Музыкальный материал к теме «Легенды о музыке»

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Тема №1. Введение. Легенды о музыке. Роль музыки в нашей жизни………2

2. Тема №2. Выразительные средства музыки…………………………………...8

3. Тема №3. Музыкальные тембры………………………………………………13

4. Тема №4. Музыкальные формы……………………………………………….23

5. Тема №5. Музыкальные жанры: песня, романс, танец, марш………………27

6. Тема №6. Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов- классиков……………………………………………………...41

7. Тема №7. Программно- изобразительная музыка……………………………46

8. Тема №8. Музыка и театр……………………………………………………..53

9. Тема №9. Детская музыка композиторов 20 века……………………………69

Список литературы………………………………………………………………..75

Приложения.

Тема №1. Введение. Легенды о музыке. Роль музыки в нашей жизни.

Дорогие ребята!

Совсем недавно вы впервые переступили порог музыкальной школы. С тех пор вы с удовольствием посвящаете свое время музыке и уже научились немного играть, петь по нотам. Но чтобы стать хорошим музыкантом, нужно еще и много знать. И, прежде всего, знать музыкальную литературу – богатства народного искусства, классическую и современную музыку.

У каждого из вас есть любимые книжки. И чем больше книг вы читаете, тем больше находите среди них хороших друзей. Могут быть любимые произведения и в музыке, если ее часто слушать и хорошо знать. Композиторы создали много замечательных песен, хоров, произведений для фортепиано, оркестра, опер и балетов. Встреча с ними обещает быть интересной. Она станет для вас открытием чудесного мира, полного красоты, больших и глубоких чувств.

На занятиях музыкальной литературы вы познакомитесь с лучшими произведениями музыкального искусства. Вы узнаете о значении музыки в жизни людей, о ее содержании и выразительных средствах, о музыкальных тембрах, формах и жанрах, о различных видах музыкальных произведений. Вам расскажут о великих композиторах и событиях музыкальной жизни, познакомят с искусством известных музыкантов – исполнителей и певцов. На уроках музыкальной литературы вы и сами научитесь рассказывать о музыке.

Учебник по музыкальной литературе поможет вам готовиться дома к урокам, повторять пройденное в классе.

Роль музыки в нашей жизни.

Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: на телевидении, в театре, в концертном зале, на стадионе, в школе… Ни один праздник не обходится без музыки. Песни, марши, танцы- их непременные спутники.

С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Молодежь любит танцевальную музыку. Траурная музыка звучит, когда человека провожают в последний путь.

Музыка – наш хороший друг. С ней приятней отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков привлекал людей своей выразительностью и красотой. Музыка передается от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека.

Еще в древности люди считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена.

 

Легенды о музыке.

 

«Аполлон и музы». Согласно легенде, боги обитали на священной горе Олимп. Царил там Зевс – бог – громовержец, владыка богов и людей. Среди его детей самый могущественный – Аполлон (Феб)- бог света, покровитель искусств. Облик юного бога запечатлен во многих скульптурах. В одной из них он изображен с золотой кифарой в руках, в легких развивающихся одеждах, с лавровым венком на гордо поднятой голове. И, глядя на прекрасную статую, мы словно слышим торжественную песнь Аполлона.

Юные богини – музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Всего их девять, и каждая из них покровительствует определенному виду искусства, науки. Так, четыре из них – покровительницы музыкального и поэтического искусства: Евтерпа – муза лирической поэзии и песен, Каллиопа – муза эпической поэзии, древних сказаний, Полигимния – муза священных гимнов, Эрато – муза любовной поэзии. Терпсихора покровительствует танцу, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии. Восьмая муза – Клио- покровительница истории, девятая- Урания- покровительница астрономии. Обитают музы на священной горе Парнас. И когда их божественные голоса поют гимны под аккомпанемент золотой кифары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их стройному пению.

Гармония и красота муз, их искусство связывают людей с красотой и вечностью космоса (многие планеты, созвездия носят названия древнегреческих богов, героев античных легенд). Ведь слово «космос» означает не только «вселенная», «мир», но и «красота», «порядок». Даже число муз – девять- символично, это девять планет солнечной системы. Древнегреческий философ и математик Пифагор считал, что при гармоничном, строго упорядоченном движении девяти планет возникает «музыка сфер», которая порождена мелодичными звуками каждой из них. Слово «музыка» в Древней Греции означало «искусства муз», служившие воспитанию души.

 

    «Состязание Аполлона и Пана». Богом природы, лесов и пастбищ был Пан. По приданию, он родился с козлиными ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе обратилась в бегство. Но отец обрадовался рождению сына и отнес его на светлый Олимп. Боги- олимпийцы громко смеялись, глядя на Пана. Пан не захотел оставаться на Олимпе и ушел в тенистые зеленые леса. Там он пас стада и играл на свирели. Как гласит легенда, именно он изобрел свирель, вырезав ее из тростника.

    Изображения Пана в скульптуре и живописи сохраняют нам облик козлоногого бога со свирелью в руке (ее называют флейтой Пана). Старец некрасив, но он добродушно улыбается. Пан и страшен, и смешон. Люди, видевшие Пана, спасались от него бегством. Отсюда и родилось слово «паника», то есть безумный страх.

    … Пан так гордился своей игрой на свирели, что вызвал на состязание самого Аполлона. В пурпурном плаще, с золотой кифарой, увенчанный лавровым венком, явился златокудрый Аполлон.

    Начал состязание Пан. Раздался веселый и простой пастуший наигрыш, такой же простодушный, как и сам Пан. Затем Аполлон ударил по струнам своей золотой кифары, и полились величавые звуки гимна. Затихло все, смолкли птицы, замерли люди, слушая дивную мелодию. Отзвучал величавый гимн, но никто не смел нарушить священную тишину…

    Все признали победу Аполлона в этом состязании. И только царь Мидас, мнивший себя знатоком музыки, стал восхвалять игру козлоногого Пана. Она понравилась ему гораздо больше, так как была проста и понятна.

    Разгневался златокудрый Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. Уши покрылись шерстью и превратились в ослиные. С тех пор наказанный царь прятал свои ослиные уши под высоким колпаком.

    А опечаленный Пан ушел в тенистые леса, и оттуда часто раздаются звуки его свирели – то грустные, то веселые…

    Однажды брадобрей Мидаса, приводя в порядок его прическу, случайно сдвинул злополучный колпак. О, ужас! Он увидел на царской голове ослиные уши и вскрикнул от страха. Разгневанный царь приказал брадобрею молчать – молчать под страхом лютой казни. И брадобрей замолчал на несколько лет. Но как тяжело хранить тайны, особенно чужие! И брадобрей не выдержал. Поздним вечером он пришел на берег реки, вырыл ямку и, наклонившись к ней, тихо сказал: «Ямка, ямка! А у царя Мидаса ослиные уши» – и тут же зарыл ее. Кругом не было ни души. Но…его слова услышали тростники, росшие на берегу реки. Они заволновались, зашелестели и разнесли страшную тайну по всей реке, а река – по всему свету.

    «Легенда об Орфее». Имя древнегреческого певца Орфея известно более двух тысяч лет. Он был, как повествует легенда, сыном речного бога и музы Калиопы. Не было равных ему в искусстве пения и игры на лире. Когда Орфей пел, аккомпанируя себе на золотой лире, вся природа затихала, внимая божественному голосу певца. До нашего времени сохранились изображения Орфея с лирой в руках среди цветов и деревьев.

    Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Но счастье юных супругов длилось недолго. Вскоре после свадьбы Эвридика с подругами пошла в рощу собирать весенние цветы. Она не заметила в густой траве змею и наступила на нее. Укус змеи оказался смертельным. Громко вскрикнула Эвридика и, бездыханной, упала на зеленую траву. На крик сбежались подруги, но Эвридика была уже мертва (хор подруг Эвридики).

    Огласилась роща плачем подруг. Услыхал его Орфей: быстрее ветра примчался он сюда и увидел среди цветов на траве безжизненное тело любимой. Отчаяние охватило Орфея. Не мог он смириться со смертью Эвридики, не мог ничем утешиться. И скорбела с ним вся природа, рыдая дождями. Спрятался в тучах золотой лик солнца, завяли весенние цветы. Умолкла волшебная лира певца.

    Много времени прошло, но не утихала душевная боль Орфея. Отчаявшись, он решился бросить вызов бессмертным богам и отправился в подземное царство мертвых, чтобы вернуть Эвридику на землю.

    Царство мертвых, владыкой которого был бог Аид, находилось далеко- далеко на краю земли. Путь к нему лежал через мрачные ущелья, пропасти и пещеры. Мир живых и мертвых разделяли черные воды священной реки Стикса. Попасть в царство Аида можно было, только переплыв реку в ладье Харона – перевозчика душ умерших, и не один смертный не ступал в его ладью.

    Но велика была любовь Орфея, и потому беспримерна его дерзость. Своим волшебным голосом заворожил он сурового Харона, и тот, нарушив свой запрет, перевез его на другой берег, в царство мрачного Аида.

    Новые испытания ждут Орфея. Сначала ему преградили путь злые ведьмы- фурии (хор и пляска фурий).  Затем на него бросился трехглавый пес Цербер. Но не страшны они Орфею. Своим пением он растрогал неумолимых фурий, усмирил злобного пса. Играя на золотой лире, Орфей приблизился к трону Аида и почтительно склонился перед ним. Бог подземного царства, пораженный отвагой смертного, долго его разглядывал, а затем велел спеть. И тогда запел Орфей о своей великой любви к Эвридике, о своей безмерной тоске по ней. Склонив голову на грудь, слушал вдохновенное пение Аид. Слезы дрожали на ресницах его жены Персефоны. Все подземное царство внимало ему. Но вот затихли золотые струны, замерла песнь Орфея. Долго молчал Аид, а затем промолвил: «Великий певец! Ты растрогал меня. Твое искусство достойно награды богов. Я отпущу Эвридику с тобой на землю. Но помни мое условие! Когда ты будешь возвращаться, Эвридика пойдет следом за тобой. Иди и не оглядывайся до тех пор, пока не выйдешь из моих владений. Нарушишь мое условие – потеряешь ее навсегда».

    И вот Орфей пустился в обратный путь. Он слышит за своей спиной шаги Эвридики. Уже позади мрачное царство Аида, черные воды священного Стикса. Каменистая узкая тропа ведет наверх, к свету. Уже забрезжил первый солнечный луч, выход близок! Вдруг Эвридика вскрикнула, и…Орфей оглянулся. Совсем рядом увидел он Эвридику, в отчаянии протянул ей руки. Но тщетно. Тень Эвридики стала быстро удаляться и исчезла во мраке… Окаменел Орфей, охваченный отчаянием.

    Шли годы. Погиб Орфей. Его золотая лира одиноко плыла по водам быстрой реки. Но боги не дали погибнуть лире великого певца. Они подхватили ее и вознесли на небосвод. Когда по вечерам зажигаются звезды, сияет среди них и созвездие Лиры…

    Немецкий композитор 18 века Кристоф Виллибальд Глюк создал одноименную оперу на сюжет мифа об Орфее. Одна из прекраснейших мелодий Глюка звучит во втором действии. Она была создана для сцены в Элизиуме – царстве блаженных теней, куда попадает Орфей, разыскивая Эвридику. Следует призрачный танец теней. В этой балетной сцене мы услышим вдохновенную и горестную мелодию флейты (сцена в полях Элизиума).

    Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже бессмертных богов. Для Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.

На сюжет легенды об Орфее созданы также: итальянская опера «Эвридика» (1600 г.), опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей» (начало 17 века), мелодрама русского композитора Евстигнея Фомина «Орфей» (конец 18 века). В 20 веке миф об Орфее возродился в балете русского композитора Игоря Стравинского.

 

«Из былины о Садко». Сказки, легенды, предания разных народов мира хранят имена своих выдающихся музыкантов. Так, в Древней Руси на протяжении нескольких веков слагались былины о новгородском гусляре Садко. В одной из них сказывалось:

В славном Нове- граде

Как был Садко –купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчатые.

Слава о нем рекой лилась по Великому Новгороду:

Звали Садка в боярские терема златоверхие,

В купеческие хоромы белокаменные.

Заиграет он, заведет напев-

Все слушают гусляра, не наслушаются…

 

Задумал Садко плыть в далекие моря – насмотреться чудес невиданных, побывать в странах неслыханных да спеть там славу Господину Великому Новгороду.

И сказал он богатым купцам новгородским: «Кабы была у меня золота казна да дружинушка хоробрая, я не сидел бы сиднем в Нове – городе. Не стал бы жить по старине – по пошлине. Не пировал бы день и ночь, не бражничал. Пробегали бы мои бусы- корабли, объезжали бы моря синие. Накупил бы я в краях дальних скатна жемчуга да камней самоцветных и понастроил бы в Нове- городе церквей Божиих с золотыми маковицами. Разнеслась бы тогда по далеким морям, по раздолью земли слава Новгорода» (песня Садко «Кабы была у меня золота казна»).

Рассердились купцы спесивые, не стерпели упрек: «Не тебе нас корить, не тебе нас учить. Ты гусляр простой, не торговый гость». Насмеялись над ним и прогнали.

Опечалился Садко, пошел на берег Ильмень- озера, ударил в струны звонкие и запел песню- кручинушку (песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»).

Услыхало Ильмень – озеро песню дивную, всколыхнулося. Выплыла стая лебедушек. Обернулись они красными девицами. Вышла на берег прекрасная Волхова, дочь царя Морского: «Долетела песнь твоя до глубокого дна Ильмень- озера. Пополнили сердце мне твои песни чудные». За песню да за игру посулила Волхова Садку чудных рыб- золоты перья.

Вернулся Садко в город и стал биться о велик заклад:

 

 

Ай же вы, купцы новгородские!

Как знаю чудо- чудное в Ильмень- озере:

А есть рыба – золоты перья в Ильмень- озере!

Ударим- ка о велик заклад:

Я заложу свою буйну голову,

А вы залагайте лавки товара красного.

 

Не поверили купцы Садку, на смех подняли. Собрался народ вокруг них, торговые гости заморские: Индийский, Веденецкий да Варяжский. Сурово звучит рассказ Варяжского гостя – его песня о величавой северной природе, об отважных людях «стран полнощных». Завораживает песня Индийского гостя, услаждает слух песня Веденецкого (Венецианского гостя). Каждый восхваляет свой край, его богатство и красоту.

Забросил тут Садко невод шелковый в Ильмень- озеро и выловил трех рыб – золоты перья. Подивились купцы, догадалися, что сам грозный царь Морской прислал Садку подарок, за песни дивные наградил его. Снарядил Садко тридцать и един корабль, попрощался с людом новгородским да на прощание запел молодецкую песню (песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная»).

Песня Садко с хором «Высота» и песня Садко «Ой, ты темная дубравушка» звучат в опере Н.А. Римского –Корсакова «Садко». В ней композитор, прекрасно знавший русское народное творчество, использовал старинные напевы, наигрыши, былины. Силой своего таланта и фантазии он преобразил древние мелодии, обновил и украсил их звучание.

 

Вопросы и задания:

1. Какие боги Олимпа вам известны? Кто такие музы? Назовите их имена.

2. Расскажите миф о состязании Аполлона и Пана. За что был наказан царь Мидос?

3. Изложите содержание легенды об Орфее. Кто автор знаменитой оперы «Орфей»? Назовите имена композиторов, которые также посвятили свои произведения легендарному певцу Орфею.

4. Кто автор оперы- былины о новгородском купце- гусляре «Садко»? За что царь Морской одарил Садко рыбами – золоты перья?

5. Вы узнали не всю легенду о Садко. Самые интересные приключения у него впереди. Прочтите о них в былинном сказе «Садко».

6. Спойте или исполните на фортепиано 3 песни Садко.

        

Музыкальный материал к теме «Легенды о музыке».

 

1. К. Глюк. Опера «Орфей». «Хор подруг Эвридики», «Хор и пляска фурий», «Сцена в полях Элизизиума» (диск 1).

2. Н. Римский- Корсаков. Опера «Садко». Песня садко «Кабы была у меня золота казна», песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка!», песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя, песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная» (диск 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: