Музыкальная грамотность

 

В течение первых двух лет учебы в школе вся работа по освоению типизированных ладовых интонаций, простейших ритмоформул, нотной грамоты проводится в системе относительной сольмизации.

В области музыкальной грамотности дети должны освоить представление о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте, уметь сравнивать два звука по высоте (игра: «Какой звук выше?»), при постепенном сближении звуков до терции, секунды. Познакомиться с нисходящей интонацией малой терции V«ЗО»-III«ВИ» ступени, уметь петь ее по музыкальной лесенке при показе ручными знаками ступеней. Начать освоение нотной записи на нотном стане, состоящем вначале из двух линеек. Познакомить детей со слоговыми названиями ступеней: V – «ЗО» и III – «ВИ». Начать освоение алгоритма сольфеджирования.

Сольфеджировать простейшие попевки, построенные на одной и двух ступенях лада (V-III), а затем разучивать их с текстом и использовать на последующих уроках для распевания. Разучивать песни, опираясь на высотное тактирование учителя и детей, графическую запись песни на доске. При разучивании песенок пользоваться музыкальной лесенкой, по которой путешествует волшебная указка.

Начать освоение понятия «ритм». Освоить соотношение четверти и двух восьмых, познакомить со слоговыми названиями  – ТА, ♫ – ТИ-ТИ. Уметь воспроизвести (прохлопать, простучать) простейший ритмический рисунок, использовать ритмизацию текстов. Ввести понятия о звуках высоких, низких, а затем средних. Осваивать явление регистра (без привлечения термина) в процессе дидактических музыкальных игр.

Понимать значение терминов «мелодия», фраза.

Разучивать попевки в предложенном порядке, т.к. он обусловлен последовательностью изучения интонаций.

 

Игра: «КТО ДОЛЬШЕ СЛЫШИТ ЗВУК?»

Учитель играет на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как можно дольше и, когда перестают его слышать, тихо поднимают руку. Игра хорошо концентрирует внимание, помогает настроить детей на слушание.

 

Игра: «КАКОЙ ЗВУК ВЫШЕ – ПЕРВЫЙ ИЛИ ВТОРОЙ?»

Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой – в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру надо проводить в течение первых лет обучения. Она хорошо развивает звуковысотный слух, подготавливает освоение интервалов.

Игра на определение направления мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление движения рукой. Предлагаю некоторые художественные примеры из музыкальной литературы:

Э. Григ «Концерт для фортепипано с оркестром» (фрагмент главной темы).

С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки).

Р. Шуман «Дед Мороз» (первая тема).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: