Закрепление материала

Конспект урока №49 (18) по природоведению 7б класс 06.04.20

Тема урока: Ноготки, бархатцы — однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

Цель: формирование знаний о семействе однолетних цветочно-декоративных сложноцветных растениях.

Задачи: 

Образовательные:

- закрепить общие признаки растений класса двудольные; изучить биологические особенности однолетних растений: ноготков и бархатцев;

- показать их значение для человека.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать связную устную и письменную речь обучающихся, внимание путем выполнения заданий на закрепление материала;

- развитие мыслительной деятельности путем нахождения причинно-следственных связей;

- коррекция и развитие монологической речи обучающихся с опорой на текст учебника;

- развивать память учеников (работать над связным высказыванием при помощи ответов на вопросы учителя).

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению растений.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, тетради, ручки, учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Клепинина З. А., иллюстрации.

Словарь: бархатцы, ноготки, плод-семянка.

Методы: беседа, объяснение, демонстрация, работа со статьей учебника, упражнения.

Формы работы: беседа, работа со статьей учебника, работа в тетрадях, работа с наглядным материалом.                                                                

Ход урока:

I. Подготовительный этап

 Организационный момент, нэн.

•     Проверка готовности к уроку.

•     Психологический настрой на урок.

•     Разбор даты, дня недели, месяца.

•     Определение состояния погоды на момент начала урока.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно,

не бойтесь ошибиться. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Сейчас, мы проверим д/з.

Почему люди выращивают подсолнечник?

Какое строение имеют цветки подсолнечника?

Какую роль в жизни подсолнечника играют разные цветки?

Как называется плод подсолнечника?

Актуализация опорных знаний.

Какие растения называются цветковыми? Приведите примеры.

Это растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.

На какие два класса делятся цветковые растения.

Цветковые растения делятся на класс однодольные и двудольные.

Чем отличаются однодольные растения от двудольных?

Однодольные (кукуруза): корневая система мочковатая с хорошо развитыми придаточными корнями, разное жилкование листьев: параллельное, дуговое

У однодольных в семени одна семядоля.

Двудольные (фасоль): стержневая корневая система с сильно развитым главным и боковыми корнями, у двудольных в семени 2 семядоли.

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня, ребята, мы продолжим изучение сложноцветных растений.

Тема нашего урока: «Ноготки, бархатцы — однолетние цветочно-декоративные сложноцветные».

Обу-ся открывают тетради и записывают число и тему урока.

II. Основная часть

Объяснение нового материала:

Календула (ноготки) — однолетнее травянистое расте­ние, холодостойкое и светолюбивое. Корневая система у него стержневая. Стебель календулы прямостоячий, силь­но ветвится, так что растение похоже на невысокий ку­стик. Цветки жёлтые или оранжевые. Как и у подсол­нечника, они собраны в соцветие-корзинку и имеют такое же строение. Расскажите о строении цветка календулы. И плод у календулы, как и у подсолнечника, — семян­ка (рис. 113). Только семянка календулы изогнута и по­хожа на край ногтя. Отсюда и пошло второе название растения — ноготки. Календулу выращивают как деко­ративное и лекарственное растение.

Цветёт она долго, с июня до поздней осени. А по­скольку растёт в виде кустика, то на одном растении всегда много цветков. Календула бу­дет выглядеть всегда красивой и свежей, ес­ли регулярно срезать уже отцветшие корзин­ки. В этом случае на растении будут образо­вываться всё новые и новые цветки.

Плод семянка

Рис.113

Календула

Из цветков календу­лы делают настойку, которую применяют для полоскания рта, горла, используют при ожогах, ранах.

Календулу выращи­вают из семян, которые рано весной высевают в открытый грунт. Ино­гда семена высевают под зиму.

Бархатцы довольно распространённое одно­летнее травянистое рас­тение (рис. 114). В от­личие от календулы это теплолюбивое расте­ние, совершенно не пе­реносит заморозков. В остальном оно очень неприхотливое: теневы­носливое, засухоустой­чивое.

У бархатцев корне­вая система стержневая, стебель прямостоячий, сильно ветвится, образуя раскидистый кустик. Цветки имеют такое же строение, как и у подсолнечника и календулы. Расскажите сами о строении цветка бархатцев. Соцветие тоже корзинка, плод — семянка.

Бархатцы выращивают из семян, которые высевают вначале в парники, в ящики, а рассаду высаживают в открытый грунт в начале июня. Объясните почему.

В посадках кустики бархатцев смыкаются, получает­ся сплошной ряд, поэтому их высаживают по краям клумб, рабаток в качестве бордюра. Это растение хоро­шо выглядит в ящиках на балконах.

 

Календула и бархатцы — цветочно-декоративные растения. Они украшают парки, скверы, дворы,

Рис. 114.


Бархатцы

Плод семянка

Физ. минутка

Вы, наверное, устали,

Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

Закрепление материала

Работа в тетради. Самостоятельное чтение.

 1 группа стр.174, 2 группа стр.-175

Задание: Заполнить таблицу

Календула (ноготки) Бархатцы
Условия выращивания: Условия выращивания:  

 Выводы: календула холодостойкое, светолюбивое, а бархатцы теплолюбивое растение, теневыносливое, засухоустойчивое.

Строение цветка у календулы и бархатцев:

Соцветие корзинка, плод – семянка.

Запишите текст в синей рамке в тетрадь на стр. 175-176.

Домашнее задание: Прочитать учебник на стр.174 – 176, ответить на вопросы. Прочтите «Помощник огородника» стр. 176


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: