Понятие политической кампании

Тема 8. Культура проведения политических кампаний

План

 

1. Понятие политической кампании.

2. Разновидности политических кампаний.

Понятие политической кампании

 

Политическая кампания — это управленческий процесс, инициируемый политическим лидером (партией, общественно-политическим движением, группой интересов и т.д.) для достижения определенных политических целей методами и средствами, исключающими применение открытых форм принуждения и права создавать обязательные нормы и правила.

В основе любой политической кампании лежит направленная на достижение четко обозначенной цели субъективная воля определенного политического автора (политического деятеля, организации). Иными словами, политическая кампания не возникает сама по себе. Нужен толчок в виде намерения политического автора достичь желаемой цели и его готовности предпринимать для этого соответствующие шаги. Эта готовность проявляется, прежде всего, в создании группы, которая будет реализовывать на практике принятое решение для достижения политической цели. Эту группу мы обозначим термином «субъект управления».

Субъект управления играет в политической кампании активную роль. Он ставит задачи, корректирует цели, принимает решения, выбирает способы их реализации, контролирует выполнение задуманных мероприятий. От того, насколько обоснован план его действий, продумана тактика, в конечном счете, зависит успех разворачивающейся по его инициативе политической кампании. Не случайно описание управленческого процесса чаще всего сводится к рассмотрению шагов, предпринимаемых субъектом управления. Такой подход имеет свои основания в силу исключительной роли субъекта в управленческом процессе.

Объект управления в политической кампании – люди, с определенной жизненной позицией, со своими убеждениями, со своими ценностями.

Субъект управления в политической кампании должен принимать постоянные усилия по вовлечению объекта в различные взаимодействия. Эти взаимодействия могут носить непосредственный характер, когда, например, субъект управления организует встречу кандидата с избирателями и может наблюдать реакцию людей, поведение которых он намеревается изменить, видеть ответные действия и соответствующим образом выстраивать дальнейшую линию своих действий.

Взаимодействия между управляющим субъектом и объектом осуществляются не в виде прямого контакта, а посредством телевизионной рекламы, газетных публикаций, распространяемых слухов. Отсутствие непосредственного контакта не меняет сути взаимодействия, когда и субъект и объект демонстрируют свои намерения, интерпретацию дают и намерениям и действиям.

Каждое взаимодействие, которое принимает субъект управления, должно приближать его к намеченной цели.

Как обычно, в одномандатном избирательном округе участвуют несколько кандидатов, а победить должен один, как известно.

Много причин расхождения между целью, которую поставил субъект и полученным результатом. Они могу быть следующие:

– неверно выбранная стратегия коммуникации убеждения;

– незнание особенностей мотивации участников политической кампании;

– неправильно проведенная сегментация политического рынка и т. д.

Поэтому точная и научно – обоснованная оценка политических сил в обществе для любого политика является исходным пунктом в начале своих действий.

В политической практике существует множество технологий и методик определения – кто из участников политических событий будет поддерживать (и в какой степени) или будет сопротивляться тем или иным действиям.

Внешняя среда политической кампании многообразна и сложна, она включает систему институтов общества, культуру, настроение и многое другое.

Социальные структуры – это устойчивые отношения. Обобщенно они существуют в виде институтов, организаций, групп, статусов. Человек занимает в обществе статусные позиции, принимает на себя определенные социальные роли.

Обязательно в обществе существуют нормы права, и они охраняются государством. Нарушение правовых норм влечет за собой применение санкций со стороны соответствующих государственных органов. Например, выборы в высшие государственные органы регулируются во всех странах соответствующими законами, которые накладывают ограничения на действия, как кандидатов, так и избирателей.

Политические объединения, которые образовали избирательный блок, не могут участвовать в других блоках и выступать на выборах самостоятельно. Законом налагается запрет на прямое участие органов управления предприятий и организаций в сборе подписей у сотрудников и привязывание сбора подписей к выдаче зарплаты. В избирательную комиссию предоставляются документы, которые указывают на доход кандидатов, источники доходов, имущество, наличие судимостей и иностранного гражданства.

Здесь даны только некоторые положения из одного закона, а их достаточно много, которые регулируют ход избирательной кампании.

На стратегию и тактику ведения избирательной кампании оказывает большое воздействие и такой фактор, как тип избирательной системы. Например, при пропорциональной системе выборы всегда проходят жестко, а мажоритарная система абсолютного большинства, когда может быть проведен второй тур голосования, требует осмотрительности в критике своих потенциальных союзников во втором туре.

Люди находятся в определенном месте физического пространства, а характер местности (гористый, равнинный, около побережья и т.д.) оказывает воздействие на протекание взаимодействия. Митинг на площади, собрание в зале, общение через средство массовой коммуникации требуют различных моделей поведения.

А время ограничено, так как избирательные кампании проводятся в ограниченные законом рамки. Если неправильно складывать свои действия в предвыборной борьбе, то именно время сотрет из памяти избирательные образы кандидатов, над конструированием которых долго трудились политические технологи.

Поведение людей определяется не только культурными, временными рамками, но и заботами сегодняшнего дня. Жизненные неудачи, неспособность решить житейские проблемы могут сильно влиять на настроение человека, на его политические оценки, на восприятие политических лидеров и т.д.

Влияние ситуативного фактора проявляется обычно в особой чувствительности населения к различным информационным ходам политических менеджеров, заявлениям политических лидеров, лозунгам. Так, кризис в экономике, неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности могут сформировать предрасположенность людей к настроениям катастрофизма, породить ожидания сильного лидера, способного твердой рукой навести в стране порядок.

Политическая кампания — это кооперативный процесс. Его смысл — добиться совместными усилиями (субъекта и объекта) поставленной цели, точнее, побудить объект вступить во взаимодействие с управляющим субъектом и тем самым помочь ему реализовать свои планы. Но в обществе одновременно разворачивается множество политических кампаний. В том случае, если они организуются вокруг одной цели, то между их участниками возникает конкуренция и даже конфликты, причем борьба может вестись за одни и те же социальные группы, если они рассматриваются политическими конкурентами в качестве потенциального объекта управленческого воздействия. К примеру, в ходе предвыборной борьбы идет ожесточенная борьба за избирателей. Иными словами, политические соперники не только ставят одни и те же задачи, но и стремятся вовлечь в орбиту своего влияния одни и те же слои населения. Конкуренция «обязывает» оглядываться на своих потенциальных и явных соперников, предпринимать какие-то действия против них.

Достижение политических целей всегда требует коллективных усилий. Нельзя рассчитывать на успех в избирательной кампании, на обеспечение лидерских позиций в политическом пространстве, на возможность влиять на настроения и поведение многих людей, действуя в одиночку. Поэтому в качестве субъекта политического управления всегда выступают организованные группы. Эти группы могут различаться по разным параметрам.

1. По численности. Они могут включать значительное число людей, если речь идет о масштабной политической кампании, такой, например, как выборы президента. Далеко не каждый кандидат может себе позволить создание такой многочисленной команды, поэтому при ограниченности ресурсов возможности субъекта управления политической кампанией уменьшаются.

2. По продолжительности своего функционирования. Группа, организующая избирательную кампанию (избирательный штаб), существует только в период подготовки и проведения предвыборной борьбы. Группа, отвечающая за имидж руководителя, существует практически постоянно, изменения могут быть или организационные или персональные.

3. По степени самостоятельности. Субъект управления может быть самостоятельной организацией, например, партия, которая организует избирательную кампанию для своих членов или отдел в министерстве, занимающийся «связью с обществен-ностью», а он является структурным подразделением соответствующего министерства.

4. По наличию или отсутствию формальных отношений.

В отделе министерства, например, существуют формальные отношения: четко распределены функции каждого работника, есть регламент работы, иерархия служебных отношений и т.п., а в команде, которая состоит из друзей кандидата, устанавливаются неформальные отношения, когда помогают безвозмездно, устанавливаются личные отношения без четких функциональных обязанностей и жесткой иерархии.

Субъекты управления политической кампанией:

1. Политические партии в период предвыборной борьбы превращаются в избирательные штабы. Они проводят:

– много акций, чтобы поддержать партийного кандидата на выборах;

– агитаторы обходят квартиры;

– проводят пикеты;

– устраивают встречи кандидатов с избирателями и т.д.

2. Службы, создаваемые в структуре государственных организаций.

Это PR – службы (пиар-службы, связь с общественностью) и называются по-разному:

– департамент общественных связей;

– отдел по связям с общественностью;

– информационно-аналитические центры;

– департаменты по управлению общественными связямиэ

Работа PR – служб в государственных структурах регламентировано и федеральным законодательством и нормативными документами (положениями, инструкциями) соответствующего государственного ведомства.

4. Клиентелы.

Это неформальное объединение людей вокруг лидера. Люди входят, потому что либо имеют друг с другом родственные отношения, либо между ними сложились отношения дружбы или сотрудничества во имя определенных целей. Эти люди участвуют в политической кампании не потому, что этого требует служебное положение или партийный долг, а потому что они верят дружбе, семейной ответственности, верят в лидера и т.п.

5. Профессиональные организации, специализирующиеся в области политического менеджмента. Более подробно мы говорим выше в главе «Политический PR». В настоящее время профессиональные коллективы политических технологов сотрудничают с любой крупной партией, общественным движением, их приглашают государственные органы, независимые кандидаты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: