К каким из приведённых ниже пар понятий можно применить закон исключённого третьего?

Контрольные вопросы

1. Понятие закона. Общая характеристика законов логики.

2. Закон тождества.

3. Закон противоречия.

4. Закон исключённого третьего.

5. Закон достаточного основания.

Упражнения к теме «Законы логики»

1. Необходимо выяснить, будут ли нарушены требования закона тождества при использовании понятий с одинаковым смыслом в парах, приведенных ниже.

а) Родина, наследие, б) Отечество, родной край, в) Юрист, следователь, г) Культура, искусство, д) Риторика, красноречие. е) Педагог, учитель, ж) Музыка, симфония, з) Правовед, юрист, и) Хронический бронхит, хроническая пневмония.

Установите сущность тех нарушений закона тождества, которые есть в следующих примерах.

а) Двое парней перешли речку в неглубоком месте. На другом берегу один из них говорит другому:

– Ты весь мокрый, а у меня даже штаны сухие.

– Что ж сделаешь, – с сарказмом ответил тот, – ты всегда из воды сухим выходишь.

б) – Почему вы называете этот хор смешанным? Здесь же одни только женщины.

- Да, но одни могут петь, а другие – нет.

в) Один студент сказал своему другу:

- Купи сто персиков, и я один съем.

- Не съешь.

Они поспорили. Друг купил сто персиков. Второй взял один персик и съел.

г) На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил:

- Можно ли наказать человека за то, что он не делал?

- Нет, конечно, – ответил преподаватель.

- Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, – говорит студент, – я сегодня не выполнил домашнее задание.

д) Вор ничего не приобретает плохого. Приобретение хорошего есть дело хорошее, а потому и вор делает хорошее дело.

е) Трое путешественников заплатили за обед 30 рублей и пошли. Хозяйка трактира быстро заметила, что обед стоит 25 рублей, и послала мальчика с пятью рублями за путешественниками. Последние взяли по рублю, а два оставили мальчику. Сначала они заплатили 10 рублей, затем получили по рублю, это значит заплатили по 9; 9x3=27 и 2 рубля у мальчика; 27+2-29. Куда подевался один рубль?

Являются ли совместимыми с законом противоречия следующие понятия?

Реалистичная сказка. Круглый квадрат. Понятие с пустым объёмом. Живой труп. Морской волк. Оглушительная тишина. Помидоры весом в одну тонну. Город на Марсе. Солнечная ночь.

4. Необходимо определить, являются ли одновременно истинными следующие суждения:

а) В научной работе студентки В. много оригинальных идей. Научная работастудентки В- не заслуживает высокой оценки.

б) Это озеро глубокое. Это озеро мелководное.

в) Он любит Диану Владимировну. Он обижает Диану Владимировну.

г) Все студенты занимаются физической зарядкой. Некоторые студенты нe занимаются физической зарядкой.

д) Все пневмонии вылечиваются пенициллином. Ни одна пневмония не вылечивается пенициллином.

е) Многие юристы получают высокую заработную плату. Некоторые юристы получают низкую заработную плату.

ж) Некоторые великие белорусские писатели были реалистами. Все великие белорусские писатели были реалистами.

з) Все задания выполнены. Не все задания выполнены.

5. Проведите логический анализ следующих примеров с точки зрения противоречия.

а) При покупке мёртвых душ Чичиков говорит Собакевичу:

- Вы, кажется, человек разумный, имеете образование. Однако, предмет просто фу-фу. Чего же он стоит? Кому он нужен?

- Таквот же вы покупаете, это значит нужен.

Здесь Чичиков прикусил губу и не нашелся что ответить.

б) Невозможно съесть яйцо на голодный желудок: укусив один раз, будешь есть уже не на голодный желудок.

в) Наездник не может спуститься с коня. Когда он это сделает, то будет уже не наездником. Это значит, не наездник, а пеший слез с коня.

г) Путырский очень недисциплинированный студент. Он не ходит на занятия без уважительных причин, ничем не интересуется и все дни играет в шашки.

д) Каждый может свободно совмещать занятия спортом с напряжённой учёбой. Это одна сторона вопроса. Другая – в том, что необходимо уметь совмещать это. Таким умением обладает не каждый.

Могут ли быть правильными следующие мнения?

Минское море – не море. Звёздное небо было закрыто тучами. Земля вообще-то шар, но в нашем районе она плоская, Медицина научная – это хорошо, но и народная медицина – не плохо. Бог есть, но я в него не верю. Из дома выскочил человек и закричал нечеловеческим голосом. В этом суждении предикат ничего не говорит о субъекте.

7. Решите задачу и дайте ей соответствующую логическую характеристику:

Студент составляет перечень всех скромных студентов своей группы. Если он себя запишет, то это будет нескромно. Если он себя не запишет, то это будет отмечать его скромность, а таких он должен записывать. Что делать этому студенту?

8. В романе Тургенева «Рудин» есть такой диалог Рудина и Пигасова:

- Чудесно и значит, по-вашему, убеждений нет? – спрашивает Рудин.

- Нет, и не существует.

- Это Ваше убеждение?

- Да.

- Как же вы говорите, что их нет? Вот Вам уже одно, на первый случай.Все в комнате усмехнулись и переглянулись. Почему?

Определите, какие пары суждений в упражнении № 8 к теме «Суждение» являются одновременно ложными.

К каким из приведённых ниже пар понятий можно применить закон исключённого третьего?

Независимость, зависимость. Жизнь, смерть. Патернализм, антипатериализм. Верующий, атеист. Верующий, неверующий. Военные, пацифисты. Либералы, демократы. Томизм, неотомизм. Сладкий, горький. Образованный, необразованный. Здоровый, больной. Надёжный, ненадёжный. Научный, антинаучный. Все, никто.

11. К мудрому человеку пришёл крестьянин и говорит: «Я поспорил с соседом». Он объяснил предмет спора и спросил: «Кто прав?» «Ты», – отвечает мудрец. Через некоторое время к мудрецу пришёл второй из споривших, также рассказал о предмете спора и спросил: «Кто прав?» Мудрец ответил: «Ты прав». «Как же так? – спросила мудреца жена, – прав и тот и другой».«Ты тоже права», – ответил ей мудрый.

Выполняются ли здесь требования закона исключённого третьего? И кто же прав?

12. Необходимо определить, выполняются ли требования закона достаточного основания в следующих суждениях:

а) Иисус Христос существовал, если бы нет, то у нас не было бы летоисчисления от рождества Христова.

б) Судья не может меня судить, потому что он сам замешан в преступлении.

в) Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, поскольку я человек с высшим образованием.

г) Слово «Могилев» необходимо писать с большой буквы, потому что оно означает областной центр.

д) Я трижды женился и разводился, так кто лучше меня может знать семейные проблемы.

е) Этот человек – учёный, так как он часто ходит в Академию наук.

ж) Чтобы быть хорошим доктором, нужно хорошо знать анатомию и физиологию человека, а также методы практической медицины.

з) Всё, что говорил В., – ложь, так как он является аморальным, а потому и неразумным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: