Основная потребность ребенка, связанная с данной системой, выполнять согласованную деятельность органов и систем.
Анатомические особенности ЦНС:
1. Ткань мозга богата водой, мало белковых веществ.
2. Головной мозг богато кровоснабжен.
3. Головной мозг у новорожденного 1/8
от массы (у взрослого 1/40).
4. Критический период в формировании ЦНС
10-18 неделя антенатального периода.
5. Нервных клеток столько же, как и у взрослого, но они плохо связаны между собой, так как отростки не развиты.
6. К 8 годам кора головного мозга как у взрослого.
7. Спинной мозг считается более зрелым и с 2 лет функционирует как у взрослого.
8. Спинной мозг продолжительностью до 3-4 поясничного позвонка.
Функциональные особенности;
1. При рождении у ребенка присутствуют безусловные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям. К ним относятся: сосательный, глотательный, рефлекс мигания.
2. При рождении присутствуют примитивные рефлексы как показатель недоразвития ЦНС. К ним относятся: рефлекс хватания, охватывания, ползанья, ходьба и оральные рефлексы, они исчезают к 4 месяцам.
|
|
3. Постепенно формируются условные рефлексы на мочеиспускание, дификацию, получение пищи. Они имеют в жизни человека основное
значение.
Этапы развития 1 и 2 сигнальной системы
/ сигнальная система (движение)
1 мес. - пытается поднимать голову, лежа на животе.
2 мес. - кратковременно держит голову в вертикальном положении.
3 мес. - четко удерживает голову.
4 мес. - поворачивается со спины на живот.
5 мес. - то же самое и наоборот.
6 мес. - сидит.
7 мес. - сам ползает и садится.
8 мес. - ходит вдоль опоры.
9 мес. - хорошо ходит вдоль опоры.
10 мес. - ходит при поддержке взрослого.
11 мес. - самостоятельно стоит.
12 мес. - самостоятельно ходит.
Развитие 1 сигнальной системы тесно связано с развитием 2 сигнальной
системы (речь)
2-3 мес. - гулит.
6 мес. - слоги.
12 мес. -слова(10)
Речь у ребенка развивается путем подражания, поэтому важно с ребенком общаться и слова произносить правильно. Период интенсивного развития речи - 3 года. С появлением речи тесно связаны психические функции: память, мышление, воображение.
1,5-2 года - разговор фразой (что? где? когда?)
2-2,5 года - рекомендовано чтение сказок с повторением.
2,5-3 года - активный словарь 300-1200 слов.
В 2,5-3 года рекомендуют ребенку читать, рисовать, исправлять ошибки речи.
В 3 года - рассказывать стихи.
В 3-5 лет - развито чувство страха.
3-4 года - формирование «я».
4-6 лет - в развитии преобладают игровые моменты.
К 7 годам отмечается способность ребенка управлять своими эмоциями.
Психомоторное развитие особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте.
|
|
Развитие НС у ребенка 1 года жизни можно разделить на 4 этапа:
1. До 1 мес: спит, успокаивается, если взять на руки.
2. С 1-3 мес: может бодрствовать спокойно, следит за игрушками глазами.
С 3 мес. появляется «комплекс оживления».
3. С 3-6 мес: гулит, слоги, громко смеется, отличает своих от чужих.
4. С 6-12 мес: слова, выполняет движения по просьбе взрослого.