Акцент на матери и отношениях с ней как самых глубоких и обусловленных инстинктом; сепарация со временем.
Три аспекта отношений ребенка и матери: 1. в течение всего периода взросления имеет место регрессия (не только к матери, удовлетворяющей потребности, но и к архетипу матери – ядру женственности, вторая регрессия способна трансформировать;
2. отделение от матери — это борьба (запрограммированное желание сепарироваться от матери и инфантильное стремление остаться с ней «мать становится, с одной стороны, высшей целью, а с другой стороны — самой страшной опасностью» - сущность стремления героя «одна часть хочет расти вовне и дальше (инстинкт жизни), а другая — хочет вернуться к истокам для обретения силы (инстинкт смерти).» Смерть возвращает мир к исходному состоянию (поэтому стремление бессознательного к регрессии опасно).
3. кормление имеет первостепенное значение (в отличии от Фрейда считал, что не относится к сексуальности) Но секс и кормление влияют друг на друга – расстройства в сексе часто связаны с нарушениями кормления: оба процесса – контакт и близость, проникновение; вызывают возбуждение – разрядку.
|
|
Происходит активизация того полюса архетипа, которая подкрепляется личным опытом (негативные взаимоотношения с матерью – образ «плохой» матери)
Механизмы в младенчестве:
1. «расщепление, которое обычно рассматривается в клейнианском психоанализе как ранняя защита, предполагающая контроль над объектом с помощью расщепления его на хороший и плохой частичные объекты»
2. «Примитивная идентичность» « априорное сходство, основанное на исходной недифференцированности субъекта и объекту» - мистическое соучастие. «часть личности проецируется на объект, и тогда объект воспринимается так, как если бы он был проецируемым содержанием» «Они позволяют субъекту контролировать объект или по крайней мере поддерживать иллюзию контроля с помощью определения внешнего объекта или "окрашивания" его в соответствии с внутренним пониманием субъекта.»
3. Дифференциация (отделение частей от целого) «Предифференциация предполагает нормальный аспект раннего развития; недифференциация — это скорее психопатологическая категория»
4. Психосоматическая схема «связывает физиологическое взросление и психологический символизм» «…в течение детства либидо постепенно движется к сексуальной форме… Постепенно "потирающая, поглаживающая, подергивающая, потягивающая" рука достигает гениталий и происходит мастурбация. Ключевым элементом для нас в этом описании является то, как более поздний ритм движений руки считается символизирующим более ранний ритм сосания.»
|
|
«…области, в которых вклад Юнга в теории развития личности в детстве значителен. Это:
- акцент на матери;
- описание ранних психологических механизмов;
- теория доэдипова либидо;
- дифференциация;
- психосоматическая схема;
- теория формирования эго;
- символы»
«Фордхам и Нойманн противостоят друг другу как представители Школы Развития и Классической Школы соответственно»
Ранние состояния
Ф. (развитие из наблюдений за детьми)Первичная самость, содержащая способность к индивидуации, потенциалы пчихофиологического развития и фрагментированное эго. Рост –чередование деинтеграции и реинтеграции.
Ребенок рассматривается отдельным активным субъектом. Адаптация врожденна – способ влиять и управлять миром.
Н .(развитие с т.зрения ребенка) «Второе психологическое рождение» к году. Ранние состояния – «внеутробные эмбриональные фазы» Ребенок – часть матери, мать – Самость ребенка. Эго ребенка в пассивной форме. «Уроборос вызывает особую форму регрессии, сходную со стремлением к бессознательному с одной стороны, и с другой стороны, с желанием слиться с творческой матерью»
Отношения матери и младенца
Ф. Мать не всемогуща. Достаточно хорошая мать для успешного развития. Способность контейнировать – мать вбирает мысли и чувства ребенка, перерабатывает и возвращает ему в удобноваримой форме. «Контейнирование также выражено во взглядах матери, ее речи и в ее присутствии в целом» Мать и ребенок взаимо влияют друг на друга (не симбиоз).
Н. «Первичные отношения» - полная зависимость ребенка от матери. «Мать рассматривается как "хорошая Великая Мать ", которая содержит, кормит, защищает и согревает ребенка.» - инстинктивная мать. Первый год безликая, архетипическая. Я-ты устанавливаются только к концу первого года (мать становится личностью в глазах ребенка). Регулирует развитие ребенка только мать. Т.е. у ребенка пассивная функция. Тем не менее может стимулировать мать внешними проявлениями.
Процесс взросления
Ф. Рост –чередование реинтеграции и деинтеграции (соотнесение с процессом дыхания)– архетипические элементы сталкиваются с окружающей средой – в результате истинный внутренний объект. Реинтеграция во сне, сонном состоянии, « время, когда он ассимилирует и перваривает возбуждающие деинтегративные процессы. Он отрицательно реагирует на вторжение.» Включение отца – от двухличностного к трехличностному функционированию – треугольнику.
Н. Ураборическая стадия – матриархальная (формируется эго) – патриархальная (идя анимуса). «между образами матери и отца сразу возникает напряжение. Он проводит различие между "маскулинными" атрибутами (сознание, деятельность, движение, агрессивность, разрушительность, проникновение) и "фемининными" (бессознательное, защита, укрытие, заглатывание), но оставляет место для того, чтобы эти атрибуты смешивались в фигурах реальных родителей.»
Психопатология
«Ф. делает акцент на том, в какой степени ребенок может вынести неизбежное столкновение, между архетипическим ожиданием и реальным внешним миром.» Доля трения обуславливает развитие сознания. Если напряжение чрезмерно, ребенок не может справится с внешними потребностями или внутренними импульсами- расщепление – 1. слабое эго, 2. нарциссические защиты.
Н. Неспособность вынести отрицательные переживания (преждевременное разрушение защиты уроборической или материнской ст., разрушение первичных отношений матери и ребенка - эго не готово)- 1.«Расстроенное эго остается постоянно зависимым и резко требует удовлетворения своих потребностей, которые рассматриваются человеком как нечто большее, чем они есть на самом деле» 2. Агрессия, сопутствующая вина.
|
|
«Вместе взятые, модели Фордхама и Нойманна позволяют нам говорить о "юнгианском" подходе к развитию в раннем возрасте, при важных различиях во мнениях, которые проявляют себя в Школах.»
Отец по Юнгу:
— отец как противоположность матери, воплощающий другие ценности и атрибуты;
— отец как "животворящий дух, как представитель духовного принципа и как личностное соответствие Бога-отца;
— отец как персона — модель для сына;
— отец как то, от чего сын должен дифференцироваться;
— отец как первая любовь и образ анимуса для дочери;
— отец как он проявляется в аналитическом переносе.
«Селигман (1982) "отсутствующий отец" («отсутствующий муж» - войны). Она имеет в виду отца, который воспринимается как недоступный и матерью, и ребенком. Она задается вопросом, исключен ли отец (дети могут отыгрывать суррогатное отцовское поведение) или он исключает себя сам. Отца может исключить женщина, находящаяся во власти андрогенной фантазии, которая стремится отрицать роль мужского "другого" в рождении ребенка или, как полагает Селигман, мать и ребенок могут работать вместе, чтобы продлить свою близость и отложить сложности эдипова треугольника, тем самым исключая отца.»
«Дикманн различает три уровня авторитета: основанный на насилии и власти, репутации и престиже, на знании и мудрости. В семейной жизни отец использует все три для того, чтобы раскрыть инстинктивно заложенное в ребенке.»
«Отец — первый представитель маскулинности и первый значимый другой, отличный от матери. Поэтому он обеспечивает социальное функционирование. Кроме того, он жизненно важен для формирования половой идентичности и принадлежности поколению.»
Отношения с отцом важны для девочки.Нарушения приводят: 1.женщина может либо стремиться стать авторитетом, 2. обратить мужчину в авторитет отца для нее самой и служить ему.