Особенности психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями развития

Учитывая ситуацию, в которой длительное время пребывает семья, имеющая особого ребенка, можно выделить следующие особенности, которые будут присущи психологическому консультированию такой семьи:

· Семья длительное время пребывает в условиях стресса, поэтому это следует учитывать при проведении первичной консультации, беседы и при проведении различных методов диагностики, например вряд ли будет уместно сразу нагрузить членов семьи чрезмерно длинными и объемными диагностическими методиками, так же на диагностическом этапе следует понимать, что у взрослых членов семьи не зависимо от их уровня интеллектуальных способностей могут быть проблемы с функциональными возможностями психических функций в ввиду неблагоприятных жизненных обстоятельств, например из-за хронического недосыпания будет страдать внимание, оперативная память.

· Работа с семьей, воспитывающей ребенка с проблемой, требует от психолога хороших знаний специальной психологии, без этого условия ему трудно будет объективно вникнуть в суть семейной проблемы.

· При первичном обращении такой семьи на прием, следует учитывать, что взрослые члены семьи могут сами иметь проблемы как с соматическим, так и психическим здоровьем, например иметь задержку в развитии или умственную отсталость, либо какие-то хронические заболевания.

· При психологическом консультировании семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья большую роль будет играть история возникновения проблемы, было ли это состояние врожденным либо приобретенным — это важно выяснить на первой встрече, так как этот факт будет очень информативен при определении отношения к имеющейся проблеме как взрослых членов семьи, так и ребенка.

· Следующим важным моментом будет выяснение получает ли семья помощь других специалистов, участвовала ли в каких-либо реабилитационных программах, состоит ли в каких-то общественных сообществах и т.п., если нет, то почему.

· Рекомендации психолога такой семье должны быть посильны для выполнения с учетом ее материального достатка, состава семьи, наличия помощников и прочих факторов. В противном случае семья может разочароваться в помощи психолога и замкнуться в своей проблеме.

· В своей работе с семьей психолог должен придерживаться принципа, что все члены этой семьи полноценны и здоровы, за исключением тех случаев если у кого-то из членов семьи наличествует психическое заболевание, тогда психолог должен перенаправить либо конкретного члена семьи к другому медицинскому специалисту, и продолжить работу с остальными членами семьи, либо если корень всех семейных проблем и кроется в наличии этого заболевания, то направить всю семью к компетентному в этом вопросе специалисту, например психотерапевту.

Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.

Цели, задачи, принципы

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Me каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: