Городецкая роспись в наше время

Актуальность

Жизнь современного общества во многом подчиняется тенденциям глобализации – мобильности, мировым технологическим стандартам, универсальным предметам и образам, сокращению семьи, разрывом связей между поколениями, смешением национальностей, оторванностью от традиций предков. Остановить этот процесс вряд ли возможно, но скорректировать некоторые негативные тенденции нам по силам. Особенна роль в этом художника ДПИ, как носителя традиции, специалиста в сохранении смысла и образов, чувствующего и понимающего необходимость связи с национальными и культурными корнями, опору на них.

Современный интерьер в соответствие с этими процессами тоже представляет из себя набор стандартных, универсальных предметов, часто лишенных своего художественного, национального «лица». В семьях, где хранятся предметы старины, они окружаются особым почетом, семейными легендами, увлекательными историями, сплачивающие семью и имеющие огромное значение для воспитания детей. Но если таких предметов не сохранилось, я предлагаю переосмыслить и внедрить в интерьер предмет в традиционном стиле, который вносил бы особую энергию старины, традиции, национальной уникальности. Дальше пишем, почему именно ваш предмет нужен интерьеру (конкретно – кухне, спальне. Детской, общественному интерьеру). 2-3 предложения. Для каких людей, какой семьи изделие предназначено.

 

Цель: С помощью конструкторско-художественного решения (чего) изделия создать новый акцент в интерьере (каком) - традиционный, уникальный, национальный.

Задачи:
-изучить варианты использования моего предмета или подобного в современном интерьере

- изучить историю, композиционные особенности и технологию городецкой росписи
- определить материалы, инструменты необходимые для создания изделия с учетом современных технологий, которые могут сымитировать старые
-провести предпроектный поиск исторических и современных аналогов
-сделать форэскизы будущего изделия с учетом размеров в интерьере
- разработать технический эскиз
-разработать цветовую карту
-разработать краткую технологическую карту
- разработать дизайн-проект изделия (эскиз)

ГЛАВА 1.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ









История городецкой росписи

    Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни; Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы.

    Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, "оживки" белилами - все то, что придает живописи законченность и выразительность.

    Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью. На смену резьбе пришла инкрустация из кусочков мореного дуба, а за ней - роспись, которую можно выполнить легче и быстрее.

    Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках".

    Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

    Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Создается эта резьба топором и долотом.

    Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов.

    В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества.

    Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки -это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

 

Городецкая роспись в наше время

    К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель(объединение людей)которые стали возрождать роспись. Пользуется популярностью и о сей день.

Со временем рисунки с прялочных донец перекочевали на крышки сундуков, шкатулки, солонки, разделочные доски, стали украшением детской мебели и сувенирной продукции.

 

1.3 Композиционные особенности городецкой росписи:

                                 Композиция и сюжет:

1. Композиционно роспись имела двух-трёхчастную структуру. Располагавшиеся сверху вниз части — ярусы — несли каждый свою смысловую нагрузку и, дополняя друг друга, могли рассматриваться как совершенно самостоятельные произведения: Верхний ярус, как правило, занимала бытовая или жанровая сценка, где изображались чаепития, застолья, гулянья, деревенские посиделки, нарядные кавалеры и дамы в кринолинах. А так как исторически прялка всегда являлась частью приданого, то и свадебные мотивы — сватовство, смотрины, проезд жениха с невестой — тоже нашли здесь своё отражение.

2. Средний — представлял из себя поясок с различными цветочными узорами. Выполняя вроде бы вспомогательную роль — отделить верхний ярус от нижнего, — он смотрелся как вполне законченное произведение живописи. Впоследствии разработанные в рамках поясков цветочные композиции стали очень популярны при росписи шкатулок и прочей мелкой сувенирной продукции.

3. Содержанием нижнего становилось изображение птиц и животных в обрамлении пышных цветочных элементов (гирлянд, орнаментов, рамок). Каждый персонаж имел символическое значение и наполнял работу мастера дополнительным смыслом. Так, петух, фазан, павлин, курочка, городецкая птица олицетворяли домашний уют и семейное счастье. Конь, лошадка символизировали достаток и богатство. А то, чем особенно славилась городецкая роспись — цветы — здоровье и успешность в делах.

                                 Виды композиции:

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

1. цветочная роспись,

2. цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»

3. сюжетная роспись.

    Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

    «Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. Могут вписаться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд детской мебели.

    «Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они

«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

    «Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: