Психологическая подготовка личного состава к боевым действиям

Психологическая подготовка представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы.

Сущность психологической подготовки состоит в создании у отдельных военнослужащих, воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов. Ясно, что все это может относиться лишь к тем военнослужащим, которые прошли соответствующее психологическое обследование и признаны пригодными к военной службе. В условиях войны или крупного военного конфликта такое обследование может быть осуществлено лишь в военкоматах или на специальных пунктах сбора в рамках профессионального психологического отбора, так как в воинских частях средств для решения этой задачи явно недостаточно.

Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую.

Общая психологическая подготовка к современной войне достигается формированием у военнослужащих патриотизма, негативных установок по отношению к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активности, готовности к самопожертвованию, то есть путем определенной мотивации, целеустремленности, направленности, а также выработкой интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других качеств, необходимых для эффективного решения задач воинской деятельности.

Такая психологическая подготовка предполагает формирование у военнослужащих боеустойчивой психики. Важными задачами являются сплочение, слаживание, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, превращение их в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельности и предупреждения психотравматизации военнослужащих.

Специальная психологическая подготовка осуществляется в целях достижения требуемой дееспособности, усвоения системы военных знаний, навыков, умений, привычек поведения в экстремальных ситуациях. Для этого у военнослужащих развиваются такие важные качества, как профессиональное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, профессиональное мышление, а также способность противостоять характерным для конкретной деятельности стрессорам. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т.д.

Целевая психологическая подготовка формирует у военнослужащих установки на выполнение конкретной задачи, на активизацию, настрой психики, выработку психологической готовности сделать все качественно. Немаловажным здесь является целесообразноераспределение и перераспределение личного состава по подразделениям, командам, боевым группам с учетом требований боевой задачи к психологическим возможностям, боевому опыту воинов и той функции, которую они выполняют в коллективе. Для этого условия предстоящей деятельности должны быть описаны с использованием психологических терминов, то есть оценены с точки зрения их возможного влияния на психику человека.

Детальному анализу подвергаются социально-психологические, боевые и эргономические факторы.

При изучении социально-психологических факторов внимание командиров, офицеров воспитательных органов, психологов обращается на то, как отражены в сознании военнослужащих следующие общественные явления: отношение к войне значимых для них социальных групп, степень популярности войны в сознании масс; понятность и приемлемость для ее участников официально сформулированных целей войны, достигаемых в ней социально-политических, экономических, национальных, религиозных и других результатов; степень психологической и реальной включенности различных социальных групп в войну; характер отношения общества к воюющей армии, наличие антиармейских настроений и акций; сформированность в общественном сознании «образа врага»; успешность развития боевых событий; авторитетность лиц, осуществляющих руководство боевыми действиями войск; групповая совместимость и сплоченность воинских подразделений и др.

Анализ специфики боевых факторов предполагает выяснение: конкретных источников и видов опасности для жизни военнослужащих; степени интенсивности предстоящих боевых действий; достаточности информации и времени для решения боевой задачи; наличия в составе сил противника иррегулярных формирований; возможных физических и психологических потерь своих войск; возможностей противника по осуществлению информационно-психологических акций и др.

Эргономические факторы связаны с характеристиками среды и технологических условий осуществления боевой деятельности. К ним относятся: природно-географические и погодно-климатические условия боевой обстановки; физико-химические условия среды обитания (температура воздуха, наличие в нем вредных примесей и процентное содержание кислорода); уровень шума, вибраций, атмосферного давления, освещенности и др.; соотношение ритма деятельности военнослужащих и естественных биоритмов жизнедеятельности человека; возможность целесообразного чередования деятельности, отдыха, сна, своевременного питания; степень отрыва военнослужащих от основных сил, их изоляция, закрытость пространства и др.

Не может быть психологической подготовки вообще, своеобразие перечисленных факторов требует соответствующей коррекции программ подготовки личного состава. Результатом целевой подготовки должны стать максимальная мобилизованность психических и психофизиологических возможностей человека и их сосредоточение на достижении цели боевой деятельности, включение регуляторов поведения из подсознательного слоя психики человека и синергетических эффектов психологии группы.

Таким образом, психологически подготовить военнослужащих к боевым действиям значит:

а) заблаговременно (до вступления в бой) сформировать у них психологическую подготовленность (устойчивость) – систему психологических качеств (знаний, навыков, установок, умений, убеждений, мотивов, личностных качеств), определяющих их потенциальную возможность преодоления трудностей и успешного выполнения поставленной задачи;

 б) непосредственно перед выполнением конкретной боевой задачи сформировать у воинов состояние психологической готовности, т.е. активности, нацеленности, настроенности, мобилизованности психики на преодоление трудностей предстоящей боевой деятельности; распределить людей таким образом, чтобы воинский коллектив сам выступал своеобразным стимулятором боевой активности и «психотерапевтом» для своих членов.

Анализ литературных источников и повседневной практики войск позволяет выделить следующие формы психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям:психологическое просвещение; занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие необходимых психологических качеств и состояний; специальные формы - психотренинги, приемы психической саморегуляции, настрои и др.

Психологическое просвещение как форма психологической работы представляет собой систематическое и организованное распространение среди военнослужащих психологической информации в целях формирования у них понимания закономерностей функционирования психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, умения управлять собственной психикой и оказывать психологическую помощь сослуживцам.

Практика показывает, что зачастую простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событиями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принципу «предупрежден — значит защищен». На этот факт еще в начале XX века указывал известный военный психолог Г.Е.Шумков. Он считал, что предварительное ознакомление воинов с реальными событиями в бою - в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний - есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно, и рациональная работа в целях преодоления вредного влияния сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха.

Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности. Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательными органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне. В войска были направлены разработанные учеными Военного университета рекомендации о методах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи; о приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и другие. Во многих частях и подразделениях сложилась стройная и действенная система информирования военнослужащих.

Заслуживает внимания опыт работы командования вооруженных сил США. Большая разъяснительная работа была проведена им с личным составом американского контингента в зоне Персидского залива при подготовке операции «Буря в пустыне». Военнослужащим были выданы памятки о способах эффективного выживания в пустыне, информационные материалы, отражающие специфику проявления человеческой психики в боевой обстановке.

Практика показывает, что психологическая информация может доводиться в устной форме (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий) и в печатной (памятки, листовки, боевые листки, военная печать), путем просмотра и обсуждения кинофильмов и др. Эффективность психологического просвещения повышается в том случае, если распространяемая информация конкретизирована в связи со спецификой предстоящей деятельности, отвечает уровню подготовки военнослужащих и их настроениям, не запугивает людей, а дает ключ к пониманию происходящего.

Занятия по предметам боевой подготовки должны быть ориентированы на развитие необходимых психических качеств и состояний военнослужащих.В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, что свойственно реальной боевой обстановке, а также многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в таких условиях. Другими словами, в процессе занятий по огневой, тактической, технической и другим видам боевой подготовки должны моделироваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке. Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, сформировать у них такие волевые качества, как решительность, стойкость, самообладание, мужество. Психологическая подготовка должна осуществляться в природно-географических, погодно-климатических, социально-политических и эргономических условиях, сходных с условиями предстоящей деятельности.

Моделирование угнетающих психику факторов современного боя, как показывает отечественный и зарубежный опыт, может также осуществляться с помощью комплексных систем имитации обстановки боя: компьютерных тренажеров для управления боевыми действиями подразделений; лазерных имитаторов стрельбы; компьютерных тренажеров для подготовки боевых специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности; средств имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывчатые вещества, имитаторы ядерных взрывов, учебные рецептуры ОВ, имитаторы радиоактивного заражения, учебная радиоактивная пыль, имитационные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источники сильного света); средств звуковещания с фонотеками звуковой картины боя; имитационных минных полей; средств имитации результатов применения оружия и боеприпасов (разрушенные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженых, паникеров и др.); средств, применяемых в реальном бою (проволочные заграждения и малозаметные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, колейные мосты) и др.

К числу специальных форм психологической подготовки, как правило, относят идеомоторную тренировку и созданные на ее основе ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, гетеротренинг, а также аутогенную тренировку, настрои. К этой же группе, по всей видимости, следует отнести и такие хорошо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и т.д.

Таким образом, в процессе боевой учебы военнослужащий должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для боевой обстановки воздействий на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: