Лужицко-скифская культура

Наименее изученным с точки зрения общих праславянских исторических судеб и, может быть, наиболее важным в этом смысле является второй, лужицко-скифский этап. Западная половина праславянского мира в связи с лужицкой культурой с достаточной полнотой изучена в чешской (Я. Филип) и польской (В. Гензель, К. Яжджевский и др.) археологической литературе. Восточная же половина рассматривалась только как часть Скифии, населенная скифами. Причастность северних областей Скифии к славянскому этногенезу признавалась вслед за Л. Нидерлс многими исследователями, но ясности и географической определенности в этом вопросе нет. Это объясняются, во-первых, тем, что археологи-слависты, изучающие происхождение и древнейшую историю славянства, почти не углубляются в скифскую эпоху, считая се чуждой им областью науки. Во-вторых, тем, что крупнейшие скифологи (Б. Н. Траков. М. И. Артамонов, А. П. Тереножкин) не устранили путаницы в размещении геродотооскнх племен н создали взаимоисключающие одна другую карты народов Скифии[6].

Для выяснения исторических судеб восточной половины праславянства, прикрытых от нас скифской вуалью, необходимо синтезирование данных

разных наук. Необходимо рассмотрение исторических сведений о киммерийцах и скифах; нужен подробный анализ обильного археологического материала; желательно привлечение данных топонимики. Нельзя обойтись и без выяснения скифского слоя в праславянской языке. Обрисовка праславянского мира будет неполной, если мы не привлечём ретроспективно такой важный источник, как архаичный стой славянского фольклора. Этот источник не содержит в себе точной даты, но некоторые эпические ситуации могут быть достоверно приурочены к первым в жизни народа событиям: к первой ковке железа, к первым боям с кочевниками, к постройке первых укреплений н т. д.

После выяснения исторического пути, проделанного за несколько столетий второго этапа восточной половиной праславянского мира, необходимо будет провести сопоставительное изучение обеих половин вместе, но это лежит уже за рамками данного доклада.

Весь перечисленный выше комплекс реальных событии, резко видоизменивших прежний медлительный быт праславянских племен, получил отражение в первобытных мифологических сказаниях, фрагменты которых дожили до XX в и были зафиксированы фольклористами. Часть этих древних праславянских представлений отразилась в сказках; к этой части время от времени привлекалось внимание исследователей, часть же фрагментов уцелела без определенной фольклорной формы, только лишь в виде пересказа древних легенд и эта полузабытая часть древнего творчества осталась по существу на положении этнографического архива, несмотря на две интереснейшие публикации В. В. Гиппиуса (1929) и В. П. Петрова (1930).

Героем этнх легенд является волшебный кузнец Кузьмо-Демьян (или два Кузьмо и Демьян). Иногда он выглядит как первый человек. Волшебные кузнецы ковали плут 40 лет и весил этот чудесный первый плуг 300 пулов[7].

Кузнец-богатырь действует в то эпическое время, когда народ страдал от налетов змея, прилетавшего всегда со стороны моря (т. е. с юга), иногда змей даже называется «черноморским». Кузнецы строят крепкую, недоступную змею кузницу, куда устремляются беглецы, спасающиеся от свирепого чудовища. Иногда это тот богатырь, который уже бился со змеем где-то на иных просторах. Кузница всегда защищена железной дверью. Волшебный кузнец (или кузнецы) хватает змея за язык раскаленными клещами, запрягает чудище в огромный плуг и пропахивает на нем борозды или до Днепра, или до самого моря. Иногда захваченного кузнечными клещами змея заставляют опахивать город.

Особый интерес представляет география записей о Кузьмо-Деыьяке: Кневщнна, Иолтапщина. Черкащнна, Звенигород, Златополь, Белая Церковь. Нетрудно заметить, что легенды о Кузьмо-Демьяне географически замыкаются в древнем районе чсрнолесской культуры, в ареале архаичной славянской гидронимики. Исходя из появления первых железных кузнечных изделий и постройки первых мощных укреплений легенды о кузнецах, приуроченные в средние века к Кузьме н Демьяну, следует относить к началу I тыс. до и. э.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: