Вклад Юнга в психологию развития

Акцент на матери и отношениях с ней как самых глубоких и обусловленных инстинктом; сепарация со временем.

Три аспекта отношений ребенка и матери: 1. в течение всего периода взросления имеет место регрессия (не только к матери, удовлетворяющей потребности, но и к архетипу матери – ядру женственности, вторая регрессия способна трансформировать;

2. отделение от матери — это борьба (запрограммированное желание сепарироваться от матери и инфантильное стремление остаться с ней «мать становится, с одной стороны, высшей целью, а с другой стороны — самой страшной опасностью» - сущность стремления героя «одна часть хочет расти вовне и дальше (инстинкт жизни), а другая — хочет вернуться к истокам для обретения силы (инстинкт смерти) Смерть возвращает мир к исходному состоянию (поэтому стремление бессознательного к регрессии опасно).

3. кормление имеет первостепенное зна­чение (в отличии от Фрейда считал, что не относится к сексуальности) Но секс и кормление влияют друг на друга – расстройства в сексе часто связаны с нарушениями кормления: оба процесса – контакт и близость, проникновение; вызывают возбуждение – разрядку.

Происходит активизация того полюса архетипа, которая подкрепляется личным опытом (негативные взаимоотношения с матерью – образ «плохой» матери)

Механизмы в младенчестве:

1. «расщепление, которое обычно рас­сматривается в клейнианском психоанализе как ранняя защита, предполагающая контроль над объектом с помощью расщепления его на хороший и плохой частичные объекты»

2. «Примитивная идентичность» « априорное сходство, основанное на исходной недифференцированности субъекта и объекту» - мистическое соучастие. «часть личности проеци­руется на объект, и тогда объект воспринимается так, как если бы он был проецируемым содержанием» «Они позволяют субъекту контролировать объект или по крайней мере поддерживать иллюзию контроля с помо­щью определения внешнего объекта или "окрашивания" его в соответствии с внутренним пониманием субъекта.»

3. Дифференциация (отделение частей от целого) «Предифференциация предполагает нормальный аспект раннего развития; недифференциация — это скорее психопатологическая категория»

4. Психосоматическая схема «связывает физио­логическое взросление и психологический символизм» «…в течение детства либидо постепенно движется к сексуальной фор­ме… Постепенно "потирающая, поглаживающая, подергивающая, по­тягивающая" рука достигает гениталий и происходит мастурба­ция. Ключевым элементом для нас в этом описании является то, как более поздний ритм движений руки считается символизи­рующим более ранний ритм сосания.»

«…области, в которых вклад Юнга в теории развития личности в детстве значителен. Это:

- акцент на матери;

- описание ранних психологических механизмов;

- теория доэдипова либидо;

- дифференциация;

- психосоматическая схема;

- теория формирования эго;

- символы»

«Фордхам и Нойманн противостоят друг другу как представители Школы Развития и Классической Школы соответственно»

Ранние состояния

Ф. (развитие из наблюдений за детьми)Первичная самость, содержащая способность к индивидуации, потенциалы пчихофиологического развития и фрагментированное эго. Рост –чередование деинтеграции и реинтеграции.

Ребенок рассматривается отдельным активным субъектом. Адаптация врожденна – способ влиять и управлять миром.

Н .(развитие с т.зрения ребенка) «Второе психологическое рождение» к году. Ранние состояния – «внеутробные эмбриональные фазы» Ребенок – часть матери, мать – Самость ребенка. Эго ребенка в пассивной форме. «Уроборос вызывает особую форму регрессии, сходную со стрем­лением к бессознательному с одной стороны, и с другой стороны, с желанием слиться с творческой матерью»

Отношения матери и младенца

Ф. Мать не всемогуща. Достаточно хорошая мать для успешного развития. Способность контейнировать – мать вбирает мысли и чувства ребенка, перерабатывает и возвращает ему в удобноваримой форме. «Контейнирование также выражено во взглядах матери, ее речи и в ее при­сутствии в целом» Мать и ребенок взаимо влияют друг на друга (не симбиоз).

Н. «Первичные отношения» - полная зависимость ребенка от матери. «Мать рассматривается как "хорошая Великая Мать ", которая содержит, кормит, защищает и согревает ребен­ка.» - инстинктивная мать. Первый год безликая, архетипическая. Я-ты устанавливаются только к концу первого года (мать становится личностью в глазах ребенка). Регулирует развитие ребенка только мать. Т.е. у ребенка пассивная функция. Тем не менее может стимулировать мать внешними проявлениями.

Процесс взросления

Ф. Рост –чередование реинтеграции и деинтеграции (соотнесение с процессом дыхания)– архетипические элементы сталкиваются с окружающей средой – в результате истинный внутренний объект. Реинтеграция во сне, сонном состоянии, « время, когда он ассимилирует и перваривает возбу­ждающие деинтегративные процессы. Он отрицательно реагирует на вторжение.» Включение отца – от двухличностного к трехличностному функционированию – треугольнику.

Н. Ураборическая стадия – матриархальная (формируется эго) – патриархальная (идя анимуса). «между образами матери и отца сразу возника­ет напряжение. Он проводит различие между "маскулин­ными" атрибутами (сознание, деятельность, движение, аг­рессивность, разрушитель­ность, проникновение) и "фемининными" (бессозна­тельное, защита, укрытие, заглатывание), но оставляет место для того, чтобы эти ат­рибуты смешивались в фигурах реальных родителей.»

Психопатология

«Ф. делает акцент на том, в какой степени ребенок мо­жет вынести неизбежное столкновение, между архетипическим ожиданием и реаль­ным внешним миром.» Доля трения обуславливает развитие сознания. Если напряжение чрезмерно, ребенок не может справится с внешними потребностями или внутренними импульсами- расщепление – 1. слабое эго, 2. нарциссические защиты.

Н. Неспособность вынести отрицательные переживания (преждевременное разрушение защиты уроборической или материнской ст., разрушение первичных отношений матери и ребенка - эго не готово)- 1.«Расстроен­ное эго остается постоянно зависимым и резко требует удовлетворения своих потреб­ностей, которые рассматрива­ются человеком как нечто большее, чем они есть на са­мом деле» 2. Агрессия, сопутствующая вина.

«Вместе взятые, модели Фордхама и Нойманна позволяют нам говорить о "юнгианском" подходе к развитию в раннем возрасте, при важных различиях во мнениях, которые проявляют себя в Школах.»

Отец по Юнгу:

— отец как противоположность матери, воплощающий дру­гие ценности и атрибуты;

— отец как "животворящий дух, как представитель духовного принципа и как личностное соответст­вие Бога-отца;

— отец как персона — модель для сына;

— отец как то, от чего сын должен дифференцироваться;

— отец как первая любовь и образ анимуса для дочери;

— отец как он проявляется в аналитическом переносе.

«Селигман (1982) "отсутствующий отец" («отсутствующий муж» - войны). Она имеет в виду отца, который воспринимается как недоступный и матерью, и ребен­ком. Она задается вопросом, исключен ли отец (дети могут отыгрывать суррогатное отцовское поведение) или он исключа­ет себя сам. Отца может исключить женщина, находящаяся во власти андрогенной фантазии, которая стремится отрицать роль мужского "другого" в рождении ребенка или, как полагает Селигман, мать и ребенок могут работать вместе, чтобы продлить свою близость и отложить сложности эди­пова треугольника, тем самым исключая отца.»

«Дикманн различа­ет три уровня авторитета: основанный на насилии и власти, ре­путации и престиже, на знании и мудрости. В семейной жизни отец использует все три для того, чтобы раскрыть инстинктивно заложенное в ребенке.»

«Отец — первый представитель маскулинности и первый значимый другой, отличный от матери. Поэтому он обеспечивает социальное функционирование. Кроме того, он жизненно важен для формирования половой идентично­сти и принадлежности поколению.»

Отношения с отцом важны для девочки.Нарушения приводят: 1.женщина может либо стремиться стать авторитетом, 2. обратить мужчину в авторитет отца для нее самой и слу­жить ему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: