Содержание и организация информационно-воспитательной работы в подразделении в боевой обстановке

Информационно-воспитательная работа служит для командиров, штабов и воспитательных органов эффективным средством решения боевых задач, поставленных перед частями и подразделениями. Всем офицерам, активу при подготовке и в ходе боя придется решать проблемы перевода сознания военнослужащих с мирного на военный лад, организовы-вать политическое и боевое информирование, общественно-государственную подготовку, снабжать части и подразделения техническими средствами воспитания, периодической печатью и литературой. Поэтому знание узловых вопросов содержания и организации информационно-воспитательной работы является задачей практически каждого офицера в роте, батальоне, полку. Решению ее в определенной мере будет способствовать материал данной главы. Рассмотрим некоторые теоретические положения, касающиеся этой проблемы.

 

1. Содержание информационно-воспитательной работы
 при подготовке к бою и в ходе его

Под информационно-воспитательной работой понимается целе-направленное информационное воздействие на сознание и поведение военнослужащих для формирования у них здорового морально-психологического состояния, развития высоких боевых качеств, воспитания в духе верности военной присяге и воинскому долгу.

Основными элементами содержания информационно-воспитательной работы могут быть политическое и боевое информирование.

Политическое информирование – это процесс доведения до воинов информации в какой-либо форме по проблемам общественно-политической и экономической жизни в целях повышения их политической культуры, формирования и распространения общественного мнения относительно событий международного и внутреннего значения.

По содержанию политическое информирование включает разъяснение сложившейся военно-политической обстановки, целей и характера готовящейся или развязанной противником войны, важнейших государственных документов, обращений руководителей Российского государства к народу, военнослужащим, обращений к личному составу военных советов фронтов, армий и т.д.

Боевое информирование – это деятельность, направленная на предоставление военнослужащим, подразделениям и частям необходимых для успешного выполнения задач подготовки и ведения боя сведений и сообщений военно-технического и бытового характера.

Содержание боевого информирования составляют: разъяснение полученной задачи, ситуаций, складывающихся в ходе боя, результатов действий военнослужащих; показ тактики подразделений противника, его сильных и слабых сторон, приемов психологического воздействия на наши войска; разъяснение мер безопасности, приемов самосохранения, правил личной гигиены и т.п.

Командиры подразделений и частей, их заместители по воспи-тательной работе, штабы должны заниматься сбором информации, используя определенные источники: информацию непосредственного изучения (представленные документы, личные дела, письма, вопросы, жалобы военнослужащих, результаты социологических исследований), информацию в порядке подчиненности (доклады и донесения командиров и их заместителей, материалы совещаний, сборов, семинаров, информация от начальников служб и т.д.), обобщенную информацию (итоги подготовки, доклады о воинской дисциплине, опыт работы, сведения коменданта гарнизона, начальника ВАИ, гауптвахты и др.).

Основными задачами информационно-воспитательной работыявляются: постоянное изучение обстановки; непрерывное информирование военнослужащих, разъяснение им причин, характера и политических целей войны (вооруженного конфликта), положения Российской Федерации; своевременное доведение до личного состава решений высших органов государственной власти, приказов командиров и боевых задач; воспитание у личного состава ненависти к противнику, бдительности, умения хранить военную тайну; воспитание личного состава на боевых традициях, в духе верности Родине, военной присяге; информирование военнослужащих о морально-психологическом состоянии, сильных и слабых сторонах войск противника, его вооружении, формах и способах действий, злодеяниях по отношению к военнопленным и гражданскому населению; пропаганда в войсках героических подвигов воинов и трудовых достижений народа в тылу; изучение настроений военнослужащих; организация общественно-государственной подготовки.

Под силами информационно-воспитательной работы понимаются должностные лица и органы, занимающиеся непосредственно организацией и проведением этого вида деятельности. Они подразделяются на штатные и нештатные. К штатным силам относятся: отдел оперативного информирования в Главном управлении воспитательной работы, группы общественно-государственной подготовки и информирования в округах, старшие помощники по общественно-государственной подготовке и информированию в объединениях и соединениях, офицеры по общественно-государственной подготовке и информированию в полках. К нештатным силам относятся: командиры, начальники родов войск и служб, боевой и информационный актив подразделений и частей, включающий информаторов, редакторов боевых листков и листков-молний, лиц, имеющих опыт ведения боевых действий или работы в экстремальных условиях, и других.

Средства информационно-воспитательной работы – это все современ-ные каналы доведения информации до военнослужащих, «набор инструментов» эмоционального воздействия на сознание и чувства людей. К средствам информационно-воспитательной работы относятся: военные средства массовой информации (теле‑, радиостудии, газеты и журналы); технические средства воспитания (радиоприемники, магнитофоны и видеомагнитофоны, телевизоры, фотоаппараты и др.); множительное, фотопечатное и полиграфическое оборудование (ксероксы, компьютеры, сканеры, фотолаборатории, наборное и печатное оборудование); культурно-досуговые учреждения (Дома офицеров, солдатские клубы, библиотеки, комнаты досуга); средства наглядной информации (щиты и планшеты, несущие информационную нагрузку); стенная печать (стенные и фотогазеты, боевые листки и листовки-молнии); средства связи и управления.

Таковы основные проблемы содержания информационно-воспитательной работы при подготовке к бою и в ходе его. Рассмотрим некоторые вопросы организации этой работы при решении различных задач.

2. Организация информационно-воспитательной работы
при подготовке к бою и в ходе его

Информационно-воспитательная работа ведется целеустремленно и непрерывно в любой обстановке, на любом этапе повседневной деятельности, отмобилизования и приведения частей и подразделений в боевую готовность, при подготовке к бою и в ходе его. Организация и проведение такой работы являются обязанностью всех командиров, заместителей по воспитательной работе, начальников родов войск и служб. Непосредственное руководство этой деятельностью осуществляют офицеры по общественно-государственной подготовке и информированию органов воспитательной работы, которые несут полную ответственность за ее состояние.

При организации информационно-воспитательной работы учитываются проводимые полком, батальоном, ротой мероприятия при подготовке к бою и в ходе его, вид боевых действий.

Информационно-воспитательная работа организуется по двум основным этапам: а) подготовительному и б) в ходе боя. Она отражается отдельными мероприятиями в «Плане морально-психологического обеспечения подготовки к бою и ведения боя». Перечень мероприятий в части готовится офицером полка по общественно-государственной подготовке и информированию. В подразделениях такие мероприятия планируют командиры и их заместители по воспитательной работе.

Основными группами указанных мероприятий могут быть: меры по переводу сознания личного состава с мирного на военное время; порядок инструктирования и постановки задач активу; мероприятия по повышению бдительности; проведение политического информирования и общественно-государственной подготовки личного состава; порядок снабжения подразделений техническими средствами воспитания, газетами, литературой; порядок получения информации и докладов непосредственным начальникам.

Исходя из требований руководящих документов, к плану могут разрабатываться информационно-справочные материалы и расчеты. Опыт войск показывает, что среди них могут быть: штатно-должностной список информационного и боевого актива; расчет обеспечения подразделений техническими средствами воспитания; описи дел и документов, подлежащих уничтожению и необходимых для работы в боевой обстановке, и другие.

Для получения газет и журналов в каждой воинской части выделяется почтальон, которому выдается доверенность на право получения в фельдъегерско-почтовой службе периодической печати. Кроме того, часть газет и журналов может быть закуплена в киосках “Роспечать”.

Опыт учений (в частности, “Редут-96”), боевых действий в Чечне свидетельствует о том, что подразделения и части обеспечивались газетами в следующем количестве (цифры указаны в пределах до -):

 

Наименование газет Рота Батальон Полк
Центральные Республиканские (областные) Фронтовые (окружные) Армейские и дивизионные   3   1   2   4     9    3    7   15 30  10 30 50

 

Для обеспечения информационно-воспитательной работы в боевых условиях в частях и подразделениях создаются:

- справочная библиотека полка, отдельного батальона, не имеющих штатной библиотеки (100-150 экз. книг, 10 географических карт);

- ротная библиотека (рота, батарея, эскадрилья) – 50-60 экз. книг и брошюр, 3 географические карты.

В целях повышения эффективности информационно-воспитательной работы в период подготовки к боевым действиям офицеры воспитательных структур и активисты готовят необходимые документы: справку о боевом пути соединения (части), бланки боевых листков, листков-молний, памятки, брошюры, материалы для бесед, политинформаций, занятий в системе общественно-государственной подготовки, выписки из должностных обязанностей по организации информационно-воспитательной работы. Они формируются в папки (сумки). Кроме того, готовятся канцелярские принадлежности и др.

В роте и во взводе для проведения информационной работы обычно имеется переносной комплект наглядной информации, который может включать планшеты: “Государственные символы России”, “Вооруженные Силы России”, “Дни воинской славы России”, “Нам завещали великие предки”, “Сыны Отечества”, “Боевой путь части”, “Льготы военнослужащим и членам их семей”, “Воин! Соблюдай меры безопасности”, “Знай вероятного противника” и другие, карты мира и Российской Федерации, папку со справочными материалами, боевые листки и т.д.

К проведению конкретных мероприятий информационно-воспитательной работы привлекаются командиры (начальники), их заместители, офицеры управления части (подразделения), должностные лица воспитательных структур, военные юристы, медики и другие специалисты, представители государственной власти, правоохранительных органов, религиозных конфессий, трудовых коллективов, общественных организаций и движений патриотической направленности.

Особое внимание организаторы информационно-воспитательной работы обращают на выбор форм и методов, которые зависят от конкретных задач, решаемых воинским коллективом или отдельными военнослужащими.

Основными формами работы в подготовительный период могут быть митинги, беседы, собрания и т.д.; в ходе боевых действий – личный пример отваги, мужества, устное обращение к военнослужащим, информация об отличившихся в бою и награжденных, рассказ о героических подвигах воинов, сообщение о потерях, понесенных противником, и т.д.

Опыт боевых действий в Чечне показывает, что основными формами информационно-воспитательной работы при подготовке к бою являются: групповые и индивидуальные беседы, выпуск боевых листков и листовок-молний, устные сообщения, оформление стенных газет и материалов наглядной информации, прослушивание радио и др.

Политическое информирование организуется со всеми категориями военнослужащих. В подготовительный период оно проводится во время, предусмотренное планом морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боя, а в ходе боевых действий – по решению командира во время, когда непосредственно боевые действия не ведутся (в перерывах между боями, на привалах и т.д.).

В ходе чеченской кампании особое внимание в информационно-воспитательной работе уделялось укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях объединенной группировки, воспитанию у личного состава законопослушания, понимания необходимости беспрекословного подчинения приказу командира. В этих целях проводились специальные юридические информации, встречи воинов с работниками военной прокуратуры. Личному составу разъяснялись положения Уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские преступления. Воинов знакомили также с историей чеченского народа, его обычаями, национальными традициями.

Боевое информирование организуется и проводится с личным составом, непосредственно выполняющим боевые (учебно-боевые) задачи. Большое внимание уделяется доведению до военнослужащих памяток о боевых действиях в различных условиях, особенно в горах, в городе, о порядке обнаружения и обезвреживания мин противника и другое.

Боевое информирование призвано широко раскрывать инициативу, смекалку, бесстрашие и героизм российских военнослужащих при выполнении ими воинского долга. Оно проводится как непосредственно перед выполнением, так и в процессе реализации учебно-боевых задач. Главное место здесь отводится личному контакту, отдаче приказов, распоряжений и их разъяснению, передаче информации по техническим средствам связи, посредством боевых листков и листовок-молний. Такое информирование личного состава осуществляют командиры, офицеры штабов и органов воспитательной работы, специально назначенные люди из числа офицеров, прапорщиков и сержантов. Информации проводятся, как правило, с офицерами – в масштабе полка или батальона, с солдатами и сержантами – в масштабе роты (отдельного взвода).

В целях разъяснения военнослужащим особенностей предстоящей операции в Чечне, конкретных боевых задач и способов их решения была налажена система боевого информирования. Ежедневно в отделениях, экипажах, расчетах проводились 15-20-минутные информации. Использовались также читки газет, доведение до личного состава информации, поступавшей из штабов СКВО и объединенной группировки войск. Материалы для боевого информирования готовились офицерами воспитательных структур, а для непосредственного их доведения до воинов привлекались командиры подразделений, их заместители по воспитательной работе, офицеры штабов, наиболее подготовленные солдаты, сержанты и прапорщики из состава боевого актива, имеющие опыт афганской войны, участвовавшие в ликвидации вооруженных конфликтов в Молдове, Закавказье, Средней Азии и других местах.

Офицеры постоянно учитывали решаемые задачи. Так, накануне совершения марша личному составу доводились задачи марша, обязанности военнослужащих, сигналы оповещения и порядок действий по ним. Непосредственно на марше командиры, их заместители по воспитательной работе осуществляли постоянный контроль за действиями личного состава, во время коротких остановок и привалов доводили до воинов обстановку в Чеченской Республике, разъясняли решения Российского правительства, поставленную задачу. Основным источником информации в этих условиях было радио. Офицеры-воспитатели прослушивали радиосообщения, обобщали их и доводили до военнослужащих. Свою главную задачу они видели в том, чтобы путем непрерывного личного общения с воинами укрепить их морально-психологическое состояние, уверенность в своих силах, в возможностях боевой техники и оружия, психологически подготовить их к боевому соприкосновению с дудаевскими вооруженными формированиями.

В ходе боевых действий повышению морального состояния и психологической устойчивости личного состава способствовала активная работа по своевременному раскрытию примеров мужественного поведения и героических подвигов сослуживцев в боях с дудаевцами. Организовывались выступления воинов, отличившихся в боях. Одновременно разъяснялись характерные ошибки, неправильные действия отдельных воинов, которые в боевой обстановке приводили к ранению или гибели.

В ходе информирования командиры, офицеры воспитательных структур вели широкую разъяснительную работу по разоблачению вражеской пропаганды, раскрывали подлинный смысл дудаевских угроз, призывали не поддаваться на провокации, побуждали к проявлению духовной и боевой стойкости.

Боевое информирование проводилось в форме непродолжительных бесед непосредственно во взводах, на блокпостах, огневых позициях. Личному составу сообщались данные о ходе боевых действий, сведения о противнике, разъяснялись полученные боевые задачи, указывались наиболее целесообразные способы их выполнения. Одновременно анализировались действия отделений, экипажей, расчетов и отдельных воинов, обобщался и доводился до личного состава передовой опыт, подробно разбирались просчеты и ошибки в бою. Личный состав также регулярно информировался о ходе и результатах усилий по освобождению заложников.

Говоря о боевом информировании, надо также сказать, что во взводах, расчетах, экипажах и отделах для ведения такой работы назначаются информаторы из числа солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Как правило, они привлекаются для проведения отдельных тем боевого и политического информирования.

Общественно-государственная подготовка военнослужащих направлена на формирование у них высоких морально-психологических и боевых качеств, образцовое выполнение воинского долга, разъяснение внутренней и внешней политики Российского государства, места и роли Вооруженных Сил России, обеспечение понимания военной опасности, воспитание уверенности в правоте нашего дела и окончательной победе над врагом, воспитание любви и уважения к командирам и т.д.

Занятия проводятся в форме политчаса методом рассказа и живой развернутой беседы. Методические пособия по темам в помощь руководителям групп общественно-государственной подготовки разрабатываются в частях.

Тематика занятий может быть следующей: военно-политическая обстановка и задачи личного состава; свято и нерушимо соблюдать военную присягу, точно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, защищать их в бою; патриотизм – источник духовной силы российского воина и др.

С учетом решаемых задач и региона действий тематика может изменяться. Так, в ходе боевых действий в Чеченской Республике на занятиях по общественно-государственной подготовке изучались темы: “Чеченская Республика – территория России, составная часть ее конституционного пространства”, “Место и роль Вооруженных Сил в локализации вооруженного конфликта на территории Чечни”, “Обычаи и традиции чеченского народа и задачи военнослужащих по установлению национального согласия в Северо-Кавказском регионе” и т.п. В частях, не принимавших непосредственного участия в боевых действиях, в интересах поддержания боевого настроя проводились занятия по темам: “Задачи и характер действий российских войск по защите конституционного строя в Чеченской Республике”, “Присяге и воинскому долгу - верны”, “Быть в постоянной боевой готовности, проявлять высокую бдительность”, “Отлично знать, бережно хранить и умело применять боевую технику и оружие” и др. 

В любой обстановке офицер по общественно-государственной подготовке и информированию, каждый командир, заместитель по воспитательной работе должны заниматься распространением информации путем: направления в подразделения всех видов подготовленных материалов; информирования государственных органов и общественности по вопросам, представляющим взаимный интерес; распространения информации в ходе массовых общественно-политических мероприятий; выступлений на совещаниях, сборах, в средствах массовой информации.

