1. В центре всей работы по развитию музыкального восприятия и освоению музыкальной грамотности лежит дальнейшее освоение понятия интонация и развитие интонационного мышления.
2. Основной задачей третьего года обучения является активное формирование ладового чувства, освоение полного мажорного звукоряда, посредством овладения различными интонациями, интонационными моделями, определяемыми соотношением устоев и неустоев внутри лада. Параллельно осваивается натуральный и гармонический минор. В основном, попевки связаны с освоением II и IV, VII ступеней лада и поступенного движения. Все попевки обязательно вначале сольфеджируются, затем выучиваются с текстом, а далее используются как материал для распевания. Вся работа проводится только a’capella.
3. Важнейшим направлением работы является осознание тоники как центрального по значению, самого устойчивого звука лада. У детей должно быть сформировано умение слышать тонику в звучащей музыке, озвучить (спеть) ее, умение допеть до тоники ладово-незавершенную фразу.
|
|
4. Продолжение освоения тонического трезвучия, понимание его место в ладу. Интонирование различных попевок и упражнений, включающих тоническое трезвучие (первая и вторая четверть).
Проведение игр-импровизаций на допевание тоники, диалогические импровизации (вопрос-ответ) в парах учитель и ученик, ученик – ученик (в течение учебного года).
5. Определять на слух и уметь интонировать тон и полутон, понимать значение терминов.
6. Продолжение освоения понятия «мелодия». Использовать различные виды графической записи звуковысотности, показ ручных знаков ступеней лада, использование кисти руки, как нотного стана.
7. Расширение представления о понятии «регистр». Проводить музыкальные игры, связанные с осознанием этого понятия на более сложном музыкальном материале, отражающем изменения регистра (в течение всего учебного года).
8. Формирование умения определять на слух мажорный и минорный лад; ввести понятие – лад. (Игра «Солнышко-туча» – в течение всего года). Знать термины «мажор» и «минор», понимать их, пользоваться ими в процессе анализа звучащей музыки.
9. Определение на слух консонанса и диссонанса, понимание их смыслообразного значения в музыкальном произведение.
10. Постепенное, в течение года, освоение абсолютной нотации. Параллельная работа в системах относительной и абсолютной сольмизации.
11. Освоение мажорного звукоряда: общее представление о тональностях: до мажор, ля минор, соль мажор – ми минор, фа мажор – ре минор, сольфеджирование в этих тональностях. (3 и 4 четверти).
12. Знакомство со знаками альтерации (диез и бемоль), понимание их значения в практическом музицировании. Работа с наглядным пособием «немая клавиатура». Клавиатура должна быть выполнена на плотной бумаге или картоне в натуральную величину в объёме полутора октав в количестве, необходимом для раздачи каждому ребёнку. Все попевки и песенки, начиная со второй четверти, мы сольфеджируем и «играем» на клавиатуре, затем дети по очереди играют их на рояле.
|
|
Учитель «играет» на большой клавиатуре, расположенной на доске, показывая аппликатуру и некоторые приёмы игры на фортепиано. В течение учебного года каждый ребенок должен несколько раз сыграть знакомую попевку на фортепиано. Идеально, если на уроке каждый ребенок обеспечен звучащей клавиатурой (компьютер, синтезатор).
13. Постепенное освоение названий и расположения нот первой октавы на нотном стане параллельно с работой в системе относительной сольмизации (начиная с первой четверти, и в течение всего учебного года). Игра в музыкальные ребусы: (). Знакомство со скрипичным ключом, его значением в нотной записи.
14. Сольфеджирование доступных фрагментов песен, тем из прослушиваемых произведений, всех предлагаемых детям попевок и упражнений. В течение четверти сольфеджировать не менее 5-6 попевок и песенок.
15. Практическое знакомство с понятием «интервал». Сравнительное освоение секунды (тон и полутон) и кварты, как внутриладовых интонаций, сначала мелодическое, а затем гармоническое; определение на слух. Введение образных названий (В. Кирюшин) гармонических интервалов: секунда (2) – «ёжик», кварта (4) – «ворона», в конце года терция (3) – «зайчик».
В области метро-ритма необходимо провести работу по следующим направлениям:
- актуализация, понимание и употребление термина «ритм»;
- повторение и закрепление простейших ритмослогов в размере 2/4, знание длительностей: , и пауз: восьмой, четвертной, половинной, а также разнообразных ритмических мотивов, включающих эти длительности. Освоение пунктирного ритма на материале разучиваемых песен;
- определение на слух двухдольного и трёхдольного метра (первое полугодие); ритмизация стихотворений в размере 2/4 и ¾;
- закрепление простейших ритмослогов в размере ¾;
- закрепление понятия о такте и тактовой черте;
- умение читать ритм в объёме изученных длительностей, уметь повторять на слух более сложный ритм в процессе ритмических игр типа «Эхо» и в процессе разучивания песен;
- закрепление представлений о различных динамических изменениях в музыке. Овладение понятиями forte и piano в исполнительской деятельности. Умение слышать динамические изменения в прослушиваемых произведениях;
- развитие у детей умения слышать знакомые элементы музыкальной речи, следить за их изменением в музыкальных произведениях, прослушиваемых на уроке музыки и вне его, то есть применять на практике свою музыкальную грамотность.