Задания для самостоятельного изучения учебного материала

Выделить отличия личностно ориентированного КТД от классического КТД.

 

Информационный материал
с методическими указаниями

 

МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

Историю КТД можно отсчитывать с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал технологию создания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность.

Впоследствии И.П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – проведение дела – коллективный анализ по итогам (рефлексия) – коррекция. Таким образом, можно говорить о том, что форма КТД имела все признаки воспитательной технологии.

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов, как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как кажется, следует развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей? Стремление к лидерству в различных видах деятельности. Каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.

Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом. Так как лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а, следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации научного проекта.

Отличия личностно ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития (http://school2dergachi. ucoz.ru/ index/0-123).

 

Программа КТД как основное средство воспитания

Наталья Николаевна Ермоленко

Каковы же технологические различия двух типов коллективных творческих дел?

В коллективном целеполагании (решении о проведении дела) – в традиционном КТД социальные критерии выбора дела (польза, радость людям, сплочение своего коллектива и т.п.), в личностно ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса: поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?

И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к взаимоузнаванию целей, ценностей, интересов (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т.п.). Хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентир коллектива.

В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающую на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

В коллективной подготовке личностного ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы не обязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

(http://www.proza.ru/2010/11/24/1716).

 

КТД – это:

• Совместное решение о проведении дела.

• Коллективное планирование.

• Коллективная подготовка.

• Проведение дела.

• Коллективный анализ.

• Подведение итогов.

 

Литература

1. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психологии общения / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987.

2. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания» / И.П. Иванов. – М., 1990.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика»: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 1992.

4. Рожкова, М.И. Классному руководителю / М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко / М.П. Павлова. – М.: Высшая школа, 1972.

6. Уманский, Л.П. Психология организаторской деятельности / Л.П. Уманский. – М.: Просвещение, 1980.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: