Семейное воспитание с «Домостроя» до Х1Х в

В то же время «Домострой» - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинениям строгим. Основой семейного воспитания было послушание, богобоязнь, уважение родителей, трудолюбие и гражданство.

Осуждению подвергались праздность, и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность. Важной частью «Домостроя» являются его главы «О мирском строении»; «Как жить с женами, детьми и домочадцами», т. е. как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми. Прежде всего, это касалось вопросов взаимоотношений между мужем и женой. Размышляя о ведении домашнего хозяйства и управлении имением, автор переходит к рассказу о том, как надо воспитывает сыновей и дочерей. Как и вся средневековая педагогика строилась на телесных наказаниях. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение».

Эпоха Петра изменила взгляды на образование. И домашнее воспитание получило новое направление – обучение этикету, иностранным языкам, приобщение к западноевропейской моде.

Преклонение перед всем иностранным привело к тому, что образование стали получать за границей, либо дома под руководством учителя иностранца. ХVШ век – век гувернерства. Слово «гувернер» от французского – «управлять».

При Елизавете Указ 1755 запретил обучать и воспитывать русских детей иностранцам, не выдержавшим экзамен в Академии наук и не представившим свидетельство о личности.

Конец ХIХ - начало ХХ вв. характеризуется стремлением прогрессивных деятелей государства, интеллигенции сохранить национальные черты воспитания. Добролюбов, Толстой, Пирогов, Ушинский подчеркивали о необходимости изучения русского языка и сохранения менталитета российского гражданина. 1812 г. Указом царя было запрещено принимать иностранцев на службу без аттестации. Подобные указы вышли в 1831, 1834 гг. – требовалась аттестация учителей иностранцев и свидетельства о нравственном поведении.

Параллельно началась подготовка отечественных кадров гувернеров. В Х1Х в. в России складывалась система среднего педагогического образования.

Возникновение «Семейной педагогики» в России

Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики со второй половины ХIХ века, и лишь к началу ХХ столетия обрела свои теоретические положения. Одним из самых ярких ученых, которого можно смело назвать основоположником этой науки в России, был П.Ф.Каптерев. Была создана организация «Родительский кружок» в Петербурге в 1884 г., свой печатный орган «Энциклопедия семейного воспитания» – 59 выпусков, По его инициативе в Петрограде прошел в 1908 г I Съезд по семейному воспитанию. Главной темой Съезда было обсуждение вопроса о соотношении семейного и

общественного воспитания, а также путей просвещения родителей. На разных этапах развития страны этот вопрос решался по-разному. И именно поэтому, возможно, развитие теории семейной педагогики имеет несколько пунктирную историю.

В трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова подчеркивалось о необходимости изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка.

Домашнее воспитание рассматривалось как важнейшая обязанность родителей.

Таким образом, усилиями ученых было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи обучения и воспитания детей в семье. Многие положения актуальны и сегодня: воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством и обществом единый целостный характер воспитание, учет индивидуально–возрастных особенностей.

Первые десятилетия ХХ века семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания.

После 1917 г. домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической деятельности были запрещены. Сохранялись лишь элементы наставничества в форме репетиторства, который носил стихийный характер. Отличительная особенность этого периода перемещение акцента в деятельности гувернера с воспитательной на образовательную функцию.

Основной акцент в исследовательских работах разных времен делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на изучении семьи (Т.А.Маркова), родительства (И.Кон), отдельных видов деятельности детей в семье (Г.Н.Гришина, Д.О.Дзинтаре), формировании силами родителей разных качеств личности ребенка (В.П.Дуброва, Л.В.Загик). Некоторые исследователи (И.В.Гребенников, И.В.Филин, А.Ю.Гранкин и др.) обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского

периода (Н.К.Крупской, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.Амонашвили) в контексте семейного воспитания.

В настоящее время педагогическая наука подошла вплотную к необходимости научного осмысления перспектив семейной педагогики, так как современная социокультурная ситуация требует внятной интерпретации новых взглядов исследователей на то, что происходит с ребенком до школы и вне школы.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: