На путях к многоголосию

 

Рассказывая о работе над песней, я сознательно не касалась вопросов многоголосного пения.

Первый и главный тезис, с которого я хочу начать – многоголосие в хоре является результатом качественного развития гармонического слуха, поэтому все попытки выучить один голос, затем другой, третий, а потом их соединить механически, обречены на провал. Такой механический способ работы ничего не дает кроме усталости и разочарования и учителя, и учащихся. K многоголосию следует готовить детей, начиная с первых шагов обучения пению. Работа эта длительная и рассчитана на систематичность и последовательность накопления слуховых ощущений и формирование необходимых музыкально-слуховых умений и навыков.

Из чего же складывается система развития навыка многоголосного пения у детей?

  1. Прежде всего, из умения учащихся слышать несколько мелодических линий, тембров в музыке. С этой целью уже в первом и втором классах используются следующие произведения: «Зайчик дразнит медвежонка», «Труба и барабан» Д. Кабaлевского, «Фарандола» из музыки к драме «Арлезианка» Ж. Бизе, «Тема Шехеразады» H. Римского-Корсакова (звучание скрипки и арфы) и т.п. Привожу примеры из программы по музыке для общеобразовательной школы, потому что этот материал доступен каждому учителю.
  2. Очень важно, чтобы дети слышали количество звуков в созвучии, в аккорде. Для этого рекомендуется игра «Сколько звуков слышу я?». Учитель играет любые интервалы (простые и составные), аккорды, а дети показывают количество услышанных звуков (от одного до четырех). Эта игра очень нравится детям, играть в нее, начиная с одного-двух звуков, полезно на каждом занятии в любом из младших хоров и на уроках музыки, начиная с первого класса.
  3. Важно, чтобы дети слышали консонанс и диссонанс. Развить это умение тоже можно с помощью игры: дети делают мягкое, плавное движение руками, если слышат консонансное созвучие, и выставляют вперед скрюченные пальцы, если слышат диссонанс, при этом называют вслух оба термина и меняют выражение лица со спокойного на раздраженное. Разумеется, термины вводятся постепенно по мере накопления слуховых впечатлений.
  4. Ритмическое двухголосие – первый шаг на пути к многоголосию мелодическому. Здесь полезно исполнение песенок с остинатной ритмической фигурой в аккомпанементе, например «Уж как шла лиса» с такой ритмической фигурой:

 

 

затем труднее

 

 

Более распространенное ритмическое сопровождение можно прохлопать, отстучать, а можно исполнять на элементарных детских музыкальных инструментах. Постепенно происходит переход к ритмическому двухголосному и трехголосному сопровождению к попевкам и песням.

Все ритмические партитуры, которые дети исполняют на уроках музыки («Камаринская», «Арагонская хота», и т.д.), также активно способствуют развитию ощущения «вертикали», слышанию нескольких линий. На занятиях хора непременно ввожу эту работу в ткань занятий, естественно, на другом музыкальном материале.

  1. Эффективным путем развития навыка многоголосного пения является разучивание произведений, в которых аккомпанемент не дублирует мелодию. Это «Тень-тень» В. Калинникова, «Форель»и «Куда?» Ф. Шуберта, «Колыбельная» и «Осень» П. Чайковского и т.п. Хочу предостеречь коллег от распространенной ошибки: обычно мы играем на уроках и на хоровых занятиях так называемый рабочий аккомпанемент, приучая тем самым детей к постоянному звучанию мелодии на инструменте. Это очень вредно! Да, на первых порах надо поддержать детей, а дальше необходимо показать авторский аккомпанемент, предложить вслушаться в него и затем своим пением влиться в гармоническую ткань произведения.
  2. Следующий этап - умение слышать нижний звук из двух звучащих. Для этого проводится система упражнений, где ученики, следя за рукой учителя, озвучивают вокализом линию нижнего голоса, которая должна быть более яркой, подвижной, чем у верхнего голоса. Обычно это последовательность интервалов, где нижний звук является модулирующим.

Нотный пример

  1. Первой двухголосной песней может стать такая, где двухголосие получается за счет изменения ритма мелодии, например, эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».

(………………………….нотный пример…………………………………...)

  1. Очень просто осваивается двухголосие в песнях гетерофонного склада: мелодия одного голоса неизменна, а у другого звучит вариант этой мелодии. Этот вид многоголосия осваивается на материале русских народных песен.

 (………………………………….нотный пример…………………………………..)

  1. При обучении многоголосному пению важно, чтобы дети умели определить на слух основные гармонические функции: тонику, доминанту и субдоминанту. Малышам можно рассказать о королеве Тонике, у которой были две группы придворных: одна независимая и гордая (субдоминанта), а вторая зависимая и льстивая (доминанта). Когда дети слышат тонику – они сидят прямо, субдоминанту - прячут руки за спину, доминанту - протягивают руки вперед. Вначале слушаем тонику и доминанту, затем добавляем субдоминанту. Эту работу можно расширить и углубить, слушая аккорды, их обращения и т.п. (подробно эта методика разработана В. Кирюшиным).
  2. Для развития навыка многоголосного пения важно научить учащихся слышать средний звук из трех. Полезно также петь с ними кадансы по слуху, по записи; упражнения с выдержанным звуком в одном голосе и движении в другом; упражнения с противоположным, самостоятельным движением голосов.
  3. Освоение различных видов полифонического многоголосия – оптимальный и эффективный путь развития навыка многоголосного пения.

Параллельно с названными играми и упражнениями со второго класса разучиваем с детьми множество канонов в приму. Начинаем мы с простейших народных песен «Скок-поскок», «У кота-воркота», «Во поле береза стояла». Каноны, правда разные, поем и в классе на уроках музыки, и в хоре. Особенно много канонов поем с детьми на уроках музыки в третьем классе (6-8 канонов в течение учебного года), среди них украинская народная песня «Сеял мужик просо», белорусская народная песня «Перепелочка», литовская народная песня «Добрый мельник», венгерские народные песни «Гусенок», «Моется цапля», румынская народная песня «Дед Андрей». Каноны дети поют с удовольствием в любом возрасте, например старший хор с удовольствием поет канон В. Моцарта «Слава солнцу».

С детьми я разучиваю каноны методом «снежного кома» (так я его для себя назвала), потому что этот процесс очень напоминает процесс выкатывания большого кома для снеговика. Учим мелодию одноголосно; через два-три занятия, когда мелодия совершенно усвоена и свободно исполняется а’сарреllа, приглашаю двух - четырех самых способных детей и предлагаю им спеть мелодию со мной на два голоса, причем дети всегда начинают петь канон, а я вступаю следом за ними. Главное - это петь напевно, негромко и слушать друг друга. Класс слушает. Если с первого раза не получается, то ко второму, к третьему разу, когда ребята хорошо вслушаются, услышат сочетание голосов, все обязательно зазвучит. Затем мы делимся на две группы: часть сидящих детей тихонько помогает мне, а часть - стоящим перед классом лидерам; количество помощников я увеличиваю с обеих сторон очень осторожно. Постепенно включается весь класс. Смысл этой работы в том, что дети вначале слышат две линии в каноне, а потом поют. Этим методом я пользуюсь при разучивании нового канона, при работе над многоголосием, если в сложных местах необходимо услышать чистое звучание.

Кропотливая работа по разучиванию и исполнению канонов, цель которой выработка главного навыка – навыка слушания и слышания своего и другого голоса, их сочетания, качественно формирует навыки двухголосного пения.

  1. Следующий этап работы – пение попевок с остинатной интонацией (например, кварта в попевке 3. Ринкявичюса «Я гуляю с папой») или выдержанным звуком в одном из голосов, обычно это тоника или доминанта («На горе-то калина», «Посею лебеду на берегу», «Я с комариком» - русские народные песни).
  2. Терцовое двухголосие вводится по принципу верхней или нижней вторы (русские народные песни «А я по лугу», «Не летай соловей», «Шел ленинградский паренёк», В. Ренев «Белая дорожка»).
  3. Эффективный процесс формирования гармонического слуха невозможен без умения определять на слух интервалы. Эту работу необходимо начинать с третьего класса, осваивая кварту и секунду (большую и малую) мелодически, затем, в сравнении, гармонически; постепенно, основываясь на принципе контраста, вводится терция (большая и малая). В этой работе для нас важнее количественная величина интервала, а в четвертом классе вводятся квинта и октава на материале освоения многоголосия в русских народных песнях.

Последовательность названных этапов работы может меняться, кое-что может быть опущено, но если учесть, что этот путь рассчитан на несколько лет (а некоторые упражнения исполняются уже в старшем хоре), то он, возможно, не покажется слишком длинным.

Работу по разучиванию двухголосной песни необходимо начинать с того, чтобы дети услышали сочетание голосов, гармонический интервал, который они образуют, затем тщательно выстроить первый интервал, все кадансы, переходы с унисона на многоголосие и наоборот. Важно, предварительно выучив партии, дать детям услышать чистое звучание группы способных учеников, а затем методом «снежного кома» подключать, причем постепенно, остальную часть «классного хора».

Детей надо увлечь красотой двухголосного звучания, красотой слияния двух голосов в чистое созвучие. Любование каждым звуком, каждым созвучием составляет константную составляющую работы над многоголосием; работая над строем, я часто говорю детям: «Вот терция наконец - полетела» значит поем хорошо. Правда красиво!»

Сложные кадансы, последовательности надо учить отдельно, их, например, можно включить в распевание - учить медленно, прослушивая все созвучия, если необходимо, задерживать определенные созвучия на фермате. На первых этапах, выучив одну партию, хорошо спеть ее, вначале подыгрывая партитуру, затем спеть противоположную партию, вслушаться, слиться. Лучше всего над многоголосием работать по партитуре, используя ее как опору, как материал для сольмизации и сольфеджирования. В течение всей работы подыгрывать всегда не партию, а партитуру, очень полезно выучить и пропеть другую партию!

Разучивание по партиям далеко не всегда лучший способ работы над многоголосием. Очень полезен охват партитуры в целом как гармонического комплекса: нахождение на слух известных функций, аккордов, интервалов, их последовательностей, кадансов, затем озвучивание знакомого и только после этого нахождение и закрепление партии как части целого. Интересно не учить свою партию, а найти ее внутренним слухом, а затем вокализом озвучить (по принципу «нижний звук из двух»). Еще интереснее, вслушиваясь в гармоническую ткань произведения, сочинить свой подголосок, голос; ну а отсюда один шаг до гармонической импровизации – любимого развлечения моих певцов.

Материалом для первых опытов в области гармонической импровизации может быть простая (лучше, народная) песня с ясной гармонической структурой. Опыт показывает, что полезно начинать с песни «Степь да степь кругом». Сначала, учим песню одноголосно, затем на фортепиано показываю различные варианты звучания в пределах заданной гармонии и предлагаю детям, вслушавшись в звучание аккордов, сочинить свои подголоски в удобном для них диапазоне. Вначале робко, а затем все смелее появляются трех- четырех- пятиголосные аккорды, а затем подголоски, мелодии... Это очень интересно и полезно, потому что это серьезная самостоятельная творческая музыкальная деятельность – то, к чему мы все время стремимся в работе с детьми.

Несколько слов о трехголосии на уроке музыки. Я не согласна с Г. Струве, который утверждает, что если хор поет на два голоса, то трех и четырехголосие – это не проблема. Проблема, да еще какая, особенно в условиях школы, на уроке или в хоре! Как известно, два голоса образуют интервал, а три – уже аккорд, и его надо услышать, выстроить, выровнять по качеству звука, тембру, интонации, динамике и «слить» со следующим аккордом, а это – ох, как нелегко. Это трудная и большая работа.

В шестых, седьмых классах в партитуры дифференцировано (соответсвенно уровню развития навыков многоголосного пения) вводится эпизодическое трехголосие: это выдержанный тон в одном из голосов, остинато, подголоски.

В седьмых-восьмых классах подобную партию пишется специально для мутирующих мальчиков, учитывая их конкретные возможности. Вся певческая работа проводится дифференцированно, т.к. уровень певческих возможностей разных классов различен, а перед подростками целесообразно ставить только реальные задачи, не допуская психологических проблем и срывов в ситуациях, позволяющих убедится в собственной несостоятельности. Иными словами: дети должны уйти с урока довольные результатами своей работы, самое важное должно обязательно получиться. Таким образом воплощается в жизнь «принцип успешности».

Многолетняя практика убедила меня в необходимости самостоятельно делать все аранжировки и переложения, или корректировать существующие для конкретных детей, конкретного хора. Делая аранжировку, стараюсь сочинить нижний голос так, чтобы он был ярким, выразительным, имел свою «физиономию», засчет введения вокализов, изменения ритма, введение подголосков, изменения в тексте. Часто оставляю мелодию нижнему голосу, а сочиняю подголосок или вокализ для верхнего голоса. В детском хоре нижний голос никогда не должен быть «вторым» по значению, красоте и привлекательности для детей. Чем разнообразнее виды многоголосия, тем интереснее идет работа на уроке, тем быстрее продвигается «классный хор» по пути освоения хоровых и певческих навыков. Все вышеизложенное относится к работе со школьным хором.

 

О репертуаре

 

Говорят, что хормейстеры делятся на тех, кто «учит хор», и тех, кто «учит произведения».

Я отношу себя к тем, кто рассматривает репертуар, последовательность его изучения, сложность, характер и т. д. как основной инструмент воспитания хора. Основой репертуара в моей работе являются народные песни и доступные для детей произведений «золотого фонда» классической и современной музыки. В подготовительном хоре главная часть репертуара – это народные попевки, прибаутки, песни, в подавляющем большинстве русские. С этого музыкального материала целесобразно начинать, так как он прост интонационно, невелик по объему, легко запоминается, удобен орфоэпически, вокально – одним словом, органичен. Народные песни создавались в процессе пения, исполнители находили более удобные и выразительные интонации, в соответствии с ними шлифовался текст (обычно распеваются самые удобные гласные, а обилие гласных в русских песнях, их преобладание засчет распевов способствует формированию кантилены). Таким образом, народная песня неудобной быть не может! Не стоит забывать о существовании различных обработок, из которых важно выбирать наиболее близкие к первоисточникам и которых меньше всего коснулись «властные» композиторские руки.

Дети поют русские народные песни с удовольствием, и чем лучше получается, тем с бóльшим удовольствием поют. Исполнение многих русских народных песен можно сопровождать танцевальными движениями, чаще – движениями рук, но так, чтобы не мешать певческому процессу, не нарушать физиологию. Можно подыгрывать на детских музыкальных инструментах мелодию, а можно исполнять ритмическую партитуру, можно петь а’сарреllа, а можно с сопровождением. Изумительные обработки русских народных песен для хора и фортепиано есть у А. Гречанинова. Хор может петь простейшую попевку на одном звуке («Андрей-воробей»), а в аккомпанементе красочные гармонии все время по-разному расцвечивают один и тот же звук... И вот уже получается не попевка, а произведение, да еще какое интересное!

Народные песни, и не только русские, включаются в репертуар на уроках музыки и во всех возрастных группах хора. Вероятно поэтому, не возникает проблем, связанных с изучением и исполнением народных песен. Дети с самого начала обучения музыке осваивают родной музыкальный язык и с удовольствием обращаются к народной песне в любом возрасте. Очень важно воспитать у своих учеников любовь к народной песне, так как народная песня – часть великой русской культуры, о возрождении и сохранении которой мы так много говорим. B народной песне мы слышим душу народа, познаем его национальный характер. Неотъемлема русская песня от осознания красоты русской природы. Посредством народной песни дети ощущают свои глубокие национальные корни, таким образом воспитывается истинный патриотизм.

Серьезная часть репертуара – классическая музыка. Уже с малышами необходимо петь классику. Для совсем маленьких классической музыки написано не так уж много, здесь надо назвать имена A. Гречанинова, B. Калинникова, Ц. Кюи, A. Аренского, M. Ипполитова-Иванова. Русская детская классическая музыка незаменима в музыкальном воспитании детей, так как именно она является эталоном вкуса и создает «музыкальный иммунитет». Кстати, и по содержанию детская классическая музыка близка детям и интересна.

Третья группа произведений – произведения современных авторов: песни, связанные с датами современного календаря, песни о Родине, о героических военных подвигах и, конечно, детские песни-игры, песни-забавы, короче говоря, веселые и смешные песенки и песни.

Выбор репертуара определяется следующими критериями:

I

- знанием психофизиологических особенностей детей данного возраста;

- знанием законов музыкально-певческого развития детей и умением предугадывать динамику этого развития;

- соответствием содержания произведений возрасту детей;

- подчинением репертуара учебно-воспитательным задачам;

- развитием музыкального вкуса, развитием музыкального кругозора учащихся;

- обеспечением посредством правильного подбора репертуара целенаправленного развития мышления, внимания, памяти детей, их эмоциональной отзывчивости на музыку.

II

- развитием различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического) в тесной связи с певческим интонированием;

- рассмотрением музыкального произведения с точки зрения интонационного языка, выразительности и вокальности мелодии, диапазона, лада, особенностей гармонии, аккомпанемента и сочетания его с мелодией, своеобразия метро-ритмической структуры произведения с точки зрения соответствия психофизиологическим возможностям детей;

- рассмотрением тембровой стороны партитуры, тесситуры, штрихов, динамики, особенностей вокальной орфоэпии, с точки зрения соответствия уровню овладения певческими и хоровыми навыками.

III

- соответствием репертуара методике работы хормейстера;

- соотношением музыкального материала внутри программы по жанрам, по стилю, по темам;

- соотношением произведений различного уровня сложности: обязательно петь и легкие, и трудные, и посильные произведения;

- соблюдением равновесия художественных и технических задач.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: