Стратегии профилактики
Методы профилактики
Технологии первичной, вторичной и третичной профилактики
Профилактика употребления психоактивных веществ
Цель – формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Контингенты – дети, подростки в школе, молодёжь в учебных заведениях, родители (семья), учителя, внешкольные подростковые, молодёжные коллективы и группы, дети на улице, неорганизованные группы населения.
Цель – формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Контингенты – семья (родители), учителя, дети, подростки в школьных коллективах, неорганизованные группы детей, дети на улицах, неорганизованные группы населения.
Цель – развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Контингенты – дети, подростки и молодёжь в школьных коллективах и вне них, ВУЗах, учителя, родители (семья). Подготовка специалистов – тренеров из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей.
|
|
Цель – формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков.
Контингенты – дети школьного и дошкольного возраста, молодёжь, родители, учителя, другие организованные и неорганизованные группы населения.
Изменение дезадаптивного поведения
Цель – формирование мотивации на изменение поведения.
Контингенты – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи, взрослого населения.
Цель – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Контингент – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи и взрослого населения.
Цель – формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Контингент – сверстники и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).
Поощрение стремления к прекращению употребления наркотиков.
Цель – формирование мотивации на изменение поведения.
Контингенты – «труднодоступные» лица, употребляющие наркотики.
Стратегии профилактики
1.Профилактика, основанная на школе
2.Профилактика, основанная на семье
3.Профилактика в организованных общественных группах
4.Профилактика с помощью средств массовой информации
5.Профилактика, направленная на группы риска в школе и вне школы
6.Систематическая подготовка специалистов в области профилактики
7.Мотивационная профилактическая активность (краткосрочные профилактические акции среди детей, подростков, молодёжи и других групп населения).
Методы профилактики
|
|
1.1. Программы формирования мотивации на изменение поведения (краткосрочные)
2.Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий
3.Коррекционные, модификационные программы
4.Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики (школьные психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, семейные врачи, сотрудники ОВД, консультанты, волонтёры)
5.Программы развития социально-поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сеть анонимных наркоманов)
Технологии первичной профилактики
1.Педагогические
2.Социальные
3.Медико-психологические
4.Медико-биологические
Социальные и педагогические технологии
Цель – информация, мотивация на здоровых образ жизни, социальная поддержка
Они осуществляются посредством:
1.Воздействия средств массовой информации
2.Обучающих технологий
3.Альтернативным употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности
4.Создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные просоциальные организации и т. д.)
5.Антинаркотических мотивационных акций
6.Системы деятельности социальных работников и волонтёров
7.Системы ювенальной юстиции
Медико-психологические технологии
направлены на преодоление социально-психологического стресса
Цель – адекватная психологическая адаптация к требованиям социальной среды.
1.Развитие личностных ресурсов
2.Формирование социальной и персональной компетентности
3.Развитие адаптивных стратегий поведения
4.Формирование функциональной семьи
Медико-биологические технологии
Цель – определение генетических и биологических контингентов риска, коррекция риска на медицинском уровне.
Технологии вторичной профилактики
1.Социальные
2.Медико-психологические и психотерапевтические
3.Медико-биологические
Социальные технологии
Цель – профилактика развития заболевания (зависимости); психологическая и социальная адаптация
1.Формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков
2.Формирование мотивации на изменение поведения
3.Развитие проблем-преодолевающего поведения
4.Формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях
Медико-психологические и психотерапевтические технологии
Цель – выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости
1.Преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний
2.Осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности
3.Развитие когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания)
4.Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я – концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций, когнитивного развития, интернального локуса контроля, принятие ответственности за свою жизнь, своё поведение и его последствия, восприятие социальной поддержки, изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье, формирование психологической резистентности к давлению наркоманической среды.
Медико-биологические технологии
Цель – нормализация физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
Технологии третичной профилактики
Цель – формирование социально - поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).
|
|
Медико-психологические и психотерапевтические технологии
1.Тренинг профилактики рецидивов
2.Тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности
3.Тренинг когнитивного развития
4.Индивидуальная и групповая психотерапия, направленная на коррекцию личностных и средовых ресурсов адаптации.