Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательных процессов у дошкольников с нарушением речи

 Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций. В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.

Непосредственно в процессе речевого общения особую роль выполняет краткосрочная оперативная память, тесно связанная с вниманием. Изучение особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи свидетельствует о своеобразии развития, как образной, так и вербальной памяти. Объем памяти у них несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей. Отмечаются трудности запоминания и удержания в памяти, актуализация образов, представлений. Продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного. Запоминание является распространяющимся, а не  охватывающим. Для долговременного запоминания требуется большее количество повторов словесного ряда. На продуктивность запоминания значительнее влияние оказывает быстро наступающая утомляемость. При опосредованном запоминании дети чаще всего используют тактику беспорядочного выбора (до 60%), не понимают возможностей словесного опосредования процесса запоминания, использование обобщений и группировок.

 При воспроизведении информации часто отмечается упрощение структуры воспринятого объекта, его фрагментарность, схематичность, смешение и употребление сходных образов. При изучении памяти разной модальности у детей с общим недоразвитием речи наилучшим образом развита двигательная память, а хуже всего – слуховая.

 Наблюдаются отчетливые затруднения, связанные с необходимость преобразования запоминаемого ряда, что свидетельствует о специфическом нарушении оперативной памяти в отличии от непосредственной. Снижен процесс опосредованного смыслового запоминания. Для детей с нарушениями речи является затруднительным долгосрочное удержание слуховой информации и воспроизведение ее.

Все психические процессы протекают, формируются, и регулируется в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека. Основными видами деятельности ребенка старшего дошкольного возраста является игровая (ведущая) и продуктивная.

Игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольника, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми.

Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять. Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий.

 Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности детей, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.

 Использование дидактических игр способствует лучшему усвоению программного материала по развитию памяти и речи. Поэтому особую роль в развитии памяти у детей с общим недоразвитием речи играют дидактические  игры. Так как у детей с общим недоразвитием речи в основном страдает вербальная и зрительная память, для коррекционной работы  подобранны следующие дидактические игры на развитие зрительной, вербальной и двигательной видов памяти.

Для развития познавательных процессов есть методики, разработанные Косаченко Э.К. Игры на развитие вербальной памяти:

Игра №1 Название игры:«Запомни слово»

Ребенку предлагается послушать несколько слов (к примеру, набор слов может быть следующим: кораблик,, книга, листок, самолет, карандаш, цветок, шапка, лиса, ключ) и запомнить их, а затем повторить. Также запоминание отдельных слов можно включить в ход занятия, например, в дисциплину занятий по трудовому воспитанию. Это может быть починка детских игрушек и другие несложные занятия, где ребенок приучается именно к труду.

При подготовке к этому несложному виду работы, а также в процессе ее осуществляется потребность в простейших инструментах и различных материалах, которых нет в наличии в помещении, где базируется детская группа, но которые хранятся у воспитателя. Одному из детей предлагается получить у воспитателя необходимые для работы вещи (нам потребуется приблизительно 10 предметов). Запоминание слов осуществляется в сюжетной игре, которую условно мы назовем «Путешествие». По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах или инструментах, которых в этот момент у них нет. Такие предметы отчетливо называются одному из играющих детей (каждый раз это должен быть другой ребенок). Названия вещей участник должен вспомнить, придя за ними к воспитателю, находящемуся в другом помещении. (Каждый раз называется 10 предметов.)

 Далее детям зачитывается рассказ (мы выбрали рассказ К.Д.Ушинского «В зоопарке») и предлагается послушать его. По окончании слушания предлагается воспроизвести названия птиц и животных, о которых говорится в рассказе. Затем задание необходимо усложнить, поэтому предлагается запомнить пары следующие пары слов (набор пар слов может быть и иным). Например: дождь – зонт, карандаш – картинка, самолет – облако, чашка – блюдце, карандаш – тетрадь, кошка – молоко, ёжик – иголки, дом – окно, лес – грибы, птица – гнездо. Ребенок в течение некоторого времени запоминает слова. Затем читаются только первые слова из каждой пары, а ребенок должен повторить второе слово из этой пары.

Следующий этап задания – запоминание фраз. Читается несколько фраз. Ребенка предупреждают, что их нужно запомнить, а потом просят воспроизвести каждую из них. Количество фраз 2 – 3, в каждой по 4 – 5 слов.

 Игра №2 Название игры «Вспомни сказку»

 Ребенку читаются слова, встречающиеся в одной сказке, и просят по этим словам вспомнить название сказки. Пример: Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса. Посадил, выросла, стал тянуть, тянет-потянет. Дед, баба, курочка, яичко, бил-бил не разбил. Игра №3 Упражнение. «Я положил в мешок» В игре участвует вся экспериментальная группа. Ведущий (экспериментатор) начинает и говорит: «Я положил в мешок яблоки».

Следующий играющий должен повторить сказанное и добавить еще какуюнибудь фразу. И так далее. Играют до тех пор, пока дети могут 57 воспроизводить весь словесный ряд, получившийся в результате проведения игры. После этого можно для игры придумывать небольшие тексты. Ведущий придумывает первое предложение. Следующий игрок повторяет это предложение и добавляет свое, и так далее.

Игры на развитие зрительной памяти:

Игра №1 Название игры «Опиши по памяти»

Детям на очень короткое время показывается кукла (или любая другая игрушка, обладающая множеством различным деталей), а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфли, носочки, стоит она или сидит и так далее.

Игра №2 Название игры «Найди картинку»

Ребенку на короткое время показывается картинка, а затем из набора похожих картинок предлагается выбрать ту, которую ему показывали.

Игра №3 Название игры «Запомни картинку»

Ребенку в течение 2-3 секунд демонстрируется лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами, после чего его просят по памяти воспроизвести фигуры. Подобное задание можно проводить с изображениями букв и цифр, геометрических фигур.

Игра №4 Название игры: «Что изменилось?»

Перед ребенком ставят несколько игрушек и дают посмотреть на них несколько секунд. Затем просят его отвернуться и меняют местами несколько игрушек. Повернувшись, ребенок должен озвучить изменения.

Игра №5 58 Название игры: «Я фотоаппарат»

Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и так далее. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все, что происходит за окном. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Игры на развитие двигательной памяти:

 Игра №1 Название игры: «Добавь движение»

Игра проводится с подгруппой детей 5-7 человек. Один ребенок показывает любое двигательное действие. Второй ребенок повторяет показанное движение и добавляет какое – либо свое. Третий ребенок повторяет два предыдущих движения и показывает третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три движения, а потом показать свое движение и т.д. Если игрок допускает ошибку, то игра начинается заново с другими движениями. Или игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра №2 Название игры «Скопируй позы»

Два участника игры стоят лицом друг к другу, один из них в течении 3- 4 секунд принимает определенную позу, затем возвращается в исходное положение. Второй участник должен повторить позу, затем они меняются ролями. Далее в игре принимают участие две пары детей, потом играют трое, четверо против четырех и т.д. Выигрывают те игроки, которые выполнили задание успешнее. Остальные участники могут выполнять функцию жюри.

Игра №3 Название игры «Запомни движения».

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их самостоятельность, но в обратном порядке. Например:

 - Присесть, встать, поднять, опустить руки.

 - Отставить правую ногу в право, приставить, отставить левую ногу в лево, приставить.

 - Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову в лево. Упражнение «Повторяй за мной»

Для занятия можно использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку). Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок, зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

Упражнение «Запрещенное движение»

Для занятия можно использовать подручный спортивный инвентарь. Ведущий сообщает детям, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно конкретное движение повторять запрещено! В этот момент дети договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение – поставить руки на пояс. Экспериментатор старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача детей

– не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Таким образом, данный список игр, на базе которых можно придумывать и многие другие (чтобы дети не привыкали и не теряли 60 интереса к игре), действительно способен улучшить уровень познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Несмотря на то, что данные игры направлены на развитие памяти, не следует упускать из виду и то, что без применения внимания и мышления, в данные игры невозможно играть. Таким образом, играя в игры на развитие памяти, дети упражняют и внимание, и мышление.

 

Заключение

    В организации познавательной деятельности есть возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует

всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной

сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

Таким образом, данная работа позволит не только развить познавательные процессы, но и обеспечить детям полноценное речевое общение и подготовить их к обучению в школе.

 

 

Список литературы

1.Брежнева, О. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — С. 12.

2.Смирнова Е.М. «Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» - М.: гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 366с. – (учебник для вузов).

3.Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика/под.ред. Стребелевой Е.А. – М. Издательский центр «Академия», 2006.

4.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи.

5.Чиркина Г.В. – Программы дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Корекция речевых нарушений. – М.: Просвещение, 2009.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: