Практическое занятие 16. Современные виды и формы организации учебной деятельности (2 ч)

Вопросы и задания:

1. Виды организации учебной деятельности. Их историческое развитие.

2. Формы организации учебной деятельности. Классификация форм организации обучения.

3. Современное видение организации процесса обучения. Что такое архитектура процесса обучения, педагогический дизайн среды обучения?

4. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут».

1. Ознакомьтесь с фрагментом образовательной программы школы, в котором охарактеризованы возможности, предоставляемые школой для построения учеником индивидуального образовательного маршрута. (Педагогика: учеб.для студ. бакалавриата / под ред. А. П. Тряпицыной. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2014. - 304 с. - (Стандарт третьего поколения) (Учебник для вузов).

- Из чего складывается образовательный маршрут ученика?

- Обоснуйте, какие условия могут быть созданы в школе для построения учениками индивидуальных образовательных маршрутов.

- Вспомните, какие возможности для построения индивидуального образовательного маршрута были созданы в той школе, которую вы окончили.

- Составьте схему своего индивидуального образовательного маршрута, когда вы были учеником школы.

Основная литература:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. Педагогика и психология / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2007. – 430 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш пед. учеб. заведений: в 2-х кн. /И.П. Подласый. – М.: Просвещение. – ВЛАДОС, 2002. – 567 с.

Практическое занятие 17. Методы обучения (2 ч)

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятиям метод обучения и методический прием.

2. Покажите, что методы обучения не тождественны принципам обучения.

3. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.

4. Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.

5. Какие условия определяют выбор методов обучения? Перечислите их. Приведите примеры.

6. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный. Как связано применение средств обучения с приемами организации обучения? 

7. Раскройте содержание и дидактический смысл понятия «прием обучения». Как связаны между собой приемы обучения, педагогическая техника, педагогическое действие?

Задание подгруппам

Составьте перечень наиболее эффективных, на ваш взгляд, педагогических и дидактических приемов, обоснуйте список и продемонстрируйте группе один или несколько приемов, которые можно рекомендовать учителю-практику для применения на различных этапах урока для решения различных дидактических задач.  

Творческое задание (индивидуально)

Возьмите интервью у одного из опытных учителей и назовите приемы, которые он считает эффективными в процессе совместной познавательной деятельности.

Основная литература:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. Педагогика и психология / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2007. – 430 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш пед. учеб. заведений: в 2-х кн. /И.П. Подласый. – М.: Просвещение. – ВЛАДОС, 2002. – 567 с.

 

Практическое занятие 18. Современные подходы и концепции воспитания (2 ч)

План занятия

Вводная часть занятия проводится в форме семинара по основным категориям темы (закономерности и принципы воспитания, воспитательная концепция педагога).

Основная частьзанятия проводится в форме деловой игры-защиты.

Как известно, деловые игры отличаются направленностью на решение содержательной задачи. В данном случае в результате занятия у каждого студента должна сложиться основа своей личной профессионально-педагогической концепции. В коллективной деятельности участники игры учатся также процессу выработки и анализа концепции.

I этап. Организационный

Группа разбивается на четыре равные части - команды. Участники рассаживаются вокруг столов в разных концах аудитории. Один стол - для пресс-центра. За ним - по одному представителю, выделяемому от каждой команды. Участникам игры сообщается ход игры и правила.

II этап. Групповая работа

В каждой команде участники по очереди раскрывают свою профессионально-педагогическую концепцию. Все вместе выбирают наиболее соответствующую критериям (краткость, логичность, завершенность, обоснованность, конкретность, доступность). Затем помогают автору доработать её для дальнейшей защиты.

Пресс-центр в это время разрабатывает критерии для оценки и анализа предлагаемых концепций с точки зрения их использования в практической деятельности учителя, классного руководителя (требования к содержанию концепции и форме ее изложения).

III этап. Защита

Каждая команда выполняет одну из ролей.

Выступающий - представитель команды излагает доработанную на предыдущем этапе концепцию (до 5 мин.)

Оппонент - представитель следующей команды начинает говорить сразу же после выступающего, выделяя слабые места в предложенном варианте, критикуя его (ровно 2 мин.).

Защитник - аргументированно отвергает критику оппонента и выделяет наиболее выигрышные места в предложенном варианте (ровно 2 мин.).

Эксперты - последняя команда подводит итог обсуждению предложенного варианта, сопоставляя различные точки зрения (ровно 1 мин.).

Поскольку времени на подготовку выступлений оппонентов, защитников и экспертов не отводится, следует еще до начала выступления с проектом концепции в каждой команде определить основного выступающего. При затруднении ему на помощь приходят другие члены его команды. При этом жесткое правило: оппоненты только критикуют, защитники только хвалят, а эксперты выдают заключение на основе высказанных ранее мнений, а не свое собственное.

В представление группы входят выступление (до 3 мин.) и ответы на вопросы (до 2 мин.). Каждая группа имеет право на один вопрос выступающим. Оппоненты, защитники и эксперты обязаны полностью использовать свой регламент: выступать не дольше и не короче.

Далее команды меняются ролями. И так четыре раза, пока каждая команда не побывает поочередно в каждой из четырех ролей.

Пресс-центр в ходе игры отбирает ценные идеи и готовит заключение по итогам игры.

IV этап. Подведение итогов

Слово для заключения предоставляется пресс-центру. Затем своими соображениями делится преподаватель.

Заключительная часть занятия проводится в форме свободной дискуссии, в ходе которой выявляются методика выработки личной профессионально-педагогической концепции, а также методика проведения игры-защиты. Для этого следует ответить на вопросы: как шли к получению результата? насколько оптимален этот результат? как провести подобную коллективную работу с учениками в школе?

Литература

1. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М.Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков.–М.: 2007. С.207–212.

2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. вузов / Н. Ф. Голованова. - М.: Академия, 2011. - 238, [2] с.

3. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: 2004. С.279–282.

 

Практическое занятие 19. Методы, формы и средства воспитания  (2 ч. в интерактивной форме)

Вопросы и задания:

1. Что понимается под методом как педагогическим термином? Какие существуют точки зрения на толкование категории «метод» в педагогике? В чем их сходство и различие?

2. Когда метод воспитания превращается в форму, при каких условиях форма становится методом? Приведите примеры

3. Методы формирования сознания личности.

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Проанализируйте терминологически известную фразу «Ремень — не метод воспитания, а средство убеждения!»

6. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Литература

1. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М.Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков.–М.: 2007. С.207–212.

2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. вузов / Н. Ф. Голованова. - М.: Академия, 2011. - 238, [2] с.

3. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: 2004. С.279–282.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: