СОДЕРЖАНИЕ.
1. Тема №1. Введение. Искусство барокко…………………………………….2
2. Тема №2. Иоганн Себастьян Бах…………………………………………….4
Жизненный путь композитора……………………………………………4
Творчество И.С. Баха. Полифонические произведения Баха…………..8
Сюиты Баха………………………………………………………………..11
Органные произведения Баха…………………………………………….11
3. Тема №3.Йозеф Гайдн………………………………………………………..14
Жизненный путь композитора……………………………………………14
Симфоническое творчество Гайдна. Симфония №103 «С тремоло литавр»……………………………………………………………………..16
Фортепианное творчество Гайдна………………………………………..18
4. Тема №4. Вольфганг Амадей Моцарт……………………………………….22
4.1. Жизненный путь композитора……………………………………………..22
4.2. Творчество В.А. Моцарта. Симфония №40 соль минор………………….24
4.3. Соната ля мажор……………………………………………………………26
4.4. Опера «Свадьба Фигаро»…………………………………………………..26
5. Тема №5. Людвиг Ван Бетховен………………………………………………29
|
|
Жизненный путь композитора……………………………………………..29
Творчество Бетховена. Фортепианная музыка……………………………32
Симфоническое творчество Бетховена. Симфония №5 до минор………35
Увертюры Бетховена. Увертюра «Эгмонт»……………………………….37
6. Тема №6. Франц Шуберт………………………………………………………38
Жизненный путь композитора……………………………………………..38
Вокальное творчество Шуберта…………………………………………...41
Фортепианные произведения Шуберта…………………………………...43
Симфония си минор «Неоконченная»…………………………………….44
7. Тема №7. Фридерик Шопен…………………………………………………...46
Жизненный путь композитора……………………………………………..46
Мазурки и прелюдии Шопена……………………………………………...49
Полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды Шопена…………………………...51
8. Тема №8. Развитие оперы в 19 веке…………………………………………..53
9. Тема №9. Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце 19 – начале 20 веков…………………………………………………………………56
Список литературы………………………………………………………………...59
Приложения.
Тема №1. Введение. Искусство барокко.
Мы начнем наш учебник с творчества композитора, жившего в 18 веке. Это совсем не говорит о том, что до 18 века не было музыки или крупных композиторов. Ты уже знаешь, что истоки музыкальной культуры восходят к тем далеким временам, когда человечество переживало младенческий возраст. За эти столетия появилось так много замечательных композиторов, что рассказать обо всех просто невозможно в одном учебнике. Мы же начнем с 18 столетия потому, что это было время, когда в европейских странах начался бурный расцвет профессиональной светской музыки, когда уже сложились такие музыкальные жанры, как опера, оратория, увертюра, сюита, соната и другие.
|
|
Предшествующее столетие можно рассматривать в истории музыки как своеобразный рубеж. Оно подвело итоги всему накопленному в веках. И одновременно от него берут начало много новых жанров музыкального искусства. Но самое главное, что было сделано в 17 веке – это разделение церковной и светской профессиональной музыки. Именно это дало возможность зародиться новым музыкальным жанрам, которые мы только что перечислили.
Представьте себе две параллельные линии. По одной из них идет развитие полифонической музыки (полифония – многоголосие). В полифонии все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии. Она преобладает в жанрах церковного происхождения. В гомофонно – гармоническом стиле ведущее значение имеет только один голос, который ведет мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют. Этот склад был распространен в бытовой музыке и привел к распространению светских концертных жанров. Одна линия – путь к фуге, вторая – к сюите, концерту, симфонии. Конечно, полного разделения между полифонией и гомофонией не бывает. Все равно в музыке одного склада можно заметить признаки другого.
В 17 веке центром музыкальной культуры была Италия. Самым популярным жанром стала опера, родившаяся в этой стране, с ее яркими мелодиями, виртуозными ариями, бурными увертюрами. Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества. Внутри оперы складывались новые жанры инструментальной музыки: увертюра, оркестровая и балетная сюита. Даже в духовную музыку – ораторию, кантату – стали проникать оперные формы. Многие композиторы в разных странах подражали итальянским произведениям, писали в «итальянском» стиле.
Все, о чем мы сейчас говорили, проявилось в одном из главных стиле искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века – искусстве барокко.
Буквальный перевод этого слова с итальянского языка означает «странный, причудливый, вычурный». Чаще всего его применяют в отношении к архитектуре, где барокко- символ величия, пышности, декоративности. Здания, построенные в этом стиле, украшались лепкой, орнаментами, скульптурами. Внутри помещений располагали множество зеркал, расписных панно, которые зрительно еще больше расширяли помещения. Таков, например, построенный по проекту архитектора В. Растрелли Зимний дворец в Санкт – Петербурге. Наиболее ярко этот стиль проявился в Италии, где творили известный архитектор Бертини, художник Караваджо.
Искусство барокко ярче других современных ему направлений отразило глубокие противоречия эпохи. Ведь это время, с одной стороны, было отмечено церковной и монархической реакцией, а с другой – огромным подъемом передовых сил. Это эпоха необычайного взлета человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Г. Галлией, Б. Паскаль, Н. Ньютон, Ж.-Б. Мольер, Дж. Свифт, Х. Рембранд, Д. Веласкес.
Характерные для барокко напряженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно переплетались традиционное и новаторское. В ней достигла своих вершин полифония. А появившийся еще в эпоху Возрождения интерес к человеку, его богатейшему внутреннему миру, породил гомофонию, захватившую все области музыкального искусства и послужившую рождению оперы, оратории, кантаты, сюиты, сонаты, концерта.
Одной из главных черт барокко стала удивительная свобода в толковании различных жанров. Например, фуга становилась частью сюиты или концерта. В опере звучали развернутые инструментальные пьесы, а многие моменты инструментальных форм дышали подлинно оперной выразительностью.
|
|
Вполне естественно, что концертирующим музыкантам – виртуозам понадобились совершенные инструменты. Скрипки, альты, виолончели, созданные руками замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, и сегодня поражают нас своими поющими голосами.
Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов К. Монтеверди, Г. Перселла, А Корелли, А. Вивальди, Г. Генделя и, особенно, И. С. Баха.
Часто в творчестве композиторов, живущих в одно время, мы находим общие черты. Иначе не может быть, ведь они живут одними идеями, устремлениями, взглядами на жизнь и искусство. Их объединяет общая эпоха. Именно эти общие черты соединяют музыкантов, писателей, художников в единые направления: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм. Но удержаться в рамках определенного стиля, направления великим мастерам бывает очень трудно. Им тесно в рамках своего времени. Они как бы протягивают нити к будущему. И часто опережают свое время. Таким был И.С. Бах. С его творчества мы начинаем знакомство с западноевропейской музыкой.
Вопросы.
1. В каком веке произошло разделение светской и церковной музыки?
2. Что такое «полифония», «гомофония»?
3. Какие жанры развивались в рамках этих стилей?
4. Какой жанр зародился в 17 веке в Италии?
5. Переведи слово «барокко».
6. В каких видах искусства барокко проявилось в первую очередь?
7. Назови известные тебе имена архитекторов, художников, музыкантов – представителей барокко.
8. Что стало главной чертой барокко в музыке?
Понятия к теме «Введение. Искусство барокко»:
1. Полифонический стиль – («полифония» с греч.-«многоголосие»)- стиль в музыке, в котором все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии; преобладает в жанрах церковного происхождения.
2. Гомофонно- гармонический стиль- стиль в музыке, в котором ведущее значение имеет только один голос, который ведет мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют; преобладает в бытовой музыке.
|
|
3. Барокко- один из главных стилей искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века (далее по тексту учебника).