображению народного быта с его неповторимой национальной окраской, природы, исторической старины и легенд, далёких стран и т.п.

Острота контрастов в гармонии, оркестровке, щедрость звуковой палитры.

Прослушайте произведение №2 – Феликс Мендельсон – Свадебный вальс.

v Черты реализма(11):

Звуки тогда естественны, когда они
верно выражают идею или чувства композитора.
М.И. Глинка.

Стремление раскрыть сущность происходящих событий или переживаний героя – не воплощение героем определённой идеи (как в классицизме), и не подчёркивание индивидуальных черт (как в романтизме), а реализация каждой мысли в конкретных образах.

Разносторонний. Многоплановый подход к показу явлений и героев.










Выводы.

Он все. Жизнью своею оправдал слова,
сказанные ещё ребёнком: «Музыка – душа моя».
Он вложил всю свою жизнь в страницы
своих сочинений, он влил в звуки своей
музыки всю кровь сердца своего.
В.В. Стасов

Новаторство Глинки затрагивает все направления развития русской музыки:

ü Наметил основные пути развития русской оперы: историко-патриотической («Жизнь за царя») и сказочно-эпической («Руслан и Людмила»).

ü Стал основоположником русской симфонической музыки – на основе русского фольклора и тематизма других народов

ü Открыл миру «русский Восток» (романс «Не пой красавица при мне», персидский хор из 3 действия и танцы из 5 действия «Руслан и Людмила») – эту традицию продолжат Балакирев, Бородин и Римский-Корсаков

ü Поднял на новый художественный уровень романсы.

                            

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: