(1855-1914).
Музыкальная судьба А.К. Лядова поначалу складывалась очень счастливо: он родился 29 апреля 1855 года в семье потомственных музыкантов. Отец и дед были дирижерами, отец еще и композитором. Авторитет папы как оперного дирижера (он был капельмейстером русской оперы в Петербурге, дирижером симфонических концертов) был очень велик. Даже Глинка в некоторых вопросах советовался с ним. Избрание профессии музыканта для Анатолия и его семьи было делом решенным. Отец еще в раннем детстве заметил большое дарование сына.
В 15 лет Лядов поступил в консерваторию. Он был зачислен на стипендию имени Константина Лядова (своего отца), учрежденную артистами Русской оперы. Анатолий начал заниматься по классам фортепиано, теории и композиции. В числе его учителей- Н.А. Римский- Корсаков.
Для формирования его таланта большую роль сыграло общение с Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, высоко ценившими его дарование. Мусоргский писал: «Появился новый, несомненный и русский талант». А молодому «таланту» в то время было только 18 лет. Первыми опусами композитора были четыре романса, а также циклы фортепианных пьес «Бирюльки» и «Арабески», которые сразу же стали известны в кругу музыкантов. Но учение в консерватории не было гладким. За непосещение занятий его исключили из консерватории вместе с его другом - талантливым пианистом Г. Дютшем.
|
|
Исключение из консерватории было тяжелым ударом для Лядова. Но через два года его восстановили. Представленная на экзамен кантата понравилась Художественному совету, и ему присудили Малую золотую медаль и Диплом свободного художника. Сразу после этого молодой композитор был зачислен в состав преподавателей консерватории.
Среди учеников Лядова были Мясковский, Прокофьев, Майкапар и др. Работа в консерватории отнимала много сил и энергии. Но он не мог оставить ее и полностью посвятить себя творчеству.
В Санкт- Петербурге Лядов познакомился с М.П. Беляевым и примкнул к новому многочисленному художественному объединению – Беляевскому кружку. Значение композиторов беляевского содружества заключалось не только в их новых творческих достижениях, но и в огромной просветительской работе, укрепившей в России высокий музыкальный профессионализм. Как говорил Римский- Корсаков, «кружок Балакирева соответствовал периоду «бури и натиска», кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперед».
В эти годы Лядовым создано огромное количество фортепианных миниатюр, программные пьесы «Богатель», «Музыкальная табакерка», «Про старину» и др., «Детские песни», обработки народных песен.
Революционные события1905 года всколыхнули и Лядова. В знак протеста против увольнения Римского- Корсакова Лядов и Глазунов покинули консерваторию. На вынужденный уход из Московской консерватории Танеева Лядов откликнулся «открытым письмом» в газете, в котором сожалел, что в лице Танеева консерватория потеряла «незаменимого профессора, чудного музыканта и светлого, чистого человека». Лишь после избрания директором Глазунова и возвращения Римского- Корсакова вернулся в консерваторию и Лядов.
|
|
1900 годы были периодом огромного творческого расцвета композитора. В этот период он создал симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры: «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них выразились поиски композитора «идеала в искусстве неземном». Сказка - вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший художника, уводивший от обыденного в мечту.
Лядову была близка и скерцозная образная сфера. Огромный материал для характеристики его юмора дают альбомы его рисунков и три тетради стихов. Он был хорошим поэтом и мог тут же, в разговоре, сочинить небольшой каламбур, эпиграмму, поздравление. Его письма к друзьям почти всегда содержали стихотворения. Например, живя на даче, в одном письме он жаловался на жару в четверостишии:
Ах, зачем я не скелет!
Ветер в ребрах бы играл,
Я б жары совсем не знал
И стыда, что не одет.
По широте охвата творчество Лядова уступает великим его современникам. Но композитор занял все же видное место в истории русской музыки. Он внес вклад во все затронутые им области музыки. Черты нового самобытного стиля проявились и в его фортепианных пьесах, а особенно, - в симфонических миниатюрах, открывавших новую самостоятельную линию в русском симфонизме.
«Музыкальная табакерка». С каким остроумием композитор подражает в ней звучанию игрушечного заводного инструмента! Автор дал миниатюре единственное обозначение: «automaticamente», то есть «автоматично». Ритмическое однообразие, повторность незатейливого вальса, «стеклянная» звучность, тонко подмеченные типичные для «музыкального ящика» форшлаги и трели передают особый механический характер музыки.
Баллада «Про старину» открывается медленным вступлением. Уже при первых звуках возникает образ древнерусского певца Баяна.
Пьеса написана в трехчастной форме. Музыка как бы повествует о славных героических подвигах. В гусельном перезвоне - немного измененная подлинно народная мелодия «Подуй, подуй, непогодушка». Позднее Лядов переложил эту пьесу для симфонического оркестра и предпослал эпиграф: «Поведем же, братия, сказанье от времен Владимировых древних».
Вопросы.
1. Назовите годы жизни Лядова.
2. С каким городом связана деятельность композитора?
3. Как отреагировал Лядов на увольнение из Петербургской консерватории Римского- Корсакова?
4. Перечислите известные вам произведения Лядова.
5. Расскажите о произведениях Лядова: «Музыкальной табакерке» и балладе «Про старину».
Музыкальный материал к теме «А.К. Лядов».
(диск 1).
1. А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»
2. А.К. Лядов. Баллада «Про старину».