От упражнения к эскизу

Примеры превращения абстрактных форм (прямоугольник и пятно) в образно-смысловые элементы композиции.

Примеры политического, рекламного, инструктивного плакатов.

Многообразны жанры искусства плаката.

На примере плаката проследим, как взаимодействуют текст и изображения. ПЛАКАТ — это изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздействующий текст.

Соединение, синтез изображения и текста позволяет создать произведение на стыке графики и дизайна. В отличие от картины, которая ведёт со зрителем бессловесный диалог, плакат ведёт его в прямом смысле, неся некое сообщение. Язык плаката точен, выразителен и многообразен: от шутливого напоминания «Ты позвонил?» до страстного призыва «Голосуй, а то проиграешь!». Плакат может быть истинным произведением искусства, если его делал Художник.

Плакат «Родина-мать зовёт!». И. Тоидзе

Символом своего времени стали плакаты «Помоги», «Родина-мать зовёт!». Выразительность и яркая образность этих плакатов помогли остаться им в памяти народной, как не всякой картине удаётся.

В работах учащихся видно, как плакат может приобретать различный смысл в зависимости от содержания текста.

Изобразительный язык плаката отличается от языка реалистической картины. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нём вообще нет глубины, в отличие от картины, где создаётся иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы (что ближе, то крупнее), а по композиционно-смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе вне зависимости от того, где оно находится). Мы видим, например, рядом с валенком, изображённым крупно, дом, равный ему по размерам. И это норма плакатного искусства.

Объекты разных времён, разной величины, в разных ракурсах вместе с текстом композиционно соединяются в единой плоскости. Соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости называется монтажным или монтажом.

Слово и изображение, соединённые в плакате, воспринимаются не по отдельности, а как нечто единое. Вместе они приобретают новый смысл и рождают новый художественный образ.

Одно и то же изображение (например, рука) в зависимости от его соединения с другими изображениями, текстами или фонами может рождать разные образы.

Это вы видите на примере представленных здесь плакатов.

1. Реклама. A. Родченко и B. Маяковский. 1923 г.
2. Рекламный плакат. А. Комаров. 1912 г.
3. «На помощь жертвам войны». Л. Пастернак. 1914 г.

Единая образность порождает стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения в плакате.

Образ в искусстве плаката создаётся минимумом изобразительных средств при максимуме обобщения, доходящего в своей броскости до символа.

Мы видим, что в плакате образ подчас может рождаться и без текста, но никогда — без изображения. Проследим, какого вида изображения используются художником в плакате.

Прежде всего это рисунок: реалистический или условный, вплоть до декоративной абстракции.

Образно-графический стиль плаката меняется во времени.

В современных плакатах главенствуют символика, метафоричность, создающие глубину прочтения образа.

В плакатах художники строят композицию (фронтальную или глубинную) с учётом баланса и гармонии, сгущённости или разрежённости текста и изображений, их ритма и динамики.

Фотография активно формирует образный язык и стиль современного плаката, подчёркивает его соцальную роль.

Фотография на поле плаката может быть отдельным элементом (например, в виде прямоугольника), а может (как и текст) «вырастать» из фона. В учебных работах этого эффекта можно добиться, вырезав фотографию по контуру и вклеив её в эскиз плаката.

На этом плакате фотография, «вырастающая» из цветового фона, становится органичной частью композиции.

В плакатах, книгах и журналах фотоизображение может быть не только фрагментом композиции, но и её фоном. Вы видите, как фотография (часто это пейзаж) может служить фоном для изобразительной детали и текста. В печатной продукции очень значима читаемость текста, для этого его размещают на спокойной, нейтральной части фотоизображения.

На левом плакате фотография является не только главной образной деталью, но и основой всей композиции. А на правом фотография служит фоном плаката.

Среди множества плакатов есть как бы мини-плакаты — это знакомые всем открытки (пригласительные или поздравительные). В открытке, как и в плакате, очень важно, как сочетаются изображения и шрифт. Текст открытки обычно бывает кратким, 2—3 слова («С Новым годом!», «С Днём Победы!» и т. п.).

Формы открыток и стилевое разнообразие надписей на них.

Тема открытки раскрывается не только в изображении и тексте, но и в её конструкции. Наиболее распространены открытки в виде листка или листка, сложенного пополам. Бывают открытки и более сложные по конструкции (с вырезанными окошками, с фигурным контуром, необычно открывающиеся и т. д.).

Начните работу над открыткой (как и плакатом) с создания небольшого карандашного эскиза, в котором наметьте расположение текста и изображения. Эскиз поможет вам быстрее и точнее выразить свой замысел и придать ему художественную выразительность

Эскиз — важный этап композиционной работы.

В этих работах соблюдаются правила дизайнерской грамоты:

  • текст легко читаем и достаточно контрастен по отношению к фону (не теряется на фоне);
  • буквы и строки аккуратно наклеены;
  • характер шрифта и характер изображения сочетаются и гармоничны по форме и цвету

Работа над эскизом плаката и открытки доставит удовольствие вам, а результат — вашим родным и близким, т. е. тем, кому они предназначены.



Задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: