ТЕМА: Ориентирование на местности без карты

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия об ориентирование на местности без карты. Научить способам определения сторон горизонта. Воспитывать инициативу и находчивость.

  УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Понятие об ориентировании;

2) Способы определения сторон горизонта;

3) Доклад о своём местонахождении.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Заранее выбранный участок местности вблизи школы с хорошим круговым обзором.

МЕТОД: Практический показ приёмов и действий с использованием наглядных пособий. Объяснение и отработка практических действий по ориентированию.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Компас, макет циферблата часов со стрелками, плакат «Ориентирование на местности без карты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Время Учебные вопросы

Вводная часть

10 минут Рапорт дежурного, проверяет внешний вид. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Новый материал

1-й вопрос 15 минут Военная топография— специальная военная дисциплина. Она рассматривает способы изучения местности, ориен­тирование на ней и другие вопросы, связанные с оценкой местности и ее особенностей для ведения боевых действий войск, дает навыки использования топографических карт при выполнении различных боевых задач. Ориентироваться на местности —это значит найти направление на стороны горизонта (стороны света) — север, юг, запад, восток; определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов, форм рельефа; найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути. Ориентираминазываются хорошо заметные местные предметы и элементы рельефа, относительно которых определяют местоположение, направление движения и указывают положение целей и объектов. Ориентир должен резко отличаться от других элементов местности, находя­щихся вблизи него, формой, размерами или окраской, чтобы он бросался в глаза при первом взгляде на местность.
2-й вопрос 15 минут Способы определения сторон горизонта. Стороны горизонта на местности определяются по компасу, небесным светилам и местным признакам. Наиболее распространен способ определения сторон горизонта с помощью компаса. В Вооруженных Силах Республики Казахстан широко применяется компас Адрианова. В корпусе компаса помещено кольцо со 120 делениями (лимб), на котором нанесены два ряда цифр. Один ряд цифр, находящийся непосредственно над делениями, дан в градусной мере по ходу часовой стрелки; другой ряд цифр против хода часовой стрелки означает деления угломера. Вверху корпуса укреплена вращающаяся вокруг лимба крышка с прорезью и мушкой для визирования в любом направлении, причем мушка всегда направляется в сторону наблюдаемого предмета. При определении сторон гори­зонта следует отпустить тормоз, установить компас горизонтально и поворачивать его так, чтобы север­ный конец магнитной стрелки ока­зался против нулевого деления шкалы. В этом положении компаса буквы "В", "Ю", "3" укажут направ­ления на восток, юг и запад, а нулевое деление шкалы — направ­ление на север. Стороны горизонта по Солнцуопределяются наиболее быстро, но результат получается приближенный. Солнце бывает около 7 ч утра на востоке (тени от предмета направлены на запад), в 13ч — на юге (тени самые короткие и направлены на север), около 19 ч — на западе (тени направлены на восток). По Солнцу с помощью часовстороны горизонта определяются в любое время дня следующим образом. Часы устанавливаются горизонтально так, чтобы часовая стрелка своим острием была направлена в сторону Солнца (минутная стрелка не учитывается). Прямая, разделяющая пополам угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 циферблата, укажет направление на юг. При этом надо помнить правило: до полудня — делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 ч, а после полудня — дугу, которую она прошла после 13 ч. Зная направление на юг, легко определить другие стороны горизонта. Ночью при ясном небе стороны горизонта определяются по Полярной звезде,которая всегда находится на севере. Ее легко находят по созвездию Большой Медведицы. Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звезды а и /3 указанного созвездия; отмечают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими двумя звездами; в конце расстояния видна По­лярная звезда. Если в облачную ночь не удается отыскать Полярную звезду, но видна Луна,то стороны горизонта определяются по ней. Этот способ менее точен. Наиболее просто стороны горизонта определяются в полнолуние, когда виден весь диск Луны. В этой фазе Луна находится против Солнца. Это значит, что в 1 ч ночи она бывает на юге, в 7 ч — на западе, в 19 ч — на востоке. Приближенно стороны горизонта определяются по следую­щим наиболее часто встречающимся местным признакам. Кора на многих деревьях грубее на северной стороне и тоньше, эластичнее (у березы — светлее) — на южной. Мох и лишайники покрывают стволы деревьев и камни с северной стороны. В жаркую погоду на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны. Муравей­ники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов. Южный скат муравейников более пологий, чем северный. Ягоды и фрукты раньше зреют с южной стороны. Снег быстрее подтаивает на южных склонах (в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины — "шипы", ориентированные на юг). Алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные их входы расположены с западной стороны.
3-й вопрос 5 минут После выполнения практических действий по ориентированию на местности без карты учащиеся готовят доклад о своём местонахождении. Преподаватель – организатор НВП должен обратить внимание обучаемых на то, что определение своего местонахождения на местности входит в понятие ориентирования, и изложить им примерную форму доклада, например: «Я нахожусь на высоте «Малая», север – в направлении на смотровую вышку, юг – на мачту линии электро передач, восток – на отдельно стоящее дерево, запад – на опушку леса. В 1км на северо-восток проходит автомобильная дорога, в 500 м на юго-запад труба котельной и т. д.». Заслушав доклады учащихся, руководитель занятия определяет, как учащиеся усвоили способы ориентирования на местности, в случае необходимости дополнительно объясняет непонятные вопросы и переходит к заключительной части занятия.

Заключительная часть

5 минут Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

                                                                                                           

 

                                                                                                        Руководитель занятия: _______________

                                                                                                                        (подпись, дата)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: