Рабочий портфель («портфолио») учителя
Цели:
Знать: сущность технологии портфолио, его виды, элементы.
Уметь: реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
Владеть: технологией разработки рабочего портфеля.
Обсуждение результатов опережающего задания.
Анализ памятки школьнику-организатору.
Задания для самостоятельного изучения учебного материала:
1. Работа в группах с проблемно-аналитическим материалом.
Сообщения групп о результатах работы.
2. Дискуссия. «Портфолио»: «за» и «против».
• Что такое «портфолио»? Каковы его основные особенности?
• Какие модели «портфолио» Вам известны?
• Какие разделы «портфолио» возможны?
• Чем отличается «портфолио учителя» от «портфолио ученика»?
• Предложите свой вариант содержания «портфолио».
3. Презентация «портфолио» (1, 2 группы); презентация дневника классного руководителя (3, 4 группы).
Подведение итогов. Выступления экспертов. Рефлексия.
|
|
• Какие правила работы в группе нарушались чаще, почему?
• Чему научились в процессе работы в группе?
Информационный материал с методическими указаниями
Методические задачи:
– развитие навыков публичных выступлений;
– приобретение навыков работы в режиме «вопрос-ответ»;
– приобретение коммуникативных навыков и логического мышления;
–приобретение умения делать выводы;
– использование для презентации вербальных и невербальных способов.
Критерии оценки всего «портфолио»:
1) убедительность:
• «портфолио» действительно убеждает, что выбранная Вами проблема важна?
• прямо ли предлагаемое решение связано с проблемой?
• объясняется ли в «портфолио», почему народ может поддерживать Вашу проблему?
2) практичность:
• насколько предлагаемая программа практична и реалистична?
• реалистичен ли Ваш план поддержания программы?
3) координация:
• как четыре части «портфолио» сочетаются между собой, не повторяя информацию?
• как раздел документов «портфолио» подтверждает фактами Ваше «портфолио» для показа?
4) оценка (подведение итогов):
• как секция подведения итогов оценивает развитие вашего «портфолио»?
• Вы можете показать, чему Вы научились в процессе работы над «портфолио»?
Программой общего курса педагогики предусмотрена самостоятельная работа студентов, которую рекомендуется использовать для приобщения студентов к чтению, аннотированию и реферированию педагогической литературы, знакомству с различными сторонами передового педагогического опыта, выступлению с анализом опыта на семинарах; выполнению различных исследовательских заданий и др. Предлагаем студенту продолжить работу по созданию профессионального портфеля – «портфолио».
|
|
Портфолио – это не тематическая папка, хотя в какой-то мере напоминает ее, а стимул для самореализации, самораскрытия, самопознания, самовыражения, рефлексии собственной работы.
Примерные разделы портфеля учителя:
1. Нормативные документы и библиографический список по каждому разделу портфеля.
2. Возможные варианты заданий для учащихся. Реестр поручений. Тематика ролевых, деловых игр и других форм организации учебно-познавательной деятельности, в подготовке которых учащиеся могут принять участие.
3. Художественная литература. Публицистика. Адаптированные фрагменты из книг и журналов.
4. Информация к размышлению. Заметки, сделанные после знакомства с портфелем конкретного ученика. План индивидуальной работы с конкретным учеником. Рекомендации по преодолению возможных трудностей, сомнений. Способы диагностики эффективности гражданского воспитания школьников. Диагностическая программа изучения уровней сформированности уровней гражданственности у учащихся.
5. Копилка внеклассных дел по предмету. Методы социального исследования: Анкеты для учащихся, родителей и др. Вопросы для беседы.
6. Самообразование. Приемы педагогической техники. Картотека (золотые крупинки знания в море информации). Этико-психологический практикум.
7. Мудрые мысли. Памятки («узелки на память», афоризмы, крылатые выражения).
8. Книги в помощь ученику, учителю. Дополнительная литература по предмету, тематическому разделу. Методическая литература учителя.
* * *