В ряде случаев офицеры подразделений могут взаимодействовать с государственными органами и общественными объединениями граждан, религиозными организациями, творческими союзами, благотворительными фондами и иными объединениями, действующими в интересах военнослужащих и членов их семей.

В ходе контактов с представителями местных органов власти решаются вопросы использования местных полиграфических мощностей, средств массовой информации, культурно-досуговых учреждений в целях морально-психологического обеспечения действий войск, доставки газет и журналов личному составу, особенно на языках местных национальностей, и многие другие.

Так, при ведении боевых действий в Афганистане и Чечне взаимодействие с местным населением осуществлялось следующим образом. На подходе к населенным пунктам командиры подразделений информировали местных авторитетов, старейшин о своих задачах, вступали с ними в переговоры о взаимном неприменении оружия и беспрепятственном прохождении наших войск через населенные пункты. Эти переговоры нередко заканчивались успешно.  

Боевые действия в Чечне выявили одну особенность, которая не имела прецедента в истории российской армии, – массовое прибытие родителей военнослужащих в части и подразделения федеральных войск. В связи с этим стали создаваться специальные структуры по работе с родительской общественностью. В округах начали действовать справочно-информационные центры. Они помогали родителям устанавливать связь с сыновьями, узнавать о месте их нахождения, состоянии здоровья. Были случаи, когда, получив от сына весточку или фотографию, на которой он изображен вместе с командиром и боевыми товарищами, и увидев его живым и здоровым, родители успокаивались, отказывались от небезопасной поездки в Чечню.

В ряде частей оборудовались специальные палатки для временного проживания родителей. Командиры, офицеры воспитательных структур стремились использовать их приезд для укрепления морального духа и психологической устойчивости войск. Так, в одном из подразделений воины встретились с матерью троих сыновей – участников операции, награжденных боевыми орденами. Мужественная женщина обратилась через газету “Красная звезда” ко всем воинам с призывом честно и добросовестно выполнять воинский долг.

*        *

*

 

 Таким образом, информационно-воспитательная работа охватывает широкий круг вопросов и направлена на мобилизацию военнослужащих в целях успешного выполнения поставленных боевых (учебно-боевых) задач.

Решение сложных и ответственных задач успешного ведения боевых действий предъявляет высокие требования к командирам, штабам и воспитательным органам по дальнейшему совершенствованию информационно-воспитательной работы.

Практика войск позволила выработать основные задачи, выявить условия эффективности, формы, содержание информационно-воспитательной работы, определить ее силы и средства. Правильно используя и совершенствуя войсковой опыт, офицеры могут обеспечить высокое качество информационно-воспитательной работы при подготовке к боевым действиям и в ходе их, и этим добиться успешного решения боевых задач.

 



Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Кузнецов В.А., Тютченко А.М. Документы по морально-психологическому               обеспечению боевых действий (полк). – Самара, 1997. -С. 8-9, 13-14, 21-24.

2. Кузнецов В.А., Тютченко А.М., Караяни А.Г., Чертополох А.А. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). – М.: ВУ, 1996. -С. 10-11, 35-37, 59.              

3. Маликов В.Г. В бою – не до реорганизаций // Ориентир. -1995. -№ 12. -С. 31.

4. Методические рекомендации по организации информационного обеспечения в войсках ПриВО. – Самара, 1993.

5. Некоторые проблемы морально-психологического обеспечения отмоби-                                      лизования и боевых действий. Материалы сбора офицеров воспитательных структур МВО. Видеофильм. – М., 1996.

 6. Особенности морально-психологического обеспечения действий войск в ходе локального конфликта (по опыту учений «Редут‑96»). – М., 1997. -С. 21.

 7. О совершенствовании военных средств массовой информации Министерства обороны Российской Федерации/ Приказ министра обороны Российской Федерации № 48 – 1994 года.

 8. Тютченко А.М. Информационная работа в дивизии (полку) при выполнении боевых задач// Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. – М.: ГА ВС, 1994. -С. 67-85.

 9. Тютченко А.М. Информационно-воспитательная работа в соединении (части) в боевой обстановке// Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности войск. – М.: ВУ, 1999. -С. 40-60.

10. Чертополох А.А. Методы и технологии информационно-воспитательной работы: Учебно-методическое пособие. -М., 1998.

 

ГЛАВА 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: