Жанры изобразительного искусства

 

Жанр – это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник.

Жанры прежде всего различаются по предмету изображения:

 

ПЕЙЗАЖ – главным содержанием картины является природа. В изображениях природы выражается мировоззрение художника и его эпохи, национальные, исторически обусловленные особенности восприятия природного мира.

«Пейзаж» (фр.) – «природа». Важным моментом является избранный художником или сочиненный природой мотив, который становиться как бы «героем» произведения. Отдельные фигурки людей или животных, небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и являются стаффажем, т.е. средством дополнения и оживления пейзажа.

Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в средневековом Китае еще в VI веке. Китайские пейзажи очень одухотворены и поэтичны. Они вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. «Речной пейзаж» Дунь Юаня, X век. В Европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складывается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Тициан, А. Монтень, Джорджоне). В XVII веке в искусстве классицизма оформились принципы идеального пейзажа, в котором главное место занял образ природы, подчиненной законами разумного устройств мироздания. В пейзажах художников барокко воспевается стихийная мощь природы «Возчики камней» П.П. Рубенса 1620 г.

ХГХ век – И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), И.И. Левитан («Март», «Весна, большая вода»), XX век - Н.П. Крымов, А.В. Куприн, А.А. Рылов.

 

НАТЮРМОРТ (нем.) – «тихая жизнь», (фр.) «мертвая натура». В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи -предметы быта, снедь, цветы, плоды. Возник этот жанр в XVII века в Голландии и Испании. Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном – вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине и кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться (Пименов «Ожидание»).

В ином типе Натюрморт — вещи изображаются как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о себе, предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, ощупать фактуру и предметные качества. Такого рода Натюрморты раскрывают своеобразие человеческого вкуса, восприятие мира и отношения к нему. Композиция здесь «выставочная», декоративно организованная и строго продуманная (И.И. Машков «Снедь московская: хлебы» №16-1924 г.).

Мир вещей в Натюрморте призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества

По содержанию натюрморт бывает:

· Цветочный  

· Со снедью

· Бытовые вещи

· Охотничьи трофеи

 

ПОРТРЕТ – произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (модели) черты.

Портрет – (фр.) «воспроизводить что-либо черта в черту». Передачей внешнего сходства не ограничивается замысел художника. В образе можно создать собирательный тип нескольких людей. Наряду с внешним сходством в облике человека должны отражаться его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которой он жил. В портрете заложено внешнее отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток.

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий: Древний Египет, Древняя Греция. В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили религиозно - мифические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения.

Настоящий расцвет в эпоху Возрождения - Тициан запечатлел множество своих современников (Италия).

В XVII веке в Европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет, где отражается бытность и мир, в противоположность портрету народному, официальному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых.

С начала ХУШ в портрет - жанр активного развития в русском искусстве (Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской»).

В первой половине XIX в. – главный герой – романтическая личность, разнообразная в своих проявлениях (О.А. Кипренский, портрет гусара Е.В. Давыдова 1809 г.), (К.П. Брюллов, автопортрет).

Конец XIX в. – передвижники, демократическое обновление русского искусства, становление реализма.

Широко и многопланово развивается советский портрет.

По содержанию Портрет бывает:

· Исторический

· групповой или народный

· детский

· сатирический

· в живописи:

· камерный

· современный

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ картина отражает события жизни.

Сюжетность – изначальное свойство изобразительного искусства. Уже первобытное искусство было сюжетным, наполненным изображениями действий людей (труда, войны, охоты и т.д.). Сюжетные картиныпередают процесс действия через один момент, но такой, из которого вытекают все действия в целом, в том числе и то, что предшествует изображенному моменту и что последует за ним. («Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Не ждали» И.Е. Репина, «Допрос коммуниста» Б.В. Иогансона).

Сюжетная картиназанимает в современной живописи место «первого среди равных».

 

В свою очередь каждый из жанров имеет свои внутренние подразделения – жанровые разновидности, которые тоже иногда называются жанровыми.

Пейзаж – сельский, городской, индустриальный, маринистика, архитектурный.

Натюрморт - цветочный, со снедью, с бытовыми вещами...

Портрет- народный, интимный, групповой…

Сюжетно-тематическая картина – историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер.

Нередко в одном произведении искусства сочетаются черты нескольких жанров. Перечисленные жанры характерны и для графики.

Графика – (греч.) «пишу», «черчу», «рисую». Это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, белым является сама бумага, а черным - карандаш, уголь и др.

Основным видом графики является гравюра (на дереве, металле, камне) – книжная иллюстрация.

 

Вопросы

1. Что означает слово «жанр»? Что предшествовало возникновению жанров?

2. Дать пояснение к слову «пейзаж» и привести примеры картин известных художников.

3. Через изображение вещей, окружающих человека, художник отражает характерные черты владельца, приметы жизни. Какой это жанр живописи?

4. История возникновения жанра «портрет», его многообразие.

5. Какой жанр в современной живописи занимает место «первого среди равных»?                                                                                      Домашнее задание: подготовить рассказ о конкретном жанре изобразительного искусства с демонстрацией известных картин популярных художников.

Написать сочинение по представленному педагогом художественному произведению известного художника с применением всех разделов данного методического издания. Зачитать перед аудиторией сочинение – это дает возможность почувствовать себя экскурсоводом в художественном музее.

Приложения

Творческие задания

Раздел «Цветоведение»:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: