Конец XV в.
проемы, отверстия, расположенные в кровлях и покоях.
Сма'льта — кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла, применяемые для мозаичных работ.
Ста'мбха — в Индии буддийский мемориальный столб с фигурной капителью.
Станко'вая жи'вопись картины, иконы.
Станко'вая скульпту'ра — статуи, бюсты, группы.
Станко'вое иску'сство — произведения изобразительного искусства, которые не имеют декоративного или прикладного (утилитарного) назначения; название происходит от станка, на котором создаётся произведение: в живописи это мольберт, в скульптуре — скульптурный станок
Ян ван Эйк. Дрезденский триптих. 1437 г.
Слу'хи — в древнерусском зодчестве такназывались слуховые окна,
Старовизантийский стиль стиль книжного орнамента; торжественный, роскошный орнамент подражающий искусству перегородчатой эмали; отличается чистыми, яркими цветами, обилием золота.
Старопечатный стиль — стиль русского книжного орнамента;возник во второй половине XVI — XVII вв.; в орнаментике появляются мотивы, заимствованные из западноевропейских гравюр.
|
|
Ста'туя — объёмное произведение скульптуры, изображающее человека или животного в натуральную величину или больше.
Сте'ла — вертикальная каменная плита с надписью или рельефом.
Стереоба'т — в античнойархитектуре ступенчатое основание храма или колоннады.
Стилоба'т — верхняя ступень цоколя храма (стереобата), на которой стоит колоннада.
Стиль — устойчивое единство художественных принципов, приёмов и средств, используемых при создании произведений искусства.
Стро'гий стиль (ранняя классика) — стиль греческого искусства (500— 450 гг. до н. э.).
Стук (стукко) — искусственный мрамор, полированный гипс с мраморной крошкой.
Сту'па — в индийской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий; имеет полусферическую или башнеобразную форму.
Сту'па-тхат — вариант буддийской ступы в Лаосе; отличается остроконечной, сильно расчленённой верхней частью.
Субурга'н — в архитектуре Тибета и Монголии мемориальное буддийское сооружение, разновидность ступы, хранилище реликвий; состоит из пьедестала, реликвария и шпиля.
Таджа'ра — дворцовое жилое помещение у древних иранцев.
Та'нка — в живописи ламаистская икона в форме свитка с изображением на загрунтованном холсте одного или нескольких божеств.
Текто'ника — художественное выражение закономерностей конструкции предмета или строения; зрительная передача тяжести и статических усилий, противодействующих ей; совокупность приёмов такой передачи; присутствует во всех видах искусства.
|
|
Те'мпера — живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии: натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.).
Тератологи'ческий («чудовищный») стиль — стиль русского книжного орнамента; распространился на Руси в XIII—XIV вв.; известен по южнославянским рукописям ещё в XII—XIII вв.
Те'рмы — древнеримские бани; впервые появились в Древней Греции, получили особую популярность у древних римлян.
То'лос — в э гейском и античном мире монументальное, круглой формы в плане здание (гробница, храм) с колонным залом внутри или без него.
Тора'на — ворота в ограде ступы, ориентированные по четырём сторонам света.
Трансе'пт — поперечный неф в церковных зданиях, в том числе в храмах базиликального типа.
673
Тригли'фы — прямоугольные свертикальными желобами каменные плиты, которые в чередовании с метопами образуют фриз античного храма.
Трикли'ний — столовая вдревнеримском доме.
Три'птих — створчатый алтарь из трёх частей (створок).
Триумфа'льная арка обрамляющее проезд торжественное архитектурное сооружение в честьвоенных побед и других знаменательных событий.
Триумфа'льная коло'нна — мемориальное сооружение в виде отдельно стоящей высокой колонны; посвящалось прославлению военных побед.
Триумфа'льные воро'та мемориальное сооружение в виде архитектурного обрамления проезда, созданное в честь военной победы и торжественного возвращения победителя.
Туму'лус — у этрусков гробница с круглым цоколем и полусферической насыпью.
Тя'га — в архитектуре выступ, членящий стену по горизонтали.
Тянива' («чайный сад») — в архитектуре Японии сад, связанный счайной церемонией — тяною; составляет единый ансамбль с чайным павильоном — тясицу.
Тяною' («чайная церемония») — вдуховной жизни Японии философско-эстетический ритуал единения людей, помогающий им выключиться из житейской суеты.
Укиё-э («картины повседневного мира») — школа японской живописи и ксилографии XVII—XIX вв., отражающая быт и интересыгородского населения; наследовала традиции жанровой живописи XV—XVI вв.
Уре'й — изображение священной кобры, хранительницы царской власти наземле и небе; укреплялся на повязке в середине лба фараона.
У'рна — погребальный сосуд (керамический, каменный или металлический), в котором хранится прах.
Урна' — круглое пятно на лбу у изображений Будды; глаз мудрости.
Уста'в — почерк древних славянских рукописей с чётким геометрическим рисунком букв.
Уше'бти — в Древнем Египте статуэткис сельскохозяйственными орудиями в руках; помещали в погребениях.
Ушни'ша — выступ на темени у изображений Будды; символ высшей меры его знаний и мудрости.
Факту'ра — в изобразительном искусстве характер поверхности произведения.
Фаса'д — в архитектуре наружная, главная сторона здания, сооружения.
Фо'рум — площадь в Древнем Риме, где происходили народные собрания, а также устраивали ярмарки и вершили суд.
Фре'ска — живопись красками, разведёнными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.