Основы управления логистическими процессами в закупках,
Производстве и распределении
Для групп 1009,1010,1011,1012,1013,1101/1,1101/2 лог
Преподаватель: Тамарова Р.И.
ТЕМА: «Управление распределением»
Краткий курс лекции
Объект, предмет, функции логистики распределения
Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М. Е. Залманова, предложив под распределением понимать упаковку продукции; экспедирование: управление сбытом; хранение на складе готовой продукции поставщика; складское хозяйство для готовой продукции; транспортировку до склада транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции.
Логистика в сфере распределения представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период.
Объектом изучения в логистике распределения является материальный поток на стадии его движения от производителя к потребителю.
|
|
Предметом изучения является организация рационального процесса физического продвижения товара к потребителю.
Основными функциями логистики распределения являются:
1) определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
2) установление хозяйственных связей по поставкам товаров, оказанию услуг потребителям;
3) построение организационной структуры распределительных каналов;
4) накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
5) транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
6) управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
7) выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;
8) поддержание стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;
9) мониторинг и информационная поддержка распределения.
Эти функции можно разукрупнить по следующим блокам:
· функции обмена,
· физического распределения
· поддерживающие.
Состав задач распределительной логистики делится на два уровня — задачи внутренней и внешней распределительной логистики.
Внутренняя распределительная логистика на уровне предприятия решает задачи по:
а) организации получения и обработки заказа;
б) планированию процесса реализации;
в) выбору вида упаковки, принятию решения о комплектации, а также организации выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
г) организации отгрузки продукции;
д) организации доставки и контролю за транспортировкой;
е) организации послепродажного обслуживания.
|
|
К задачам внешней распределительной логистике относят:
1) выбор «архитектуры» канала распределения;
2) организацию работы с участниками канала распределения
(торговыми посредниками);
3) выбор стратегии распределения готовой продукций;
4) выбор стратегии ценообразования;
5) организацию мероприятий по продвижению продукции предприятия на рынок;
6) контроль за состоянием рынка продукции предприятия и анализ позиции продукции в целевых сегментах;
7) работу с клиентами и организаций послепродажного обслуживания.
Логистические принципы и свойства, на которых строится логистика распределения
Принципы распределительной логистики:
10) координации всех процессов товародвижения, начиная от заключительных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;
11) интеграции всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг начиная с целеполагания и заканчивая контролем;
12) адаптации коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;
13) системности как управления распределением и обеспечения его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
14) комплексности, т. е. решения всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
15) оптимальности как соотношения частей системы, так и режима ее функционирования;
16) рациональности как организационной структуры, так и организации управления. Кроме того, распределительная логистика обладает свойствами эмержентности, синергизма и конгруэнтности.
Под эмержентностью понимается способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов коммерческого, канального и физического распределения.
Эффект синергизма потенциально заложен в логистике распределения, обладающей системообразующими функциями. Полнота реализации этих функций позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности.
Конгруэнтность проявляется, в соразмерности (соответствии) элементов системы между собой и с целями системы.
В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика направлена на удовлетворение сформированного маркетингом спроса с минимальными затратами.
Сетевая логистическая модель процесса сбыта включает:
1. изучение покупательского спроса;
2. формирование портфеля заказов;
3. установление хозяйственной связи с потребителями;
4. финансирование сбытовых исследований;
5. ассортиментная загрузка производственных мощностей предприятия;
6. заключение договоров поставки (продажи);
7. установление цен на товары;
8. создание запасов готовой продукции;
9. выбор каналов распределения;
10. стимулирование сбытовиков и перепродавцов;
11. организация доставки (поставки) продукции (услуг) потребителям (покупателям);
12. контроль за выполнением договорных обязательств;
13. расчеты с покупателями и «посредниками»;
14. оказание услуг потребителям;
15. оценка выполнения планов сбыта;
16. финансирование сбытовых операций;
17. удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и извлечение прибыли.
Центры консолидации
Одно из основных правил логистики в системе распределения заключается в транспортировке «как можно дальше и как можно чаще» самых крупных из возможных производственных или транспортных единиц. Для достижения этой цели на протяжении всей логистической цепи необходимо «консолидировать», насколько это возможно, различные элементы материального потока.
В центрах консолидации товары группируются или разделяются на части, либо группирование товаров для формирования укрупненных единиц в целях снижения расходов на хранение, погрузочно-разгрузочные работы и перевозку либо операции по разделению груза на части, так чтобы полученная единица измерения продукта в конце логистической цепи была пригодна для потребления.
|
|
Примерами консолидации являются сортировочные станции в железнодорожных перевозках и грузовые терминалы в автомобильных.
Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории.
Задача определения места расположения распределительного центра на обслуживаемой территорий может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны различные методы решения задач обоих видов.
Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей данный метод может оказаться неприменимым, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения, растут по экспоненте*.
Гораздо менее трудоемки субоптимальные методы определения места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших практических задач. Они не обеспечивают отыскания оптимального решения, однако дают хорошие, близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности вычислений.