Д.З. Выучить конспект. Ответить на вопросы

Гр№6.Ур№33.

Тема: Проблема  гуманитаризации  труда в современных условиях.

Какой бы из аспектов трудовой деятельности мы ни взяли, везде можно обнаружить этические проблемы, связанные с утверждением, или, наоборот, с ущемлением человеческого достоинства. Сама реализация личности в труде может осуществляться по разным направлениям. Это может быть утверждение своего достоинства через качественное выполнение поставленных производственных задач или выполнение этих же задач через творчество, новаторство и соответствующий риск. Это может быть самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде. Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над другими людьми (при построении "успешной" карьеры, при зарабатывании баснословных денег и т.п.) или самореализация через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы делать людям добро, не выпячивая своего превосходства над ними (например, в реализации истинно интеллигентской позиции).
Поскольку все возможные проблемы, связанные с утверждением человеческого достоинства в труде, назвать сложно, перечислим наиболее важные проблемы гуманитаризации труда в современных условиях:

1. Проблема "узкой специализации" в труде, поставленная еще К. Марксом (Маркс, Энгельс, Ленин, 1984). Ограниченный в своей деятельности человек часто бывает ограничен и в развитии. Добавим к этому, что ограниченность в проявлении своих способностей в работе часто является основой формирования "профессиональных деструкций" Кроме того, человек, ограниченный лишь рамками своей работы, часто оказывается объектом глобальных общественных манипуляций, т.к. не понимает многих процессов, происходящих в социуме, в том числе и тех процессов, от которых зависит и его собственное благополучие и личное достоинство.
2. Проблема "отчуждения труда от капитала", также обозначенная еще К. Марксом, актуальна и сейчас. К сожалению, далеко не всегда работник получает зарплату по справедливости, т.е. в соответствии с затраченным трудом и реальной пользой для общества. В современных условиях, благодаря искусной (и потому особенно подлой) пропаганде культивируется идея о том, что главным мерилом "общественной полезности" является "востребованность" труда на рынке. Это часто приводит к тому, что наиболее квалифицированный труд, да еще ориентированный на историческую перспективу (фундаментальные разработки, проблемные темы деятелей искусства и т.п.), просто "не воспринимается" обывателем, а соответственно и "не покупается" им. Печальным следствием такой ситуации является то, что даже некоторые выдающиеся деятели науки и культуры вынуждены подстраиваться под рынок и часто отказываться от настоящего творчества.

3. Проблема "отчуждения человека от самой деятельности",

Человек, вынужденный зарабатывать деньги, соглашается на такую работу, которая не приносит ему внутреннего удовлетворения, и в итоге такая работа препятствует полноценной самореализации в труде, хотя и дает человеку определенные материальные и престижные "выгоды". Но это все до поры до времени, а потом может наступить глубочайший внутренний кризис - кризис нереализованности, когда приходится признаться, что лучшие помыслы реализовать не удалось, растрачивая свои таланты на всякую чепуху. Э. Фромм, известный психоаналитик, видит в этом главную причину неврозов многих взрослых людей.



Д.З.Выучить конспект. Ответить на вопросы.

Каковы наиболее важные проблемы гуманитаризации труда?

Г№6.

Ур№34.Тема: Роль СМИ в формировании профессиональных и жизненных стереотипов.

1. Стереотип – это схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, в котором концентрируются ценностные предпочтения человека или группы людей. Оценочный элемент стереотипа, выступающий в виде установки, всегда сознательно детерминирован. В современном информационном обществе стереотипы формируются средствами массовой информации, что способствует автоматизации мышления, упрощению и стандартизации суждений о различных явлениях. Рассматривая стереотип в рамках массовой коммуникации, выявлены его основные функции (когнитивная, аффективная, социальная, идеологизирующая).

2. Стереотип является основным способом манипулирования массовым сознанием, наряду с социальной установкой, которую следует понимать, как когнитивно-эмоционально-оценочную готовность индивида воспринимать мир или его явления. В современном обществе особенно прочное положение занимают гендерные, духовно-нравственные и этнические стереотипы и установки. Важными способами стереотипизации массового сознания выступают имидж и предрассудок. Поскольку имидж обладает внушающим воздействием, он часто используется в рекламе. Будучи инструментом манипулирования массовым сознанием стереотипы могут играть как позитивную, так и негативную роль в формировании жизненных ценностей современного человека.

3. В контексте современного медиапространства средства массовой информации, выполняя культуроформирующие функции, способствуют созданию стереотипического вида культуры, основанной на образцах массовой культуры. Механизм влияния СМИ на формирование культурных стереотипов является достаточно сложным, так как любая функция средств массовой информации несет в себе и позитивную, и деструктивную составляющую, соответственно, может способствовать как интеграции, так и дезинтеграции общества.

4. СМИ выступают в качестве основного источника стереотипизации ценностей российской молодежи. На характер и содержание стереотипов активное влияние оказывает телевидение, которое в силу своей общедоступности в наибольшей степени воздействует на развитие культуры общества, уклад жизни людей и стереотипы их поведения. Для современных молодых россиян важнейшими выступают такие ценности, как образование, финансовый успех, семья. Включенное наблюдение показало, что наиболее распространенные стереотипы, формируемые средствами массовой информации, являются гендерные и этнические.

5. Гендерные стереотипы – это осознанные индивидом конкретные качества и модели поведения, принятые в культуре, и соответствующие маскулинным и феминным чертам личности. Особенно четко стремление к гендерной маркировке аудитории проявляется на телевидении, а именно в телевизионной рекламе, где приоритетным является акцент на физической привлекательности женщин, а мужчин рассматривают в связи с их яркими достижениями. В современном медиапространстве наблюдается трансформации гендерных стереотипов: образ активного и целеустремленного мужчины сближается с образом сильной и деловой женщины.

6. Этнические стереотипы, созданные в СМИ, обладают широкими возможностями содержательного и эмоционального характера. Этнические стереотипы – действенная сила, с одной стороны, сплачивающая индивидов в этническое сообщество, основой которого является этнокультурное единство, с другой стороны, способная разъединить различные этносы, спровоцировать конфликт. Посредством СМИ этнические стереотипы выполняют следующие функции: с одной стороны, они являются элементами этнического просвещения населения, а с другой, – стереотипные образы служат средством манипулирования массовыми представлениями в межэтнической сфере и действенным инструментом их регулирования.

Д.З. Выучить конспект. Ответить на вопросы.

Что такое стереотип?

Виды стереотипов?

Гр№6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: